Оружие России: проблемы и достижения

Александр Кочан 18.09.2021 9:17 | Общество 42
Фото: Gunsfriend.ru

Почему развитие оборонного комплекса РФ принесло весьма противоречивые результаты

В России приближается очередная дата празднования Дня Оружейника — 19 сентября, когда РПЦ почитает Архистратига Михаила — покровителя небесного воинства.

Праздник учредил президент РФ Дмитрий Медведев своим указом от 3 декабря 2011 года. Ранее об этом руководство страны попросил Михаил Тимофеевич Калашников.

Традиционно в этот день, помимо торжеств, проходят и деловые мероприятия. В связи с этим уместно напомнить о достижениях и нерешённых насущных проблемах оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России.

Цена безудержного пиара

Последние годы на фоне обострения геополитической ситуации и экономических трудностей, в том числе по причине западных санкций, в нашей обществе заметно увеличился авторитет армии и возрос интерес к военной сфере в целом.

Отчасти это явление было вызвано серьёзной деградацией отношений с НАТО и Украиной, а также появившимся запросом на патриотизм в стиле хаки после присоединения Крыма. В то же время в значительной степени основой пиара армии и оборонки послужила целенаправленная информационная и идеологическая политика властей.

Достаточно вспомнить про знаменитое послание Владимира Путина Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года, в котором он рассказал о целой серии новейших вооружений, не имеющих аналогов на Западе.

Речь идёт о ядерном подводном беспилотнике «Посейдон», крылатом боевом блоке «Авангард», гиперзвуковой баллистической ракете воздушного базирования «Кинжал», лазерном мобильном комплексе «Пересвет» и межконтинентальной баллистической ракете (МБР) «Сармат».

Несмотря на то, что некоторые из данных изделий оказались весьма «сырыми» образцами, новости о новейшем оружии, особенно в канун президентских выборов, не могли не добавить голосов в копилку Путина.

Бесспорно, что создание подобных систем вооружений — огромная заслуга российской промышленности и в какой-то мере самого главы государства, который приложил усилия для ресурсного обеспечения амбициозных проектов. Однако не стоит впадать в эйфорию и питать иллюзии относительно неуязвимости России. Тем более, далеко не все вышеперечисленные образцы массово поступают в войска.

Например, «Авангарды» устанавливаются сейчас только на устаревшие советские МБР УР-100Н УТТХ «Стилет» (РС-18А), размещённые в полку 13-й ракетной дивизии РВСН в Оренбургской области.

Носителями «Кинжала» выступает специальная модификация истребителя-перехватчика МиГ-31, лишённая других узлов подвески, то есть оружия самообороны в виде ракет «воздух-воздух».

«Пересвет» в свою очередь оказался слишком громоздким и теперь предприятия ОПК работают над уменьшением его габаритов. Про «Посейдон» практически ничего неизвестно, а программа испытаний «Сармата» изрядно сдвинулась вправо.

История с оружием, о котором громогласно на всю страну и мир объявил Путин, очень показательна в контексте реальной ситуации в сфере перевооружения. Российские предприятия действительно создают немало новейших образцов, но процесс их доводки очень часто сильно затягивается.

В итоге армия получает незначительное количество действительно нового оружия. В частности, лишь в этом году ВС РФ должны получить единственный в мире танк третьего поколения Т-14 на платформе «Армата», но только в количестве 20 единиц.

В этом контексте разочаровывающие результаты принесла и программа создания самолёта пятого поколения Су-57. Согласно госпрограмме вооружения до 2027 года в полки ВКС будут поставлены 76 единиц. Более того, как заявил в 2019 году Путин, изначально планировалось закупить ещё меньше машин.

Для сравнения: программа производства провального, как много говорится в российских СМИ, американского самолёта пятого поколения F-35 рассчитана, по меньшей мере, на более тысячи единиц.

С массой сложностей российская промышленность тянет и модернизацию стратегической авиации.

Сроки обновления каждого самолёта не позволяют сделать вывод, что в ближайшие годы действительно удастся вывести её современность на более высокий уровень.

Одновременно с этим с неприличной задержкой разрабатывается бомбардировщик нового поколения ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Срок создания самолёта уже на текущий момент перевалил за 15 лет. В лучшем случае первый полёт ПАК ДА состоится в середине 2020-х годов.

Но хуже всего ситуация сложилась в Военно-морском флоте. Наши предприятия строят корабли в 2-3 раза дольше западных и восточноазиатских верфей. Больше всего проблем Россия испытывает в производстве крупнотоннажных платформ.

В ВМФ изрядно устарели большие десантные корабли, противолодочный флот, крейсеры и атомные подлодки. Процесс их замены на новые корабли и модернизация сталкиваются с гигантскими проблемами.

Например, тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» (номинально является самой вооружённой надводной платформой в мире) простаивает на пирсе с 1999 года. Выход его на боевую службу неоднократно откладывался и сейчас запланирован на 2023 год. К этому моменту «Нахимову» исполнится 37 лет. При этом на Западе принято списывать корабли по достижении 40-летнего возраста.

Победивший этатизм

Буксующее обновление отечественного флота как нельзя лучше отражает характер проблем, которые испытывает российская промышленность и экономика. Их суть заключается в нехватке материальных ресурсов и квалифицированных кадров, в том числе в сфере управления.

Однако российскому руководству не стыдно каждый год проводить Главный военно-морской парад в Санкт-Петербурге и смотры кораблей на базах ВМФ, сопровождая эти мероприятия огромным количеством пафосных изречений о мощи и развитии флота.

Несмотря на очевидные провалы в кораблестроительной отрасли, в России совершенно спокойно функционирует Объединённая судостроительная компания (ОСК).

Сложно игнорировать и другую негативную тенденцию, которая заключается в монополизации ОПК. Половина оборонки РФ находится под контролем «Ростеха», которым управляет друг Путина Сергей Чемезов.

На первый взгляд госкорпорация порой помогает многим предприятиям встать на ноги, получив инвестиции и новые заказы в рамках кооперации, но при этом расширение «Ростеха» невольно убивает внутрироссийскую конкуренцию. У Минобороны РФ остаётся фактически один подрядчик.

В России сложилась весьма причудливая система организации оборонного сектора, которая сильно отличается от западной и советской. Впрочем, она в полной мере соответствует преимуществам и недостаткам воцарившегося в нашей стране так называемого государственного капитализма, в котором слабо работают здоровые законы рынка.

Трудности в перевооружении встречаются буквально на каждом шагу. Вопреки массе сообщений об успешной модернизации ВС РФ в реальности наша армия вооружена преимущественно обновлёнными советскими образцами.

Эту ситуацию нельзя назвать критичной, несмотря на рост значительный напряжённости вокруг границ РФ. Вопрос заключается в том, насколько далеко заходят власти в стремлении пропиариться, анонсировать завышенные возможности и невыполнимые сроки работ по новым типам вооружений.

Данная ситуация не свидетельствует о деградации конструкторской мысли России. Суть проблем заключается в отсутствии продуманной системной политики по развитию экономики, а вслед за ней армии и флота.

Фундаментом такого курса должно быть поступательное технологическое развитие, а оно базируется на прогрессе, прежде всего, в гражданском секторе. Тот в свою очередь опирается на частную инициативу, которую активно давят власти РФ, так как она не встраивается в победившую при Путине идеологию этатизма.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора