liaoning 070717

Нельзя быть владычицей морскою и не иметь своего авианосца. Страны с амбициями, омываемые морями и океанами понимают это. У #США в строю находится с десяток авианосцев, Индия, Франция, Италия, Бразилия и даже Таиланд – все они имеют хотя бы по одному крупнотоннажному кораблю, способному запускать в бой и принимать обратно на борт самолёты. Россия тоже располагает «Адмиралом Кузнецовым» первый же боевой поход которого закончился небоевыми потерями и необходимостью длительного ремонта.

Никуда не отстаёт Китай. Его авианосец «Ляонин» недавно совершил демонстративный заход в Гонконг, чтобы сделать несколько мягких намёков слишком демократичным местным жителям.

Интересна, однако, почти детективная история этого корабля.

На заре своей юности он назывался авианесущий крейсер «Варяг». Заложенный в 1985 году как корабль проекта 1143.6, он после распада СССР достался Украине в неготовом состоянии. И постройка была прекращена в 1992 году.

Пять лет спустя никому неизвестная китайская фирма воспылала желанием приобрести полусгнившее судно для организации грандиозного казино. И после нескольких месяцев переговоров с украинскими властями, сопровождающимися обильными взятками и не менее обильными возлияниями, стороны ударили по рукам. За 25 млн долл. корабль отошёл Китаю.

Западные наблюдатели заподозрили неладное, поскольку покупатель не имел номера в списке юридических лиц КНР, не находился по указанному почтовому адресу и управлялся отставными офицерами китайского флота. Однако аналитики Пентагона посчитали, что крейсер слишком сильно испортился, чтобы использоваться в качестве оперативного военного корабля, и отметил, что китайский флот концентрируется на подводных лодках.

Тем не менее, Турция, страна-член НАТО, всячески препятствовала прохождению Варяга через Босфор и Дарданеллы. У китайцев ушло два года на преодоление формальностей. И ещё больше года заняло плавание корабля в #Китай. В итоге транспортировка обошлась #КНР в 20% от стоимости самого судна.

Понятно, что фирма-организатор казино вовремя обанкротилась. И авианесущим крейсером обзавелось в итоге китайское правительство. Которое передало его военным для использования по прямому назначению.

Спустя 10 лет ремонтных работ это стало возможным. 25 сентября 2012 года полноценный авианосец под именем «Ляонин» был официально принят в состав ВМФ НОАК. А 25 ноября 2012 года было официально объявлено о первых пяти успешных посадках на него истребителей J-15.

И сейчас бывший советский Варяг исправно служит нашему дальневосточному соседу.

Не тот ли это случай, когда советское наследие оборачивается против России?