Всем известно, что советская власть церковь не жаловала. Большевики твердо стояли на позициях материализма, атеизма и к религии относились крайне скептически, местами даже воинственно.

Первое время церкви и вовсе сносили аки Собянин пятиэтажки. Потом вроде бы перестали сносить, но к церкви как к институту все равно относились отрицательно, веру в Бога осуждали и посещение церкви рассматривали как несознательность.

Но при всем при этом я рискну утверждать, что советская власть положительно повлияла на православие в России и можно даже сказать спасла его.

Как это может быть? - спросите вы.

Как можно что-то спасти, разрушая и притесняя?

А вот можно!

Да, разрушали. Да, притесняли. Но в итоге - спасли и сохранили.

Такая вот получилась диалектика, тудыть ее растудыть.

Непонятно?

Сейчас поясню.

Число прихожан РПЦ за период советской власти действительно сильно сократилось. Наверное в сотни раз, а может быть даже в тысячи. Количество церквей сократилось тоже. И количество служащих значительно уменьшилось.

Но одновременно с этим в советское время у РПЦ выросло качество, в первую очередь качество прихожан. Потому что в советское время в церковь продолжали ходить лишь те, кто сохранил истинную веру, чья вера шла от души.

При советской власти прихожане носили в себе истинную веру, а не просто ходили в церковь по принципу "все ходят и я хожу".

Посещение церкви в СССР требовало определенной силы духа, на это нужно было решиться, осмелиться, не побояться косых взглядов и осуждения окружающих. Я уже не говорю о том, что посещение церкви закрывало перспективы карьерного роста.

Можно сказать, что прихожане РПЦ в советское время как бы повторяли путь Христа - через непонимание, через осуждение - к вере в Бога. Конечно, это было повторение пути Христа в малом масштабе, никто в СССР не казнил верующих физически, но по сути своей - это был тот же путь.

И за счет этого верующие при советской власти были хоть и немногочисленными, но настоящими, истинными.

Про служащих РПЦ советского периода ничего сказать не могу, не был знаком ни с одним из них, но что-то мне подсказывает, что они тоже были настоящими. Потому что служба в церкви в советское время не сулила ни материальных благ, ни признания в обществе, ни иных "бонусов". Наоборот, это была сплошная борьба с непониманием со стороны государства и общества. Да и продолжать службу, когда прихожан все меньше и меньше - тоже требовалась сила духа и сила веры - не бросить, не усомниться, не уйти.

Мне наверняка возразят, что если бы не советская власть - было бы еще лучше, прихожан было бы больше, в том числе истинно верующих.

Ну давайте тогда посмотрим вокруг.

Вот, советской власти не стало и народ массово пошел креститься. И церквей стало больше. И служащих стало больше. Но что мы видим?

Мы видим стремительное обесценивание веры.

Верить стало легко, верить стало модно - и народ начал цеплять крестики, забывая надеть трусы. Народ начал ставить иконки на бардачок как какие-то шаманские обереги, чтобы гонять по встречке не страшно было. Народ начал совершать обряды без веры, превращая православие в какое-то шоу, культурно-массовую программу развлекательного типа.

И сама церковь тоже начала терять качество - не буду подробно расписывать этот момент, но думаю все понимают, что я имею ввиду.

Да, увеличилось количество прихожан, увеличилось количество храмов, увеличилось количество служащих, увеличились размеры пожертвований... но качество упало.

А ведь качество - в данном случае самое главное.

Вера - это не товар в магазине, про который можно сказать "зато объемы растут". Вера не может быть второго сорта. Вера второго сорта - это не вера, а идолопоклонничество.

Не может церковь понижать свой уровень в погоне за количеством верующих, числом храмов и объемами пожертвований.

Церковь, которая допускает понижение уровня в погоне за массовостью и сборами - это не церковь, а шоу-бизнес.

Вот и получается, что после ликвидации советской власти православная церковь начала постепенно превращаться в разновидность шоу-бизнеса.

Ни в коем случае не хочу обидеть отдельных верующих и служащих, которые все делают от души, с глубокой внутренней верой, но ситуация в целом - такова, как описано выше - православная церковь постепенно превращается в шоу-бизнес.

Мне могут возразить, что как раз советская власть в этом и виновата - вытравили из народа веру в Бога, вот теперь бывшие пионеры и носят крестики как бижутерию.

Но и на это мне есть, что сказать.

Посмотрите на католическую церковь:

На Западе наблюдается точно такое же обесценивание веры, как в России. Даже в еще больших масштабах. Европейцы уже прошли этап, когда носили крестики как бижутерию, теперь они их вообще не носят. И забавляются карикатурами в Шарли Эбдо, где Иисус изображается в самых неприличных позах. И еще разного рода инсталляции делают, где ставят кресты в ночные горшки и называют это произведениями искусства.

Среднестатистический европеец даже иконку на бардачок не ставит, да и крестик не носит - он теперь считается католиком или протестантом чисто номинально, по происхождению. Родился в католической семье, покрестили в католической церкви - значит католик, покрестили протестанты - значит протестант. И на этом все.

Обесценивание христианства в Европе зашло дальше, чем в России именно потому, что началось раньше и идет дольше.

Просто в Европе это было не так заметно, потому что процесс шел постепенно, на протяжении всего 20-го века, в течение многих лет.

В отличие от католической церкви в Европе, православная церковь в СССР, испытав потрясение в начале века, утратив большую часть часть храмов и растеряв прихожан, сохраняла свое качество, свой уровень - до того самого момента, пока не была ликвидирована советская власть.

Рискну даже предположить, что за время советской власти качество православной церкви в России выросло - по указанным выше причинам - в церковь ходили и служили там только те, кто хранил в себе истинную веру. Случайных людей, приспособленцев и тех, кто ходил "по инерции" при советской власти в церкви не осталось.

Вот такая получилась парадоксальная ситуация.

Такая вот диалектика.

Советская власть, которая официально отрицала религию, осуждала ее, а в первые годы и вовсе разрушала храмы и боролась с верой - сохраняла православной церкви в России ее качество и спасала православие от тех разрушительных процессов, которым подвергалась католическая церковь в Европе.

Но вот, советской власти не стало и православная церковь начала стремительно нагонять католичество на пути обесценивания веры.