Рокировка

Эль Мюрид Политика 103

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Судя по идущим сообщениям, американцы отводят свои войска из совместной с Турцией патрульной зоны вдоль сирийско-турецкой границы. Трамп сообщил в твиттере несколько туманно, что пришло время выйти из этих бесконечных и бессмысленных войн. Видимо, Эрдоган-таки вымучил согласие США на ввод своих войск на территорию Сирии и одновременный отвод американских военных.

Стоит отметить, что буквально на прошлой неделе Асад грозно сообщил из Дамаска свое жесткое и непреклонное требование о немедленном выводе всех иностранных войск с территории Сирии. Имея в виду, конечно, американцев и турок. И те, и другие просто не заметили решительного предупреждения и действуют по своим собтсвенным планам.

Всё, что восточнее Евфрата, не подпадает под действия Астанинских соглашений, поэтому Турция и США вообще никак не согласовывают свои действия с Кремлем и тем более Тегераном.

Безусловно, есть некоторый интерес — какую именно глубину от границы займут протурецкие силы сирийской оппозиционной Национальной армии, о создании которой объявлено буквально на днях. Однако если турки введут свои силы, то выходить они точно не будут, а будут постепенно расширять зону своего присутствия и контроля.

Нужно учитывать, что жители приграничных городов Тель-Абьяд, Рас-эль-Айн — это смешанное население, и курдским вооруженным группировкам там рады далеко не все. Уже поэтому часть местного населения может воспринять приход сирийской оппозиции и турецких военных с гораздо большим энтузиазмом, чем воспринимают сейчас присутствие курдских отрядов. Есть, конечно, и сторонники противоположных взглядов, но единодушия среди местных нет точно.

В самой курдской среде тоже нет однозначного отношения к идеям и автономии, и независимости, во всяком случае, в том исполнении, которое предлагают лидеры курдского сопротивления. Люди просто устали от войны, а отсутствие видимого результата сил SDF не добавляет им популярности.

В военном отношении SDF представляют серьезную силу только при прикрытии их силами коалиции, в остальном курды так и не сумели создать ни военную, ни политическую структуру, которая бы выглядела чем-то приличнее обычной партизанщины.

В сирийской войне реальным победителем пока выглядит именно Эрдоган. Он не только решает военные задачи, но что самое важное — обеспечивает признание политического результата. У Ирана и Кремля с этим компонентом полный ноль — Асад так и остается нелегитимным, а потому все военные успехи (крайне скромные, стоит отметить) имеют лишь одно-единственное международное прикрытие в виде Астанинских соглашений с Турцией. Никто более в мире не признает существующую конфигурацию раздела Сирии в части, касаемой совместной российско-иранской зоны оккупации. Да и Турция, нужно отметить, может в любой момент выйти из Астанинских соглашений, как только сочтет, что теперь они не отвечают ее интересам.

Признание — серьезная вещь. В том случае, если есть международное согласие на переформатирование сирийского пространства в части, касаемой зоны турецких интересов, Турция может в любой момент вывести свои войска, передав территорию своим прокси, и в случае необходимости на вполне легитимной основе снова ввести своих военных, если потребуется защитить подопечных.

Отсутствие международного признания зон оккупации России не позволяет ей вывести войска из Сирии, так как это немедленно вызовет вторжение на оставленную территорию с любой стороны — со стороны сирийской оппозиции или любого внешнего игрока. И это отличие в результатах сирийской войны для Турции и для России носит фундаментальный характер. Собственно, именно поэтому отношение к словам Путина о достигнутой победе крайне скептическое. Победа — это когда все признают достигнутый тобой результат. Если же нет, то ты вынужден сидеть бесконечно, доказывая всем, что ты тут главный. А все будут спокойно и терпеливо ждать, когда тебе надоест изображать из себя царя горы, после чего переиграют всё по-своему.

Пока во всяком случае, все идет к тому, что Турция все-таки начнет операцию по созданию буферной зоны, отделяющей ее территоорию от курдов Сирии. Пока неясен ее формат — это может быть локальное занятие какой-то зоны с последующими новыми согласованиями с Трампом, это может быть полноценное занятие всей приграничной полосы с постепенным ее расширением на юг. Однако смысл всех действий Эрдогана вполне очевиден — он должен пресечь любые попытки (включая и со стороны своего партнера Путина) угрожать турецкой территории хоть на каком-то пусть даже очень маленьком участке. И пока эту задачу Эрдоган решает вполне успешно.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора