Про «жадность» бизнеса

Игорь Николаев Экономика 30

Председатель Правительства Михаил Мишустин утвердил перечень поручений по итогам ежегодного отчета Правительства в Госдуме. Однако отчет этот запомнится не поручениями (там все обычно), а тем, что было сказано в Госдуме. В своем отчете премьер сказал не только о том, что «люди работать не идут», а потому есть проблема бедности в стране. Был еще один пассаж — про жадность бизнеса.

Эта запоминающаяся характеристика бизнеса прозвучала, когда Председатель Правительства объяснял депутатам Госдумы, почему растут цены. Одна из причин, как было сказано, «это жадность отдельных производителей и торговых сетей». И тут же премьер добавил, что «у правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах».

В том, что достаточно инструментов, сомневаться не приходится, а вот насчет жадности — есть сомнения.

Можно, конечно, называть желание бизнеса больше заработать жадностью, но ведь такое желание естественно для предпринимательства. Да-да, уж коли рыночная экономика, то бизнес — он такой, хочет побольше заработать. И это хорошо, что бизнес именно такой, потому что, если он не будет таким, развития не будет, экономика встанет. А вот чтобы не было никаких негативных последствий от реализации бизнеса своего естественного желания заработать, на то и есть государство. Поэтому если какой негатив «вылезает», то это уже вопрос к государству, почему так произошло.

Хотите называть это жадностью? Безусловно, это не совсем справедливо, так как подобная характеристика несет негативный оттенок, но, если уж так хочется, называйте, однако существо предпринимательства от этого не изменится.

А вот цены у нас растут быстро точно не из-за того, что бизнес, якобы, жадный. Цены быстро растут из-за: неуклюжих попыток государства остановить рост цен с помощью директивных методов, недостаточного уровня развития конкуренции в экономике, неэффективного госрегулирования тарифов естественных монополий и ЖКХ, российских антисанкций, слабости рубля, роста цен на мировых рынках продовольствия и сельхозпродукции и других причин. А вы про жадность…

Кстати, когда бизнес слышит угрозы, типа «у правительства достаточно инструментов…» (см. выше), то это очень сильно стимулирует рост цен, ради обуздания которого власти, вроде как, что-то предпринимают. Это формирует психологию «временщика» у бизнеса: не известно, что дальше предпримет правительство, если пока еще есть возможность, надо повышать цены.

Так благодаря действиям (бездействию) кого у нас сегодня ускорился рост цен?

Игорь Николаев

Источник


Автор Игорь Алексеевич Николаев — доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики, директор Института стратегического анализа.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора