«Про вчера», которое сегодня

Надежда Волкова СНЖ Политика 63

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

В культурной жизни России состоялось грандиозное событие: презентация книги рассказов министра обороны РФ, президента Русского географического общества Сергея Шойгу «Про вчера». Автор делится воспоминаниями о своей юности, о людях, с которыми его сталкивала судьба.

Заместитель директора департамента прикладной литературы издательства АСТ Игорь Воеводин отметил: «Каждая история по-своему уникальна. Это свидетельство целой эпохи. Мы не можем об этом сегодня прочитать ни в газетах, ни в журналах». Главный редактор журнала «Русский пионер» Андрей Колесников предварил публикацию избранных рассказов проникновенными словами: «Это такое вчера, которое, судя по всему, просто стоит у него перед глазами. И очевидно, будет теперь и у нас. И видимо, когда-то будет и про сегодня. Когда оно станет «вчера».

Первый рассказ повествует о том, как бригада монтажников отравилась антифризом. Второй — о том, как семейная пара подхватила, пардон, триппер. Еще там было о поврежденном бюсте Ленина, морально неустойчивой крановщице, о том, куда и кого правильно посылать… Словом, эпоха перед глазами пронеслась, отразившаяся во взоре и размышлениях Сергея Кужугетовича.

Особенно впечатлил рассказ о Ростроповиче: «В один из вечеров Ростропович заявил:  «Я знаю, как можно остановить войну!» Войн в то  время шло много, ни одна не собиралась заканчиваться ни завтра, ни в будущем году. И конечно,  все говорили об этом, думали об этом. А Мстислав  Леопольдович сказал: «Я поставлю оркестр на линию фронта, встану и сыграю то, что заставит их остановиться, сложить оружие!»

Тогда он говорил о самом близком и больном  для него, об Азербайджане, о Карабахе.

Мой вопрос: «А к кому лицом, к кому задом?» —  в то время не казался смешным».

Хороший вопрос, главное — не утративший актуальности, но все зависит от того, с какой целью поворачиваться. Повернись спиной к другу — а может он вовсе не друг и только выжидает удобный момент для вероломного удара, повернись тылом к врагу — без вариантов получишь «ятаган в спину». Как ни крутись, и так плохо, и так нехорошо, и совсем не смешно, в основном потому, что прежде чем поворачиваться, желательно определиться, на чьей ты сам стороне. А в Карабахском конфликте РФ до сих пор зафиксирована в профиль: ни вашим, ни нашим, просто мимо проходила. Пресс-секретарь президента г-н Песков четко сказал, что обязательства России в рамках ОДКБ «не распространяются на Карабах», а вот корреспондент «Свободной прессы» Дмитрий Иванов, который лично побывал в Степанакерте и знает ситуацию изнутри, говорит: «Жители Республики Арцах удивлены почему молчит христианский мир. Что касается России, то ее местные жители примут в любом качестве. Они хотят этого. Это безусловный момент. Любую помощь от России, включая военную, миротворческую они примут. Спрашивают, почему Россия не вмешивается?»

Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что у России в данный момент есть все основания провести в Карабахе антитеррористическую кампанию, ведь российское руководство в свое время приняло решение о проведении антитеррористических действий в Сирии, которая гораздо дальше от России. В данный момент угроза с дальних подступов переместилась на расстояние вытянутой руки.

А министр обороны РФ, как и годы назад, задается непростым вопросом, к кому же повернуться лицом, а к кому задом, причем вариант «стать плечом к плечу» в принципе не рассматривается. Это не персональная претензия к г-ну Шойгу, поскольку он часть системы и крутится вместе с ней, но тем не менее в силу занимаемой должности мог бы намекнуть «Нашему Преимуществу», что негоже России вертеться как избушке на курьих ножках перед каждым «уважаемым партнером», не имея своей собственной, четкой и выверенной позиции.

"Про вчера", которое сегодня

Во всех многочисленных конфликтах, как в подбрюшье РФ, так и на дальних подступах кремлевские стратеги загнаны в узкий коридор решений, созданный вероятным противником за них и для них, в котором совершают вращательные движения, равно постыдные и бессмысленные. Украина безнаказанно седьмой год бомбит Донбасс, на всех международных углах кричит об «аннексии Крыма», а Россия до сих пор не определилась — вроде и Донбасс грубо слить не комильфо, и с Украиной расплеваться страшно, потому как за ней мировое сообщество стоит. Ту же уникальную стратегию Москва демонстрирует и в Арцахе: торгует оружием и с Азербайджаном, и с Арменией, и «другу Эрдогану» реверансы делает несмотря на то, что турки сбили российский самолет, убили российского посла, а сейчас реализуют свои амбиции на постсоветском пространстве. РФ, как известно, правопреемница СССР, стало быть, и бывшие союзные республики должны составлять ее прямой государственный интерес и сферу влияния.

Но Россия опасается не только делать резкие движения, но даже резкие заявления, не выходя за пределы озабоченностей. Осмелюсь предположить, что войска в Нагорный Карабах Путин не введет даже если армянский премьер Пашинян в срочном порядке признает независимость НКР и примет республику в состав Армении, хоть там ОДКБ, хоть что. Ну как же? Мировое сообщество не одобрит, «друг Эрдоган» обидится и вообще россияне, которым еще со времен киевского майдана вдалбливали, что «русские не обязаны никого спасать», не поймут — не Сирия, чай. Поэтому РФ традиционно призывает стороны к прекращению огня и необходимости мирных переговоров, которые предсказуемо закончатся ничем.

Как отметил г-н Шойгу в своем нетленном произведении, «войн в то  время шло много, ни одна не собиралась заканчиваться ни завтра, ни в будущем году». Будто мы попали в петлю времени, точнее безвременья, и застряли во «вчера», которое стало нашим «сегодня» и плавно переходит в «завтра». А вопрос вопросов так и остается нерешенным: все-таки к кому некогда великой России удобнее повернуться передом, а к кому задом, и как бы чего из этого не вышло? И это действительно не смешно.

 
Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора