Кого будут выводить из тени

Канал «Аксиома» Политика 72

Автор Андрей Сергеевич Дёгтев,  эксперт Центра Сулакшина

Агентство Bloomberg со ссылкой на анонимные источники сообщило, что Владимир Путин потребовал от государственных чиновников обеспечить вывод 30 млн. россиян из теневой экономики. Какие препятствия и побочные эффекты таит в себе борьба с гаражной экономикой?


Пару недель назад агентство Bloomberg со ссылкой на анонимные источники сообщило, что Владимир Путин потребовал от государственных чиновников обеспечить вывод 30 млн. россиян из теневой экономики. Это произошло на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Вероятно, это один из целевых посылов, которые президент планирует реализовать в ближайшие годы. Примерно такой же — как создание 25 млн. рабочих мест. (Где они?). А если так, то за исполнение данного поручения чиновники возьмутся серьёзно. Нет никакого сомнения в том, что уклонение от уплаты налогов является угрозой экономической безопасности и должно пресекаться. Однако какие препятствия и побочные эффекты таит в себе борьба с теневой экономикой?

НЕВИДИМАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ 

 

Существенная доля российского бизнеса находится в тени, чтобы платить меньше налогов. Стоит оговориться, что в данном случае речь идёт о некриминальной части теневой экономики — то есть о так называемой серой (ненаблюдаемой) экономике. 


Сюда относятся в принципе законные экономические операции, масштаб которых занижается с целью уклонения от уплаты налогов. В более широкое определение теневой экономики входит и криминальный бизнес — наркоторговля, торговля оружием, людьми, контрабанда и т. д. 

Рост теневой экономики в России ускорился с начала текущего кризиса. С января по сентябрь 2014 года в теневой экономике стало работать на 1,5 млн человек больше. Их численность достигла 14,9 млн. А с ноября 2014 года по февраль 2015 года неформальная занятость уже увеличилась до 17–18 млн человек. Каждый пятый работник из числа занятого населения трудоустроен в неформальном секторе. С учетом тех, кто получает часть зарплаты в конвертах, теневая занятость может доходить до 40%. 


Влияет ли на этот процесс экстремистская либеральная догматика? Безусловно. 

Весь теневой сектор занятости можно условно разделить на две части: это 1) фирмы, для которых сокрытие налогооблагаемой базы является единственным условием выживания, и 2) фирмы, которые легко могли бы прожить и без ухода в тень. 

Для последних теневая форма найма персонала является способом максимизации прибыли. Сотрудники в таком случае лишаются стажа и социальных выплат и их отношения с работодателем практически не контролируются законом. Речь идёт о натуральной эксплуатации. Такие схемы весьма распространены среди фирм, использующих труд мигрантов. Этой категории работников труднее других отстаивать свои права, чем и пользуются недобросовестные работодатели.


Сэкономленные за счёт неполной уплаты налогов деньги вовсе не зачисляются в зарплату работникам, а пополняют и без того умопомрачительные сверхприбыли владельцев бизнеса. В итоге страдают все (и наёмные работники, и государство), кроме паразитического слоя бизнесменов-эксплуататоров. С таким уклонением от уплаты налогов, безусловно, следует бороться.


ЖИЗНЬ В ТЕНИ

Есть и другой сектор теневого бизнеса — малый бизнес, который едва сводит концы с концами и вряд ли смог бы существовать, полностью уплачивая налоги. Вывод такого бизнеса из тени равносилен его банкротству и ликвидации. 


И зависит это, прежде всего от экономических условий для деятельности, созданных властью. Безумные кредитные ставки, прежде всего. Такой бизнес не приносит доходов в бюджет, однако он решает важнейшую задачу — обеспечивает самозанятость населения. В противном случае люди попросту оказались бы на бирже труда, и государству пришлось бы выплачивать им пособия. 

Кроме того, малый бизнес способствует росту ВВП (через мультиплицированное воздействие на экономику) и поддерживает рыночную конкуренцию. Причем требовать от него экспортной конкурентоспособности, способности исполнять госзаказ (о чем разглагольствует правительство Медведева) — верх экономической глупости. Этот сегмент малого бизнеса очень чувствителен к налоговому давлению. Вряд ли может быть иначе, когда прибыли едва достигают уровня средней зарплаты по стране, а рентабельность исчисляется считанными процентами.

Мы уже видели результат неразумного регулирования налогообложения малого бизнеса, когда в 2013 году были почти вдвое повышены обязательные взносы для индивидуальных предпринимателей. В результате за два года закрылись более 600 тысяч ИП. Кто-то ушёл в тень, кто-то прекратил заниматься бизнесом. Правительство сделало это своими руками. Зачем? 

Уход в тень для такого бизнеса является не проявлением жадности, а формой компенсации недостаточной государственной поддержки и повышенных издержек в виде процентных ставок по кредитам (рис. 1).

 

Рис. 1. Результаты опроса, проведённого Центром научной политической мысли и идеологии в ходе «Российского бизнес-собрания по проблеме денежно-кредитной политики» 10 марта 2016 года. Респондентам предложили назвать наиболее значимые проблемы российского бизнеса. На рисунке отражен % респондентов, назвавших соответствующую проблему.

Таким образом, в рамках теневой экономики выделяется два сектора, воздействие на которые в рамках политики по выводу из тени должно принципиально отличаться. Реально доходные виды бизнеса, активно эксплуатирующие наёмный персонал, должны в полной мере выводиться из тени. Необходимо заставить их добросовестно платить налоги и соблюдать права своих работников.

Что же касается малого бизнеса, балансирующего на грани рентабельности, то налоговая нагрузка на него, напротив, должна быть максимально снижена законодательно. Главное: должна поменяться денежно-кредитная политика, ставка кредита. Но это сродни тому, что правительству и президенту нужно было бы сменить веру, что ли. Монетаризм похоже у них в крови. А перелить кровь пока общество и политический процесс не в состоянии. Одновременно необходимо максимально упростить административные процедуры его регулирования. 

Всё это позволит увеличить численность малого бизнеса. В случае эффективного вывода из тени крупных налогоплательщиков потери от снижения налоговой нагрузки на малый бизнес будут полностью скомпенсированы. А общеэкономический эффект от роста малого бизнеса будет ещё существеннее. Однако насколько легко реализовать такой сценарий в России?


ЭКОНОМИКА ИЗ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ СЛОЕВ

Одна из ключевых проблем российского государственного управления последних двух десятилетий заключается в отсутствии верховенства закона. Правовое регулирование является фрагментарным и непоследовательным. Изъеденное коррупцией государство не в состоянии добиться того, чтобы закон был одинаков для всех. Самые сильные игроки имеют статус неприкосновенности в то время, как слабые сполна несут ответственность за неисполнение закона.

Так и в случае с выводом экономики из тени. Вряд ли налоговые органы смогут приструнить крупных бизнесменов, прочно встроенных в систему высокопоставленного лоббирования и крышевания. А отдуваться за всех, весьма вероятно, придётся малому бизнесу. Распоряжение-то есть! Вот и будут выводить народ из тени. По традиции. «А ну выходи из тени! Шаг влево, шаг вправо считается побегом!». 

Такое безалаберное выполнение изначально грамотных задумок мы видели уже не раз. Это и майские указы, превращённые в массовые увольнения бюджетников вместо поднятия их зарплат. И законы о госзакупках, в результате которых возросла волокита, и снизилось качество, но так и не была искоренена коррупция. И развитие, вместо которого кризис за кризисом. И многое другое.

Коррупция и отсутствие нормального правосознания существенно снижают эффективность любого крупного государственного начинания в современной России. Есть опасность, что не станет исключением и выведение экономики из тени. Если политика по борьбе с тенью будет несбалансированной, под ударом рискует оказаться малый бизнес.


 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора