http://img-fotki.yandex.ru/get/6423/161483501.4/0_94855_c4a5e5f8_L.jpg

Яркий пример антисоветизма.

Нахожу сегодня в Топе пост с вопросом: «почему в советские времена в каком-то загоне держали фантастику? Ведь дефицит дефицитов был! Да, издавали, в книжках и журналах, но все равно, не сравнить с "реалистичной" беллетристикой. Я до сих пор помню, как в девятом классе мне на Новый Год гость принес почитать (не в подарок!) Гарри Гаррисона, "Проклятая планета" и еще несколько книг из серии "Зарубежная фантастика", так это был для меня самый крутой подарок за все школьные годы!» .

Ну, я не знаю, как адекватно ответить на такой вопрос. Пожалуй, я на него отвечу, когда автор поста ответит мне, почему она жрет кошек. Вот ведь с виду симпатичная женщина, а кошек жрет! Что это с ней? Может, несчастное детство? Может, витаминов не хватает?

С чего я взяла, что она жрет кошек? А с чего она взяла, что «в советские времена в каком-то загоне держали фантастику»? За какие места ее держали и в каком загоне?

Но зато комментаторы автора все объяснили:

«Развивала воображение, побуждала мечтать и фантазировать, думать и продумывать. А в Советах надо было чтоб каждый в свое корыто смотрел и о том, что за пределами оного даже задумываться не смел.

Потому, что хорошая фантастика - "полигон человечества", который иносказательно позволяет говорить ТАКОЕ, отчего у некоторых ответственных товарищей оппа начинала моментально подгорать. А повода явно запретить нет, т.к. никакой явной антисоветчины не просматривается.

Я вот до сих пор не понимаю, как за "Обитаемый Остров" Стругацких в цугундер не упекли...

Традиции классического образования помноженные на общую бюрократичность и пренебрежение жанром на гос. уровне.

И принятие жанра скорее как идеологического оружия. Соответственно попытки его контролировать, с соответствующим успехом, когда единственным способом контролировать является запрет на издание.

Насколько я помню, в загоне и в дефиците были все "жанры": и фантастика, и детективы, и юмор. В первую очередь - соцреализм, а потом уже все эти виньетки, по остаточному принципу. Наверняка "жанровые" книги было труднее включить в планы издательств: там и язык по умолчанию живее и необычнее, и идеи могут быть всякие разные. Как бы чего не вышло.

А конкретно фантастика - это либо эскапизм, либо какое-то не такое будущее, как нам надо.

в фантастике много свободы. и качественаня фантастика учит думать, что могло привести к антисоветским выводам.

Фантастика воспитывает умение видеть будущее, конструировать его. По крайней мере масштабная, вроде "Туманности Андромеды" Ефремова, "Мира Полдня" Стругацких и т.д. Наверное, это считалось вредным для советских граждан :)

тоталитарный строй отличается тотальным проникновением в сознание - инаково мыслящие равно политпреступники. фантастика отличается разновариантными моделями будущего, а это недопустимо. впереди одна единственная светлая цель и нини по-другому.

Оказывается, есть иные варианты жизни, кроме как затухания в ячейке общества и движения по известной с детства колее школа-инст-брак-дети-работа в бюро. Можно мечтать, бороться, искать и общество не указ. В фантастике герой чаще один на один с миром, в Совке перед человеком стоит буфер системы, что дает как плюсы, так и минусы.»

Скажите, зачем они это написали? Ведь они не помнят этого времени, или никогда не читали ничего вообще. Между прочим, именно такие люди, всегда готовые дать правильный ответ, особо доставали при СССР.

Конечно, там есть и нормальные коменты.

Правда заключается в том, что тиражи книг были в СССР огромными. Например, знаменитая серия «Библиотека современной фантастики» в 25-ти томах, выходящая с 1965 по 1973 год, печаталась в 250000 экземплярах. Но в магазинах ее было не достать.

А книга Чудиновой «Победители» вышла в 2000 экземплярах, и есть в любом магазине, и весь тираж так и не раскупят, причем, тираж в 2000 экземпляров считается сегодня нормальным. А в СССР – 25 тыс. считался маленьким тиражом.

Что же изменилось? Людей у нас стало меньше: было 250 млн., стало 146.

Эти люди стали гораздо меньше читать.

Те, кто продолжает читать, книги скачивает, а не покупает.

А в СССР была система, при которой книги в первую очередь поступали в библиотеки. Библиотек было много – детских, взрослых, районных, школьных, вузовских, на каждом производстве, в больницах, пионерских лагерях и домах отдыха.

Наверное, не все книги попадали во все библиотеки, но та же БСФ была во многих библиотеках.

Советские фантасты были достаточно идеологически подкованы. Во многих утопиях показывали светлое коммунистическое будущее, капитализм критиковался.

Из зарубежной фантастики печатали то, что тоже несло нужный для нашей идеологии отпечаток.

Но, конечно, были и книги без всякой идеологической составляющей, просто веселые. Например, мы все обожали «Заповедник гоблинов» Саймака.

http://www.e-reading.club/cover/104/104332.jpg

Он вышел в серии «Зарубежная фантастика», которая выпускалась издательством "МИР" с 1965 по 1999 год.

http://archivsf.narod.ru/1965/zf/index.htm

Жанровые книги печатались также в «Библиотеке журнала «Огонёк»: пять томов Стивенсона, восьмитомники Конан Дойля и Жюля Верна, шеститомник Грина, пятнадцать томов Уэллса. Это были подписные издания со строго регламентированным тиражом (например, Стивенсон — 643 тысячи, А.Грин — 626 тысяч экз.).

Произведения в жанре фантастики публиковали в самых разных журналах. Например, в каждом номере "Химии и жизни" был или фантастический рассказ или повесть, которая печаталась с продолжением. Стругацкие выходили вначале в "Знании-силе" и т.п. Не чурался фантастики "Вокруг света", и в "Огоньке" бывали фантастические рассказы. В "Юности" тоже, в "Авроре" - да я не знаю, где только фантастики не печатали. Тиражи этих изданий были большие.

Вот еще несколько серий:

Серия «Научная фантастика», издавалась с 1965 года

http://www.oldsf.ru/userfiles/image/anf/nf01t1.gif

http://www.oldsf.ru/almanakh-nauchnoi-fantastiki

тираж 111500, 100000

Серия «Мастера современной фантастики»

http://www.oldsf.ru/mastera-zarubezhnoi-fantastiki

Серия "На суше и на море", серия "Библиотека приключений". Множество изданий Жюля Верна, Уэллса

Надо сказать, что подбор книг и их переводы были хорошего качества. Когда в 90-е издали всего Саймака, Гаррисона, Картнера – их уже читать было не так интересно.

Вместо того, чтобы рассуждать о несуществующей проблеме – в СССР не выпускали фантастику – лучше бы поговорили о том, почему утопии сменились на антиутопии, почему вместо научной фантастики процветает фэнтези, почему мир будущего с невероятными техническими достижениями сменился на мир Средневековья с драконами.

По-моему, это гораздо интереснее.