Поражение революции Ататюрка

Канал «Аксиома» Общество 179

В мире идет процесс глобального поражения революций, приведших в ХХ веке к смене типа цивилизаций…

Идет исламизация Турции. Происходит усиление роли религиозного фактора во внутренней и внешней политике страны…

Турция испытала первое серьезное поражение революции Ататюрка.

Три месяца назад мир, занятый повседневными заботами, не заметил чрезвычайно важное геополитическое событие – Турция, ключевая страна в противостоянии исламистских стран и остального мира, сменила лагерь. Из стран нейтральных перешла в стан исламистских.

Событиям, имевшим место в ночь на 16 июля с. г. в Турции, трудно дать объяснение без исторического восприятия значения революций Ататюрка (Atatürk Devrimleri) для современной национально — политической мысли и традиции страны.

Беспрецедентно быстрое подавление восстания военных два дня назад в Турции есть первое серьезное поражение антиимпериалистической революции Ататюрка, которую, иногда сами турки называли и называют турецким Великим Октябрем.

Под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции, определившей новый тип цивилизации и дальнейшей ход истории человечества в ХХ веке, давшей мощный импульс мировому революционному процессу, вдохновившей революционеров всех стран, кемалистская революция, открыла для турков новую эпоху — эпоху приобщения к революционному обновлению мира, эпоху борьбы за национальное освобождение турецкого народа от империализма и иностранного капитала, за прекращение войн между народами, за ориентацию на достижения социализма.

Идеология, получившая наименование кемализма, доныне считается официальной идеологией Турецкой республики. Она включала в себя 6 пунктов, впоследствии закреплённых в конституции 1937 года:

1. Народность.

2. Республиканизм.

3. Национализм.

4. Светскость.

5. Этатизм (государственный контроль в экономике).

6. Реформизм.

Особенность кемалистского национализма в том, что он дистанцировался от расового национализма и пантюркизма младотурков, и понимался Ататюрком по французскому образцу — как идеология политической нации в границах Турецкой республики (а не тюркской этнической нации, как это было особенно у пантюркистов). Отвергался исламистский и панисламистский компонент, с заменой ислама как высшей санкции существования нации — народом и «народностью». Нация мыслилась Ататюрком как включающая в себя всех граждан, а не только этнических тюрок, однако на основе турецкого этнического самосознания: нетюрки подлежали воспитанию в духе такового, то есть ассимиляции. Однако в новейшей истории серьёзным вызовом турецкому национализму стал курдский сепаратизм, поддержанный внешними силами.

В основу создаваемого государства Ататюрк положил лаицизм (светскость) – отделение государства от ислама и придание ему светского характера. Ататюрк видел главную причину деградации Османской империи во влиянии ислама на организацию жизни. Антиисламские реформы, которые провёл Ататюрк, были бы немыслимы, например, в сегодняшней Европе. Так, архиепископ Кантерберийский призвал внести элементы шариатского суда в жизнь Англии, такие законы уже используются в Германии в судопроизводстве для мусульман, обсуждается использование шариатского суда в Канаде.

Ататюрк отменил в Турции шариатское судопроизводство, запретил также публичное ношение символов ислама в одежде – фесок и паранджи, перевёл страну с исламского на григорианский календарь. Наконец, стараясь европеизировать страну, он перевёл Турцию на латинский алфавит.

Имперский народ, никогда не идентифицировавший себя по национальному признаку, а только по религиозному, создавал национальное государство. Народ, для которого его принадлежность к исламу была главнейшей самохарактеристикой, спокойно перенес и уничтожение халифата, и множество самых разнообразных религиозных запретов.

Понимая шаткость секулярных реформ в мусульманской стране, Ататюрк сделал армию гарантом светского характера Турции. Когда исламисты приходят к власти, турецкая армия должна провести переворот и вернуть к власти секулярное правительство.

После ухода Ататюрка в 1938 году остался вопрос: сколь прочными будут его реформы? До последнего времени турецкая армия, гордая членством в НАТО, выполняла функции гаранта секулярности страны. В период от 1960 по 1997 год армия четырежды свергала исламистские правительства и устанавливала правительства светские. При этом военные каждый раз выполняли свое обещание уйти, как только политические авгиевы конюшни были расчищены. Армия в Турции — хранитель наследия Ататюрка, его харизмы. Гарант либерально-демократической парламентарной системы. Неустоявшейся, но возрождающейся снова и снова и каждый раз по воле все той же харизмы.

Но, по мере роста исламизма в мире, аналогичные процессы прошли и в турецком обществе, и в армии. В конце февраля этого года в Турции была арестована большая группа офицеров, включая руководителей военно-воздушных и военно-морских сил, обвинённых в подготовке заговора, направленного на свержение нынешнего исламистского правительства.

Недавняя попытка военного переворота не удалась, что означает, что турецкая армия перестаёт быть гарантом секулярности Турции. Идет исламизация Турции, усиление роли религиозного фактора во внутренней и внешней политике страны…

Это есть поражение достижений турецкой революции Ататюрка…

Если вспомнить и поражения революции Великого Октября в результате цветных переворотов в 91 и 93 гг., становится понятно, что в мире происходят титанические сдвиги, направленные на разрушение устоев традиционных, более совершенных, справедливых и нравственных типов цивилизации, утвердившихся в ходе мировых революционных процессов за освобождение человечества от иностранной зависимости, рабства, эксплуатации и частной собственности на средства производства…

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора