Сколько экономика России заплатит за длинные майские праздники

Анастасия Стогней Лада Шамардина Общество 33

Россияне и так отдыхают больше, чем граждане развитых стран. В 2019 году, например, у нас было 42 нерабочих дня (праздничные дни и отпуск), не считая обычных выходных. Это в четыре раза больше, чем в США. Другое дело, что в тех же США цена нерабочего дня для экономики гораздо выше, чем в России: среднестатистический россиянин за час работы в среднем генерирует $26,4, гражданин США — $71,8, следует из данных ОЭСР за 2019 год.

Как ни странно, выходные не всегда приводят к потерям.

Например, в Гонконге, по данным исследования, проведенного в 2008 году, один дополнительный выходной в квартал увеличивал объем потребления в несколько раз, что приводит к росту ВВП на 0,34%. Небольшой положительный эффект, по оценке ученых, обеспечил дополнительный выходной, который объявили в 2011 году в Италии.

В то же время в Австралии, по оценке PwC, новый праздничный день привел к примерно $100 млн убытков: потребление услуг не смогло компенсировать провал производства. То же самое произошло в Малайзии, говорится в исследовании местного центрального банка. В нем подчеркивается, что разрушительным для экономики может стать именно «внезапное объявление государственных праздников» (цитата по ВВС).

Как очередные длинные каникулы переживет российская экономика?

  • В мае и так мало работают. «В это время всегда есть ощущение снижения экономической активности: люди изначально воспринимают майские как небольшие каникулы», — говорит руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. Она считает, что четыре дополнительных выходных усугубят традиционный майский провал, но глобально на развитие экономики не повлияют. «Между майскими праздниками и так мало кто реально продуктивно работает и дает существенный прирост ВВП», — соглашается главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах.
  • Карантина не будет. Табах считает, что в 2021 году экономический урон от нескольких дополнительных выходных в году будет незначительным — не то что в 2020-м, когда нерабочие недели сопровождались локдауном. «В этот раз большинство все равно будут работать: открытыми остаются торговля, предприятия непрерывного цикла, а сфера услуг будет работать вообще в усиленном режиме», — ожидает он. Главный экономист холдинга «ПФ Капитал» Евгений Надоршин тоже считает, что просадку в секторе производства в эти дни компенсирует рост в сфере услуг. Кроме того, он уверен, что многие работодатели «договорятся с сотрудниками — благо натренировались это делать в пандемический 2020 год» и продолжат работать.
  • Экономика и так не растет. Этот фактор сработает по принципу «так плохо, что даже хорошо». Если бы в России наблюдался интенсивный рост экономики, остановка работы компаний на несколько дней отразилась бы резко негативно — потом какое-то время приходилось бы еще разгоняться и снова терять в активности, рассуждает Суслина из Экономической экспертной группы. В ситуации «на грани рецессии и стагнации» разница между тем, что могло бы быть, и тем, что будет, невелика, заключает она.
Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора