Кто бы что ни говорил о несоответствии Путина высокому титулу понтифика по существу, но... он же и должности президента не очень соответствует, правда? И это еще мягко говоря.

Он же как был завклубом, так им и остался.

Перефразируя одну известную поговорку, - можно вывести Путина из дрезденского клуба, но вывести дрезденский клуб из Путина нельзя.

Потому он и ведет себя так - травит анекдоты, тупо шутит про доллар, который "раньше продавали за 30, а стали продавать за 45". И ничем другим, кроме сплошной болтовни, по большому счету не занимается. Только болтает и понтуется, понтуется и болтает. Одним словом - клубится. Клубится на самом высоком уровне.

Но при этом мы же все равно называем его президентом, по занимаемой должности.

Вот по такому же принципу можно называть его и понтификом - по статусу в обществе, пожизненному, по его незаменимости. Потому что наша элита считает его таковым и половина страны тоже.

А уж какой он понтифик по существу... так понтующийся, вот какой.

Точно такой же, какой президент - название одно.

Но у нас и элита такая же, понтующаяся. Поэтому все верно, самый понтующийся из понтующейся элиты и является ее понтификом. Понтификатором. Производителем понтов.

И если уж на то пошло, наша элита тоже не соответствует своему названию. Наша элита по своему качеству скорее антиэлита, чем элита - не лучшие, а худшие представители общества. Однако в социологическом смысле это именно элита - часть общества, занимающая высокие посты, обладающая властью, контролирующая финансовые потоки.

И вот это несоответствие между тем, что мы понимаем под словами "элита" и "понтифик", какого понтифика и какую элиту мы хотели бы видеть на самом деле и что видим в реальности - это несоответствие очень характерно, показательно и совсем не случайно.

Можно, конечно, всячески отмахиваться от этого и говорить, что элиты у нас нет, есть "илитка", что понтифика у нас нет, есть какое-то недоразумение, случайно оказавшееся на месте президента... но это неправильно.

Решение проблемы начинается с осознания проблемы, с понимания причин возникновения проблемы, с понимания ее устройства.

Собственно говоря, проблема - это ситуация, в которой решение неизвестно. А когда решение становится известно - проблема превращается в задачу и задача уже может быть решена, может быть выработан план решения.

Поэтому, если мы хотим решить проблему, которая заключается в том, что страной владеют и управляют люди, не соответствующие высокому пониманию слова "элита", а высший государственный пост занимает нарцисс, который строит из себя понтифика, не будучи таковым по существу - нужно понять, как это получилось и почему получилось именно так.

Почему в роли элиты оказалась антиэлита - не лучшие, а худшие представители общества в нашем понимании (в их-то понимании они как раз лучшие).

Почему главой государства стал человек, играющий роль понтифика, из которого наша неэлитарная элита старательно лепит понтифика, почему он не соответствует нашему пониманию этого слова (в своем-то понимании он как раз соответствует) и почему вообще он играет эту роль, зачем нам человек в роли понтифика вообще.

Вопрос на самом деле очень непростой и чтобы разобраться в нем досконально, нужно глубоко копать историю и социологию, попутно ответив на вопрос, почему исчез СССР.

Не возьмусь сейчас разложить все по полочкам, просто обрисую контуры, а потом, может быть, со временем копну поглубже.

Контуры ситуации таковы:

В нашем обществе случилась инверсия ценностей и многое из того, что раньше считалось правильным, стало считаться неправильным и наоборот - что раньше считалось неправильным и предосудительным, стало нормой и даже предметом гордости.

Этот процесс начался где-то в 70-е годы и достиг размаха в 80-е, в результате чего и случился отказ от Советского Союза - в первую очередь на уровне партэлиты, которая "инвертировалась" первой, а потом уже состоялся отказ на уровне общества, которое в целом согласилось с отказом элиты от советского проекта.

Инверсия ценностей охватила самые разные слои общества и государственные структуры. Включая комитет госбезопасности. Именно поэтому комитетчики не поставили Горбачева и Ельцина к стенке, как это следовало сделать, а молча наблюдали за происходящим и после 91-го года спокойно примкнули к тем, кто уничтожил Союз - государство, защищать которое сотрудники КГБ клялись, принимая присягу.

Более того, комитет был одной из первых структур, в которой случилась инверсия ценностей, поэтому к развалу СССР комитетчики оказались готовы заранее и нисколько не мешали, скорее даже помогали ему.

Почему случилась инверсия ценностей и почему члены КПСС и сотрудники КГБ были одними из первых, чьи ценности перевернулись - напишу как-нибудь в другой раз, это сложная тема и если углубляться в нее сейчас, получится очень длинно.

Просто отметим инверсию ценностей, которая случилась в советской элите и значительной части общества в 80-е годы как факт.

В чем заключалась эта инверсия ценностей?

Раньше было почетно работать - стало почетно не работать.

Нетрудовые доходы были предосудительны - стали предметом гордости и показателем способностей (хочешь жить - умей вертеться).

Отечественная продукция была предметом гордости - стала предметом насмешек, а предметом гордости стали импортные товары.

Воровать было предосудительно - стало нормально.

Жить на одну зарплату было нормально - стало признаком неполноценности, неспособности устраиваться в жизни.

И так далее, список можно продолжать.

Советские ценности оказались заменены буржуазными, при этом в ходе замены советских ценностей на антисоветские элита и общество увлеклись и инверсия распространилась не только на ценности, специфичные для советского строя, но и на общечеловеческие.

В ходе этой инверсии воровство, казнокрадство, коррупция из предосудительных явлений превратились в норму и даже правила поведения на государственной службе.

Сперва воровали у государства, потому что оно было советским, а от советского проекта партэлита начала отрекаться, значит и воровать у советского государства стало как бы можно и даже полезно в плане отречения, а потом стали воровать потому что уже вошло в привычку, воровство стало нормой и даже правилом поведения.

Процесс инверсии ценностей шел не один день, он начался еще в 70-е и окончательно инверсия завершилась уже в 90-е, когда СССР и КПСС были ликвидированы и все, кто остался верен советским (да и просто общечеловеческим) ценностям оказались вытеснены с ключевых постов.

Но процесс инверсии ценностей шел не только наверху, в рядах партэлиты и сотрудников КГБ.

Внизу, в обществе, процесс инверсии шел параллельно, просто с некоторым запаздыванием. Однако нетрудовые доходы, воровство на предприятиях, фарцовка, пренебрежительное отношение к советским ценностям - все это появилось задолго до ликвидации СССР.

И вот результат инверсии - мы получили элиту, составленную из людей, в среде которых воровство считается делом допустимым, а то и правильным. А считается допустимым воровство - считаются допустимыми и другие нарушения законов, явные или не очень.

Мы получили элиту, составленную из людей, среди которых считается, что чем больше денег - тем лучше, а их происхождение - вопрос вторичный. Кто больше нагреб - тот и прав, а каким способом - не суть важно. Они же все понимают, что крупные капиталы в России имеют примерно одно происхождение - разграбление Советского Союза. А на каком этапе разграбления этот капитал сформирован - на первом, на втором или на третьем - это примерно как спорить, кто первый начал, бесполезно. И поскольку они понимают, что все капиталы созданы нечестным путем, то предпочитают прощать это друг другу и не задавать вопросов о происхождении. А если не принято задавать вопросов о происхождении старых капиталов, то не принято задавать вопросов и о новых.

Так мы и получили антиэлиту - элиту, составленную из людей, которые являются не лучшими представителями общества, а худшими - ворами с нетрудовыми доходами, а порой и нарушителями других законов.

В период инверсии ценностей, отказа от советского проекта и перехода к антисоветскому высокие посты и финансовые потоки оказались в руках людей, которые либо стали отступниками, предателями, как Ельцин, либо поднялись из низов общества, потому что их низкие моральные качества полностью соответствовали моральным качествам и требованиям руководства - так случилось с Путиным, которого сперва взял к себе Собчак, а потом и Ельцин - взяли явно не за то, что он был более нравственным человеком, чем они сами.

Когда страна превращалась из советской в антисоветскую, все переворачивалось сверху вниз, с ног на голову. И люди с низкими моральными качествами оказывались наверху.

Так наша элита и стала антиэлитой.

По своим качествам элита стала антиэлитой - худшей частью общества, но по занимаемому месту она стала новой элитой - теми людьми, которые владеют большей частью ресурсов, контролируют финансовые потоки и занимают высокие посты.

Вы можете спросить, почему эта ситуация оказалась устойчивой, почему люди с низкими моральными качествами не опускаются обратно вниз, а их место не занимают люди с высокими качествами, почему антиэлитарная элита не исправляется и не превращается в качественную элиту?

Да потому, что у нас система ценностей как была инвертирована в процессе превращения советской страны в антисоветскую, так и остается инвертирована по сей день.

Мы оказались как бы в зазеркалье, где все, что плохо - хорошо, а все, что хорошо - плохо.

В нашем антисоветском зазеркалье, в котором мы оказались, антиэлита является элитой и будет оставаться таковой, потому что живет по законам зазеркалья.

Но самое главное и вместе с тем самое печальное, что наше общество тоже в значительной степени оказалось зазеркальным, поэтому и принимает все происходящее как должное.

Как было сказано выше, инверсия ценностей была не только в элите, но и в народе. Просто элита обновилась почти целиком, кто не соответствовал новым "антиэлитарным" качествам, оказался выдавлен с высоких постов, но народ при этом никто не заменил, просто часть народа приняла инвертированные ценности и живет в соответствии с новыми правилами и нормами.

Часть народа признает право Пескова носить дорогие часы, заявляя "если может себе позволить - пусть носит".

Часть народа признает право воровать, потому что тоже ворует, только на своем уровне, в мелких масштабах.

Часть народа говорит "вот новую школу построили и пусть даже кто-то на этом денег нагреб, но ведь построили же" - это я привел слова реального человека, который сказал мне это в реальной беседе, в жизни, в оффлайне.

Часть народа считает происходящее если не совсем нормальным, то во всяком случае приемлемым. Часть народа полагает, что Россия так придет к процветанию, а трудности носят временный характер.

Да вы наверняка и сами сталкивались с такими людьми, причем не только в интернете, а среди друзей и родственников.

И эти люди совершенно искренне пытаются задавать вопросы на Прямую линию Путина и надеются получить ответ. Эти люди искренне идут голосовать за него. А некоторые даже за Единую Россию.

Довольно значительная часть народа оказалась либо под влиянием элиты и рассуждает по принципу "им там виднее", "значит так надо", "наше дело маленькое", либо приняла инвертированные ценности на самом деле и совершенно сознательно поддерживает их. А кто-то родился и вырос уже в "зазеркальной России" и принимает все происходящее как данность, потому что не знает, что когда-то было по-другому.

Потому Россия и остается в зазеркалье - антиэлите это выгодно, потому что допусти они выход России из зазеркалья, сразу же перестанут быть элитой, окажутся внизу, причем в самом низу, утратят влияние, потеряют контроль над финансовыми потоками, будут сняты с должностей, а кто-то и вовсе сядет или будет вынужден бежать. И довольно большая часть народа тоже способствует тому, чтобы сохранялось существующее положение вещей - кто-то способствует активно, а кто-то просто молча соглашается с происходящим.

И поскольку Россия оказалась в зазеркалье, то антиэлита стала нашей элитой, а предатель и бывший завклубом стал главкомом и великим понтификом. И цветет аки нарцисс, но при этом не плодоносит. Все его плоды - это мощная корневая система, полная паразитов.

И сама Россия, находящаяся в зазеркалье, по сути своей является Антироссией - государством, отказавшимся от своей прежней сути, своего геополитического проекта, которым был Союз, от независимости, от территорий и от своего народа - ради благополучия элиты, которая по своему качеству является антиэлитой.

А как еще может быть в зазеркалье?

Только так.

Что было хорошо - стало плохо, а что было плохо - стало хорошо.

Было общество созидания - стало общество потребления.

Было почетно строить - стало почетно проедать.

Раньше уважением пользовались ученые, летчики, космонавты, а сейчас в почете те, кто нацепил больше страз, у кого круче прокачена тачка, кто красиво отдыхает и умело прожигает жизнь. Так ведь? И это не элита ставит лайки под фотографиями красивой жизни, крутыми тачками и прочими стразами. Эти лайки ставит народ. Поэтому Россия и не покидает зазеркалья.

Не только элите, но и значительной части народа в этом зазеркалье очень хорошо, прикольно, понтово и не хочется его покидать.

И пока народ в основной своей массе живет с инвертированной системой ценностей, пока народ так или иначе, активно или пассивно принимает антиэлиту в роли элиты, пока народ задает миллион вопросов на Прямую линию завклубу в должности президента, пока половина страны считает предателя незаменимым главнокомандующим на какой-то там переправе, пока относится к нему так, будто он настоящий понтифик... он и будет понтификом - пожизненным и незаменимым.

И Россия будет оставаться в зазеркалье.

До тех самых пор, пока это зазеркалье принимает народ.