Со дня выхода на экраны страны очередного супер-мега-гига блокбастера интернеты наполнились говносрачами на тему деградации нашего кинематографа. Некоторые статьи вполне здравые. До такой степени, хочется высказать и свою точку зрения.

    Поскольку я не отношусь к людям, которые «не читали, но осуждают», я не буду говорить ничего про фильмы, которые я не видел (и не хочу). Говорить будем про тренды. А тренд таков: всё наше прокатное кино – глубоко вторично.

    Часто приходиться слышать, «вот наши научились снимать не хуже, чем в Голивуде!». И приводятся совершенно дикие вещи вроде Ночного Дозора, Волкодава или, прости господи, Экипажа (не к ночи буде упомянутым). Что тут не так? Проблема ведь не в том, хуже, чем в Голивуде или лучше, чем в Голивуде. Проблема как в импортозамещении – в постановке цели, которая неправильна на столько, что следование ей, самое успешное и эффективное в принципе не может принести никакой пользы кроме вреда.

    Вот представьте, вы печёте домашний хлеб, пирожки, пироги с грибами по рецепту прабабушки. Оборот вашего бизнеса небольшой, но позволяет сводить концы с концами и жить «не хуже других». И тут рядом с вашим магазинчиком открывается трёхэтажный торговый центр, в котором есть всё от бинта до ваты. Хлеба там больше, пирожки дешевле. Станет ли хуже вашему бизнесу? Да ясен фиг! Но вы весь так принципиальный и высокодуховный, что не хотите так просто отдать свою нишу поганому глобализму, и решаете менять бизнес стратегию.

    Вот тут и начинается самое интересное, можете ли вы поставить себе цель: что бы было не хуже, чем в торговом центре? Можете. Расширите ассортимент продукции, на одну полки положите детские смеси, на другую женские прокладки, на третью бытовую химию, в результате для пирогов места уже нет, да и времени на выдерживание уникальной рецептуры тоже. К чему приведёт такой путь? К неизбежному разорению, потому что их ассортимент всегда будет шире, цены – ниже, сервис – лучше. Перетащить клиентуру торгового центра вы всё равно не сможете, но своих клиентов гарантировано потеряете.

    Для выживания в такой конкуренции единственная возможность – уникальный товар. Ваш товар уникален, вы должны расширить именно его ассортимент и выйти к покупателю, например, заняться доставкой на дом. Т.к. ваш товар всегда будет дороже, то снижать цену просто бессмысленно, а значит то что дороже должно быть лучше (удобнее, интереснее, необычнее и пр.), но лучше не в том где вас с лёгкостью переиграет торговый центр.

    Так вот и наш кинематограф. Бюджет Викинга около 20 000 000$ по меркам Галивуда – копейки. Даже если у вас будут расчудесные актёры, гениальный режиссёр, отличный оператор – вы проиграете. Вы не можете не проиграть. Вы пытаетесь играть на чужом поле, где врагу знаком каждый гвоздь, потому что он его там и вбивал, враг имеет преимущество: численное, моральное, тактическое, стратегическое, информационное, законодательное, материальное, техническое, идеологическое и т.д., налаженный промоушен и канал сбыта, своего клиента и свою сеть продаж.  Выиграть в такой конкуренции невозможно. Выиграть в нападении можно только если ваши возможности хотя бы вдвое превышает возможности вашего противника по основным позициям. А у нас возможности ниже даже не на порядок, а в лучшем случае в тысячу раз.  А если у вас карифан и карабин вы не сможете взять танковую часть. Вы можете только геройски погибнуть.

    Теперь самое главное, а что же делать? Ответ нужно искать в нашей уникальности. Да! Она у нас есть! У нас был Бодров, может Слепая Ярость составить конкуренцию «Брату»? Нет, у них разный зритель. Может Остров Проклятых составить конкуренцию «Острову» Павла Лунгина? Нет. Может ли Цельнометалическая Оболочка составить конкуренцию ДМБ? Нет. А вот, блять, 9й роте – может! И составляет! И 9я рота проигрывает эту конкуренцию! Потому что это не просто унылое говно, а слизанное унылое говно!

    Вот Омен не может составить конкуренцию Предсказанию, Сумерки не могут составить конкуренцию Пьющим Кровь. А Волкодаву может составить конкуренцию, что угодно от Властелина Колец, до Игры Престолов.

    Т.е. мы имея свой уникальный продукт, пытаемся конкурировать не его преимуществами, а подражанием чужому продукту, который заведомо лучше, теряем своего зрителя, и не приобретаем ничего взамен. Зачем? Для меня это загадка.

    Вот китайцы могут снять «Битву у Красных скал», но и тут будет подражание только масштабностью, всё-таки на основе уникального продукта, это раз. И ресурсов вбухано будет вдвое больше чем в средний американский блокбастер – это два.

    Поэтому, когда Бондарчук снимает «Я остаюсь», получается амфогенно конкурентный продукт, да в своей нише, да без возможности хорошо на нём заработать, но это штучное изделие, за которым придёт его клиент. А когда Бондарчук снимает «Жук в муравейнике» - получается кусок говна, от которого плюются фанаты Стругацких, а фанаты звёздных войн на него просто не идут!

    Собственно, о чём был заголовок. Был такой рассказ «День открытых убийств», советского диссидента Юлия Даниэля. И есть фильм «Судная ночь», содранный с этого рассказа чуть менее чем полностью. Чем примечателен фильм, тем что снят в канве советской психологической школы социального кино. С бюджетом, заметьте 3 000 000, т.е. копейки даже по нашим меркам. Со сборами в 100 000 000!!!

    Вот что нам мешает снять Черновик? Да, всё!!! Всё нам мешает! У нас нет ни технологий, ни актёров, ни режиссёров, ни денег для такого кино! А что нам мешало вместо америкосов самим выпустить в прокат «День открытых убийств»? Да, ничего!!!

    Так зачем же наши продюсеры и режиссёры занимаются *уйнёй, и не снимают то, что они любят и умеют, а главное МОГУТ делать хорошо? Вместо тупого, бессмысленного и бесполезного копирования чужой блевотины? …вопрос риторический…