Вода мокрая, небо голубое, а уровень безработицы в России немного подрос

Аврора Северная СНЖ Экономика 118

Вода мокрая, небо голубое, а уровень безработицы в России немного подрос — примерно так можно описать содержательное высказывание главы государства Владимира Путина на встрече с ВРИО главы Архангельской области Александром Цыбульским.

«Всё-таки в Архангельске уровень безработицы, у нас в целом в стране немного подрос уровень безработицы, но в Архангельске подрос чуть больше, чем в среднем по стране», — В.В. Путин (цитаты великих).

Попробуем расшифровать загадочное послание Президента РФ и выяснить реальную ситуацию с безработицей в России.

Так согласно официальным данным Росстата уровень безработицы в январе 2020 года составлял 4,7%.

В свою очередь премьер-министр России Михаил Мишустин заявил о росте официальной (!) безработицы в РФ в 3,5 раза с 1 апреля.

По его словам, «с 1 апреля число людей, которые были официально зарегистрированы в органах службы занятости как безработные, выросло более, чем в 3,5 раза, но, судя по данным министерства труда, резкого, взрывного роста безработицы удалось избежать».

Итак, если опираться в расчетах на данные из официальных источников, то можно сделать косвенный вывод о росте безработицы с 4,7% до 16,45%. И это, заметьте, речь идет только об официальной безработице. Реальное же количество безработных людей может быть выше, по тем причинам, что в статистику попадают только те, кто самостоятельно встал на учет и данные крупных предприятий, как правило сведения от среднего и малого бизнеса не поступают.

Но мало того, что люди официально не регистрируются безработными, так еще существует скрытая форма безработицы, когда человек формально трудоустроен, при этом находится либо в отпуске по собственному желанию, либо получает минимальную зарплату, по факту оставаясь безработным.

В Минтруде уже предупреждают, что в ближайшее время грядут сокращения, наибольшие увольнения затронут работников в торговле, в сфере услуг и транспортной отрасли.

На фоне ухудшающейся экономической и социальной ситуации в стране заявление заместителя директора Центра занятости населения Нефтекамска о том, что граждане отказываются работать, так как получают слишком высокий размер пособия по безработице, подняло бурю общественного негодования.

По ее словам, длительно неработающий гражданин получает, самое минимальное, 5 175 рублей. Если есть хотя бы один ребенок, размер пособия увеличивается на три тысячи рублей.

«Как правило, малоимущие семьи – это многодетные, то есть три ребенка – это уже почти 15 тысяч рублей, выше МРОТ. Зачем человеку работать, если он может получать в центре занятости эти деньги», — сказала она.

Выдержки из доклада чиновницы показали в эфире телеканала «Нефтекамск 24».

Слова нефтекамской чиновницы вызвали волну бурных эмоций в соцсетях: «Сытый голодного не разумеет», «Это не пособия высокие, а зарплаты низкие», «Как не стыдно, работодатель предлагает зарплату в 12 300 рублей, как на них прожить, конечно, лучше стоять в центре занятости, детей кормить нужно».

И действительно, о каком достойном уровне жизни населения может идти речь? В России сформировался целый класс работающих нищих, оплата труда которых до абсурда мизерна и порой доходит ниже пособия по безработице, хотя пособие по безработице и так является нищенским минимумом и временной мерой на период поиска работы. Про этот вопиющий факт, который сам по себе является нонсенсом в нормальном обществе, чиновники предпочитают молчать, зато выводы что пособие по безработице нужно урезать, они сделали и не стесняясь обсуждают в СМИ.

Проф. С.С. Сулакшин дает определение сложившемуся явлению: «хронически неоправданно заниженная зарплата российским работникам». И приводит данные статистики где производительность труда привязана к оплате труда: производительность труда в США в 3,6 раз выше, чем в России, при этом разница в оплате труда — 9,6 раз. То есть в России в 2,5 раза выше степень эксплуатации наемного работника.

Основным фактором влияющим на высокую производительность труда является технологическое оснащение рабочих мест, то есть высокотехнологичные рабочие места позволяют производить продукт с высокой добавленной стоимостью в конечном итоге. В сырьевой модели экономики, где все основано на продаже ресурсов в том же виде в каком добыли из природы, добавленная стоимость минимальная, соответственно низкая производительность заложена в основу существующей экономической системы РФ, а высокой производительности можно добиться лишь сверх эксплуатацией природных и человеческих ресурсов.

При таком примитивном устройстве экономики малейший кризис рискует стать затяжным, в неразвитом экономическом пространстве квалифицированные работники становятся не нужны, следовательно происходит взрывной рост безработицы, потому как рабочих мест либо нет, либо они настолько непривлекательны, что ни один здравомыслящий человек не пойдет туда работать. Про это тоже предпочитают государственные кабинетные сидельцы молчать и делать вид что во всем у них коронакризис виноват.

Какими будут последствия у такого недальновидного и некомпетентного управления можно понять, если сделать  политико-экономический экскурс в историю России.

Как отмечает проф. С.С. Сулакшин: «не менее важным обстоятельством, которое должно быть принято во внимание, является историческая динамика изменчивости производительности труда и оплаты труда. Ситуации, когда производительность труда существенно начинает превышать оплату труда, свидетельствуют о повышении степени эксплуатации, которое совпадало с крайне опасными моментами в российской истории: революцией 1917 года, 1991 годом. С другой стороны, максимальные темпы роста производительности труда (период бурного беспрецедентного роста в Советском Союзе) имеют место тогда, когда оплата труда выше, чем производительность труда».

 

Соотношение роста зарплаты и производительности труда в истории России. 1 — рост заработной платы, 2 — рост производительности труда. («Государственное управление в России и труд. Оплата, мотивация, производительность» С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян, И.Ю. Колесник, стр.199)

Соотношение роста зарплаты и производительности труда в истории России. 1 — рост заработной платы, 2 — рост производительности труда. («Государственное управление в России и труд. Оплата, мотивация, производительность» С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян, И.Ю. Колесник, стр.200)

«В истории России наблюдаются очень характерные особенности. Как только зарплата серьезно отставала от производительности труда (в 1916 г. — в 2,13 раза, в 1990 г. — в 1,7 раза), что означало рост степени эксплуатации наемного работника, — происходили социальные революции» — делают вывод исследователи.

Если провести исторические параллели с современностью, то высокая эксплуатация работников, низкая оплата труда, рекордный рост безработицы — в совокупности складываются в предреволюционную ситуацию.

В Центре научной политической мысли и идеологии разработаны мероприятия по выходу из экономического кризиса, которые смогут оздоровить Россию и предотвратить социальные потрясения. Но это возможно только через переход к новой экономической системе.

Чтобы узнать как построить умную экономику ознакомьтесь с тематической подборкой трудов Центра:

  • «Российская экономика: от сырья к знаниям» (технология перехода) С.С. Сулакшин;
  • «Научные подходы к формированию Экономической доктрины РФ» С.С. Сулакшин;
  • «Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике«, авторский совет: Якунин В.И., Макаров В.Л., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Вилисов М.В., Лексин В.Н., Симонов В.В., Роик В.Д.
  • «Макробаланс страны как инструмент и реальность» С.С. Сулакшин, Л.И. Кравченко;
  • «Новая стратегия успешной России» (Программа Сулакшина «Настоящий социализм»)
  • «Человек и государство: развитие и управление» С.С. Сулакшин;
  • «Превосходство, присвоение, неравенство» В.Э. Багдасарян, С.С. Сулакшин;
  • «Применение вычислимых моделей в государственном управлении» В.Л. Макаров, А.Р. Бахтизин, С.С. Сулакшин;
  • «Финансовые рынки и экономическая политика России» С.С. Сулакшин, Б.Б. Рубцов, М.А. Абрамова, И.Р. Ахметзянова, О.И. Лаврушин, Я.М. Миркин, И.Н. Платонова, М.Ю. Погорелко, Е.С. Сазонова, Р.Т. Юлдашев;
  • «Рынок труда: проблемы и решения» А.В. Кашепов, С.С. Сулакшин, А.С. Малчинов;
  • Проблематика формирования оптимального уровня оплаты труда, стимулирующего экономику и развитие человеческого капитала исследуется С.С. Сулакшиным, В.Э. Багдасаряном, И.Ю. Колесником в коллективном труде «Государственное управление в России и труд. Оплата, мотивация, производительность», также в главе 4  авторами приводится проект федерального закона «О доходах и оплате труда».

Вся научная база и труды Центра Сулакшина находится в открытом доступе, но при действующем режиме они пока не востребованы и ждут своего часа. Остается только надеяться, что этот час наступит скоро.

Аврора Северная, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина

Фото превью: twitter.com

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора