Новые акценты

Эль Мюрид Политика 73

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

В вопросе газового транзита через Украину наметились если не изменения, то явно новые акценты. Вначале Кремль предельно категорично требовал «нулевого варианта» и рассматривал безусловный отказ Украины от требований выплаты штрафных санкций, наложенных на Газпром решением Стокгольмского арбитража, в качестве обязательного условия любых переговоров по транзиту.

Однако Украина предложила урегулировать задолженность Газпрома не деньгами, а поставками газа. И внезапно позиция Кремля изменилась. Вроде как не деньгами — то это уже не выплата долга. И риторика российских чиновников начинает меняться — в частности, министра энергетики Новака.

По словам Новака, «это предмет обсуждения в целом пакета соглашений», при этом урегулирование задолженностей — «одна из важнейших составляющих».

«Механизм я не готов сейчас комментировать, об этом рано говорить. Это договорятся между собой компании в первую очередь. Должны договориться», — цитирует министра РИА Новости.

Уже нет никакого категорического требования о «нулевом варианте», а есть очень примиряющее «договорятся между собой компании». Чем-то это напоминает историю с 3 миллиардами, выданными Януковичу перед его бегством. Тогда российское правительство торжественно заявлялось и зуб давало на то, что документы составлены так, что комар носа не подточит. И Украина вернет эти три миллиарда (а вообще-то речь шла аж о пятнадцати — хорошо, Янукович вовремя слинял) кровь из носа. Прошло какое-то время — и юридически безупречные документы превратились в пипифакс. И никто уже не вспоминает эти три миллиарда. Подумаешь, какая мелочь. Что, впрочем, и правда, мелочь. На фоне затрат на войну на Украине это полный пустяк.

Война и содержание территорий Донбасса обходится российскому бюджету по разным оценкам в 400-500 миллионов рублей в сутки. За пять лет это почти триллион рублей. Грубо — 16,5 миллиардов долларов. Понятно, что плакать о трех миллиардах на этом фоне уже смысла нет. Единственное, что может утешить российскую общественность, это то, что война в Сирии существенно дороже украинской — примерно 2 миллиарда в сутки. Рублей. Или три триллиона за все время войны. Или 48 миллиардов долларов, если считать во вражеской валюте. Понятно, что из Донбасса выкачивается его ресурс — уголь, но доходы от его продажи идут не на восполнение затрат на эту войну а прямиком в карманы нужных людей. Затраты — бюджету, прибыль — олигархам. Что не так?

Но и здесь можно утешить российских пенсионеров — даже сирийская война — пустяк по сравнению с двумя газпромовскими Потоками — их стоимость оценивается в сто миллиардов долларов (не считая заведомо убыточную «Силу Сибири»). Плюс-минус. Так что у путинских авантюр есть замечательное свойство: какую ни возьми, всегда найдется еще одна, гораздо более затратная, на фоне которой предыдущая — сущая мелочь.

В общем, три миллиарда Януковича уже никто вспоминать не будет. И долг перед Нафтогазом выплатят — не деньгами, так газом. Главная душевная боль путинской камарильи — чтобы ей не мешали продавать ресурсы страны, перекачивая их на Запад и Восток. Лишь бы не в Россию.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора