1941 год был тяжёлым для ВВС РККА и всей страны. Огромные территории европейской части СССР оказались захваченными врагом. На земле, на море и в воздухе шли ожесточённые бои. Огромные потери в технике, людях, производственных мощностях.

В результате летне-осенней оборонительной компании были понесены огромные потери, но враг был остановлена, а уже в декабре произошло первое большое контрнаступление под Москвой.

Часть понесённых потер авиации была компенсирована переброской полков с азиатской части СССР, Дальнего востока, Сибири. Часть техники была изъята из авиационных училищ и школ, а так же аэроклубов. Значительную часть техники восстановила авиационная промышленность, находящаяся практически в коме из-за эвакуации 1941 года, часть начали восстанавливать благодаря поставкам из Великобритании и США.

Ниже приведена таблица производства авиационной техники в СССР во время ВОВ

А это поставки по лендлизу.

Для сравнения Германия за период 1941-1945 произвела приблизительно столько же самолётов, сколько и СССР. Т.е. СССР смог в одиночку произвести больше самолётов чем объединённые силы Европы за вычетом Италии и Венгрии.

Как видите, соотношение поставленных по ленд-лизу самолётов и произведённых отечественной промышленностью разниться почти в семь раз, на порядок (117 тысяч против 17,5 тысяч боевых самолётов). Это к вопросу, что без ленд-лиза Красной армии было ну просто некуда деваться.

Но эти 740 самолётов 1941 года и 2400 1942 года пришли в самый тяжёлый период, когда техники катастрофически не хватало. В виду огромных потерь.

На конец 1941 года общее количество боевых потерь советской авиации превысило 10 тыс. самолётов. Ещё почти 2 тысячи составили потери авиации ГВФ

Причём особенностью потерь 1941-1942 годов является огромное количество потерянных самолётов на аэродромах. Значительная часть из них была там не повреждена или уничтожена, а брошена в ходе отступления, нехватки топлива, технических неисправностей, отсутствия лётного состава и т.д.

Те, кто читал воспоминания А. Покрышкина, помнит его приключения с МиГ-3 по дорогам юга России. Для незнакомых с ситуацией краткая выжимка. После воздушного боя Покрышкин совершил вынужденную посадку и отступал в боевых порядка пехотинцев. На одном из аэродромов он нашёл МиГ-3, который был брошен перегонщиком, когда к городу подошли немцы. В итоге, А. Покрышкин вынужден был болтаться по дорогам с самолётом, но его всё-таки пришлось сжечь.

И такая ситуация была частой именно на направлениях основных ударов(я про оставленную технику, а не болтание с самолётом по фронтовым дорогам). В 1941 году больше всего так пострадали Западный и Юго-Западный фронты. И если первый постоянно отступал под ударами немцев в течении всего лета и осени, то с Юго-Западным всё было не так. Юго-Западный фронт достаточно стойко держал оборону. Так, для примера, битва за Киев началась в 7 августа 1941 года. Для сравнения, битва за Смоленск в полосе Западного фронта началась уже 10 июля, а 28 июля Смоленск был полностью оставлен. Киев советские войска покинули 19 сентября.

Т.е. массовые потери произошли, по факту, перед и после падения Киева, когда немецкое командование решило обезопасить свои фланги, а советское командование не предприняло своевременных действий по отводу войск. И здесь нужно признать, особую роль Сталина, который был противником сдачи Киева, а так же неразбериху и нервное напряжение связанное с этим. Кирпонос затребовал повторное подтверждение приказа об оставлении Киева, памятуя о том, что Сталин был категорически против его сдачи. Время было упущено и, в итоге, РККА потеряла огромное количество техники и людей убитых, попавших в плен и ушедших в партизаны (да, для РККА они были потеряны, как минимум до 1943-1944 годов). Разгром пришёлся уже на осень 1941 года. Тогда же, осенью, сразу после оставления Киева, погиб и командующий Юго-Западным фронтом в результате попытки прорыва из окружения.

Хотелось бы особо рассказать о гибели Кирпоноса. Как я писал в прошлой статье, командующий ВВС КОВО, будущего Юго-Западного фронта, был арестован 24 июня и расстрелян летом 1941 года. Кирпонос же наоборот, репрессиям не подвергался, его командование признавалось достаточно успешным. Хотя нужно признать и тот факт, что немцы основной упор делали в наступлении на Москву, а Украине длительное время не придавали значения. Но всё равно, по факту, это был один из самых стабильных участков фронта 1941 года.

После окружения части Юго-Западного фронта пытались вырваться из кольца. Сводная колонна штаба фронта и 5-й армии из тысячи человек, порядка 800 из которых были офицеры и генералы, 20 сентября подошла к хутору Дрюковщина, где была атакована передовыми силами 3-й танковой дивизии Вермахта. Потеряв несколько орудий и бронемашин, сводная колонная отошла к роще, где и заняла оборону. Через некоторое время роща, подверглась атаке немцев с трёх сторон.

Кирпонос с офицерами штаба фронта

Среди деревьев завязался тяжёлый бой переходящий в рукопашную. В бою участвовали все солдаты и офицеры, включая командующего фронтом. В отечественную историю этот бой вошёл как «атака генералов». Генералов там было немного, но большинство из них или попало в плен или погибли. Впрочем, из плена вернулись тоже не все.

Немногим счастливчикам удалось прорваться и в дальнейшем участвовать в ВОВ как, например:

- генерал-майор Добыкин (27 декабря станет генерал-лейтенантом) начальник управления связи Юго-Западного фронта,

- генерал-майор Панюхов начальника отдела боевой подготовки штаба Юго-Западного фронта

После войны генералы и маршалы каждый по разному оценивал Кирпоноса, называя как достойным своей должности, так и на оборот. Но одно можно сказать точно, в отличие от того же Власова, Кирпонос сражался до конца, а не сдался в плен.

Но вернёмся к авиации

На Нюрнбергском процессе Г.Геринг, которого допрашивали о его деятельности на посту главнокомандующего Люфтваффе, заявил: "Я должен был в конечном итоге рассматривать вопрос, кто будет противником в войне… Противником была Россия, которую я рассматривал как главного врага"

И эти слова были не пустым звуком.

Повторюсь, здесь перечислены потери, которые относятся исключительно к Люфтваффе, но никак не к ВВС Венгрии, Румынии, Финляндии и т.д.

Ну и для зарисовки:

Этот самолёт, сбитый 27 ноября 1941 года числится как пропавший безвести.

А вот рапорт штаба армии «Юг», который действовал против Юго-Западного фронта:

"Уничтожено противником 97 наших разведывательных самолетов. Погибло летного состава 92 человека. Ранено 41. Эти потери в основном от истребителей противника. Кроме того, уничтожено самолетов транспортных и связи, которые подчинялись этим эскадрильям, 27. Погибли и повреждены еще 38 самолетов без воздействия противника. Примечание: самолеты, получившие в боях повреждения и восстановленные в частях, в учете не указаны". 

Т.е. если самолёт в результате огня ЗА или истребителей совершил вынужденную посадку, а для наших зенитчиков и пилотов был сбит, а потом восстановлен и возвращён в строй, то в этом отчёте он не фигурирует.

Командование люфтваффе в своих донесениях отмечало, что с началом войны на Востоке разрыв между потерями самолетов, летного состава и получаемым пополнением постоянно увеличивался.

Достаточно интересная таблица потерь ставшая широко известной благодаря Солонину, правда здесь только ВВС РККА без авиации ВМФ и ИА ПВО. Но она не объясняет запущенный в оборот Хазановым документ, точнее ссылку на него, подготовленный полковником Ивановым из штаба РККА от 31 июля, где фигурирует «неучтённая убыль» в 5240 самолётов. Если в первом случае (первой таблице) её могло «размазать» по общим цифрам, то во втором, где чётко приведены категории потерь… Даже графа «Не вернулись с боевого задания» значительно меньше неучтёнки на 31 июля. Тут либо встаёт вопрос достоверности документа Хазанова (нигде оригинал текста или скан найти невозможно), либо основного источника информации для исследователей «Советская авиация в ВОВ в цифрах

В любом случае, вы должны понимать насколько разнятся потери Люфтваффе и ВВС РККА.

Если присмотреться, то видно, что самые катастрофические потери на земле пришлись на 1941 год. После этого немцы ни разу не смогли на земле уничтожить хотя бы 300 самолётов. Да и то, думается, что многие были просто брошены при минимальных повреждениях.

Если помните, то в предыдущей статье я говорил, что разгром ВВС РККА понесли не в 1941, а в 1942 году? Посмотрите на цифры сбитых и не вернувшихся с боевого задания:

Да, можно сказать, что в 1941 году меньше по времени велись бои, но при этом нужно признать и тот факт, что боевого опыта у пилотов 1941 не было, в отличии от 1942. А вот рост потерь 1942-1943 года на лицо. Причём даже по такой графе как невернувшиеся с боевого задания. При этом в 1941 году последняя категория не всегда равнялась потери от боевого столкновения. В эту графу запихивали всё что можно. В неё и в "неучтённую убыль".

Т.е. несмотря на такие цифры, ВВС РККА 1941 года в целом показала себя, как минимум, не хуже ВВС РККА в 1943. Сюрприз? Нет. Просто уровень подготовки в 1941-43 году курсантов резко упал. И потому я считаю, что как раз серьёзный удар по ВВС был нанесён в 1942 году, когда техники стало меньше, а потерь, наоборот, больше.

Но при всём этом интересна ещё одна табличка: соотношение потерь самолётов и лётного состава по результатам второй мировой войны:

Здесь стоит отметить, что наибольшие потери в лётном составе и второе по количеству техники понесли ВВС Японии. Это было неудивительно, так как основная часть боёв шла над Тихим океаном в большом удалении от баз, что снижало шанс выживаемости пилотов даже в случае успешного покидания повреждённого самолёта. Следующим моментом было практически полное отсутствие на самолётах Японии протектируемых баков, в результате чего самолёты буквально вспыхивали как факелы от единственного попадания зажигательной пули в бак.

Самолёт G4M3 компании Митсубиши вообще был прозван американскими пилотами как «пылкая Бетти» за эту особенность.

Следующим фактором снижавший выживаемость пилотов, было отсутствие броневой защиты пилотов, что опять таки приводило к большой смертности.

А столь «малое» количество потерянных самолётов объясняется тем, что промышленность просто не могла их произвести в должном объёме.

Первенство по потерям техники и второе «почётное место» по потерям лётного состава держат немцы.

Этот Bf-109 поднят у пгт. Софроново, Мурманская область

Тут тоже есть достаточно простое объяснение этому факту. В отличие от Японии, Люфтваффе вело бои не на одном, а нескольких театрах боевых действий. При этом немецкие самолёты были как хорошо защищены, так и вообще были одними из лучших представителей в своих классах. И промышленность Германии могла выдать больше самолётов, чем Японии. Потому и итоговые потери техники у немцев оказались выше. Пилотов меньше они потеряли, опять таки, из-за особенностей театра боевых действий и применяемых самолётов: большую часть авиапарка составляли одно-двухместные самолёты (в конце войны даже функции бомбардировщиков были переложены на FW-190), а театр боевых действий находился, преимущественно, над сушей.

При этом, опять таки указанные потери это не только сбитые авиацией и зенитной артиллерией, а общие боевые потери: уничтожены на аэродромах, списанные от повреждений, не вернувшиеся с боевых вылетов по неустановленным причинам и т.д.

Третье место по количеству потерянных самолётов занимает СССР, что неудивительно, особенно на фоне 1941 года. Удивительно другое – у СССР самые маленькие потери лётного состава. Т.е. кроме того факта, что основу у ВВС РККА тоже составляли одно-двухместные самолёты, гибель личного состава была меньше за годы войны. Этот же факт ставит под сомнение и огромные счета немецких истребителей. А так же ставит под сомнение эффективность в целом авиации союзников.

Четвёртое место по потерям авиации и пилотов за США. Тут удивительного мало. Разрыв между техникой и пилотами незначительный, так как на Тихоокеанском театре авиация, в основном, применялась с авианосцев, пилота легко было поднять, основная часть экипажей была из одного-двух человек, а массированным налётам бомбардировщиков Японии противопоставить было, по факту, нечего. В Европе основные потери пришлись на экипажи бомбардировщиков, но те, кто смог покинуть самолёт, вполне себе доживали до конца войны в лагерях, в отличии от советских военнопленных и их соратников на Тихом океане.

Два из двенадцати американских легких бомбардировщиков А-20 у острова Кокас, Индонезия, июль 1943 года. Нижний бомбардировщик был подбит зенитками и рухнул в море. Погибли оба члена экипажа.

Самый интересный показатель у Великобритании. Имея самые маленькие потери техники, у них были самые высокие потери лётного состава. Единственное объяснение – гибель экипажей бомбардировщиков, которые активно действовали над Германией, но всё равно, полностью это не объясняет такой разрыв.

Сбитый Спитфайр Королевских ВВС под Дюнкером

Но самое интересное это разбивка потерь Люфтваффе по годам и театрам боевых действий:

Эта разбивка полностью разрушает миф о том, что с «Иванами было легко драться». Самые большие потери как в технике, так и лётном составе, Германия несла как раз на Советско-германском театре боевых действий, что полностью подтверждает слова Геринга на Нюрбернгском процессе. Рост потерь от союзников начался только в 1944 году. До этого они были незначительными. Впрочем, ничего удивительного тут нет, так как именно в конце 1943 года начались первые бомбардировки Германии США, а в 1944 это было поставлено на поток и обеспечено истребительное прикрытие. Так же в 1944 произошла высадка в Нормандии и США с Британией активно включились в боевые действия.

Т.е. в небе СССР шло перемалывание костяка ВВС Германии. Да, многие из пилотов Люфтваффе смогли нарастить свои личные счета, но выполнили ли они поставленную перед ними задачу? В целом да. Перед пилотами ВВС РККА тоже были поставлены задачи. И они их выполнили тоже. Только задачи были разные. Одним ставилась задача на поиск и уничтожение противника, а другим обеспечение деятельности наземных войск. И результатом выполнения поставленных задач был Берлин 1945 года.

Но к концу лета стала острой, кроме техники, проблема лётного состава. Убыль техники и пилотов была огромной. При этом просто пилотов, знавших старую технику было достаточно, но промышленность уже перестала выпускать те же И-16, а на новую технику пилоты не успевали переучиваться. В результате уже в июне 1941 года НКО пошло на непопулярные меры. 26 июня 1941 года был сформирован 401 ИАП ОН(истребительный авиаполк особого назначения) под командованием лётчика-испытателя полковника Героя Советского Союза С.П. Супруна. Полк комплектовался из лётчиков испытателей НИИ ВВС, преподавательского состава и слушателей академии КША ВВС РККА , на вооружение поступили истребители МиГ-3. Уже 27 июня командир полка одержит свою первую и первую победу полка – собьёт разведчик Hs-126. Для Супруна это была не первая личная победа, всего лишь первая в Великой Отечественной. До этого Супрун участвовал в боевых действиях в Китае, где одержал 6 побед. Эта стала седьмой.

Погибнет Супрун через неделю, 4 июля. Точной причины не знает никто, по одной версии он был сбит истребителями после атаки бомбардировщика, по другой версии, которая хоть как-то согласуется с документами, возвращаясь обратно с вылета снизился, чтобы атаковать колонну немцев и был сбит зенитным огнём. 22 июля он станет первым дважды Героем в Великой Отечественной. Посмертно. Заменит его на своём посту тоже известный лётчик испытатель Коккинаки К.К. В боях в Китае и ВОВ он одержит суммарно 7 личных  побед.

В июле будет сформирована 2-я отдельная авиационная эскадрилья ПВО Москвы опять таки из лётчиков-испытателей. Особенностью эскадрилии будет то, что прикрывать Москву она будет на технике, которая проходила испытания. Так Марк Галлай на истребителе Пе-3 собьёт над Москвой Do-17, за что будет награждён орденом Боевого Красного Знамени. Многие испытатели станут и бомбардировщиками. Тот же Галлай в 1942 году будет заместителем командира эскадрилии 128 БАП на Калиниском фронте.

Позднее, в 1943, Галлай войдёт в состав 890 полка АДД и будет летать на Пе-8. В том же 1943 году будет сбит под Брянском, выйдет к партизанам и вернётся в полк.Т.е. уже с началом войны остро стал вопрос подготовки лётных кадров. В 1942 году в связи с огромными потерями техники он «частично рассосётся» по примеру подольских курсантов. Только теперь в роли пехотинцев, будут выступать не курсанты общевойсковых училищ, а будущие лётчики и штурманы.

PS: Изначально статья ставила целью рассказать о подготовке и судьбе курсантов авиационных училищ и школ в 1941-1942 годах. После того как текст разросся уже до 6 страниц я решил остановится . Так что по курсантам будет следующая статья, одновременно, надеюсь, закроем вопрос боёв в летне-осенний период 1941 года.