Эпидемия. Расчеловечивание

Любовь Донецкая СНЖ 4.04.2020 2:08 | Альтернативное мнение 445

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Фото: цитата из сериала «Эпидемия», реж. П. Костомаров, 2019

Сериал «Эпидемия» режиссера П. Костомарова, премьера которого состоялась в конце прошлого года, в то время как-то мимо меня прошел: то ли реальных драм и трагедий хватало, то ли устойчивое недоверие к российскому современному кино- и телепродукту сыграло свою роль, но руки до него дошли только сейчас. И надо сказать, окружающая обстановка способствует более серьезному восприятию, учитывая не только саму коронавирусную заразу, но и те меры-полумеры, с помощью которых российские власти с ней борются, пока российские граждане заперты в эмоционально-интеллектуальной самоизоляции между паникой, отрицанием, нарастающим отчаянием и фееричным ростом продаж бейсбольных бит и патронов. Вчуже стало страшно интересно — а что нас ждет во втором сезоне «Эпидемии», не только киношном, но и том, который прямо сейчас разворачивается за окном?

Кинематографические страсти тем и хороши, что на них смотришь со стороны, отрешенно, с попкорном. Однако важнейшее из искусств, если это не стопроцентный ширпотреб и унылое гуано, учит нас не просто пялиться в экран, а думать, сопереживать, делать выводы, находить порой неприятное сходство с каким-нибудь одиозным персонажем, потому что в реальной жизни катастрофы имеют обыкновение сваливаться на голову без предупреждения.

Сюжет сериала простой: в Москве начинается жуткая эпидемия неизвестного доселе гриппа, и группа людей, связанных взаимной приязнью и неприязнью, устремляется в изолированное от смертельной заразы место. По дороге с ними случаются всякие события в поврежденном мире, который уже не будет прежним: иногда удивительные, иногда трагические, иногда глупые или нелепые, но наводящие на размышления. Например, о том, что в критической ситуации просто хорошие, ранее незаметные люди становятся героями, обыватели быстро скатываются в скотство и зверство, особенно сбившись в толпу, а сволочи легко превращаются в антилюдей, куда более жутких, чем какие-нибудь голливудского пошиба зомби или мутанты. О том, что грань между обывателем и мерзавцем невероятно тонка: можно прожить жизнь и считаться приличным человеком, пока не попадешь в водоворот трагических событий, который обнажит твою неприглядную суть. О том, что светлые люди сгорают быстро, а человек с ружьем автоматически становится хозяином своей и чужой судьбы, что деньги не едят, а врач очень важный и практически незаменимый член общества, особенно в эпоху катаклизмов и смут.

А еще о том, что человек должен оставаться человеком при любых обстоятельствах, даже если негодяи посадят его в клетку как животное. Тридцать лет нам на всех уровнях вбивают как гвозди в голову довольно-таки быдляческие понятия, что человек человеку не друг, не товарищ и не брат, что «не вписался — бабы еще нарожают», что честный человек — это лох и «терпила», что «если ты такой умный, то почему такой бедный», что жизнь человеческого общества ничем не отличается от курятника по принципу «клевать ближнего и гадить на нижнего». Питательная среда, из которой во времена катастроф и неразберих на яркий и беззащитный свет альтруистов-идеалистов из тьмы легионами лезут мародеры, насильники, предатели, каннибалы, просто хатаскрайники, которые тонущему руки не подадут, еще и скажут, что сам, мол, дурак. Эпидемия расчеловечивания уже здесь, но против нее карантины не подействуют, потому что инфицированные давно среди нас, а от них в самоизоляции не спастись, как и от себя.

В многочисленных и довольно однообразно одобрительных рецензиях (вполне заслуженных) на сериал попалась одна занятная мысль, где автор говорит, мол, мне там сочувствовать некому — представители привилегированного класса на джипах путешествуют по стране и выясняют свои аморальные отношения. А какая мне в итоге разница, пристрелит меня, непривилегированную, в сумбурной потасовке классово чуждый буржуй на дорогом внедорожнике или забьют насмерть народными дрекольями озверевшие классово правильные крестьяне, если им всем одинаково наплевать на жизнь человеческую? Ведь не единым конфликтом труда и капитала раздираемо современное общество, а тем самым расчеловечиванием, возведенным в норму, утратой ценностей и ориентиров, неумением, нежеланием и непониманием необходимости сделать выбор между добром и злом.

Не обязательно дожидаться катаклизма, чтобы на себе ощутить, как казалось бы абстрактные понятия порождают вполне конкретные последствия. У нашего биологического предтечи в биологической природе можно обнаружить только два состояния — «человек — нечеловек». Нечеловек — это и есть биологический предтеча человека. Но вооружившись разумом, волей и свободой выбора — быть человеком или не быть человеком — человек умудрился изобрести еще одну противоположность — античеловека. Фашиста, насильника, негодяя, который в сумраке всеобщего хаоса раскрывается во всей своей поганой «красе», и для которого избить калеку, обобрать сироту, надругаться над беззащитной женщиной вполне допустимо, если очень хочется.

Древние философы считали, что нет задачи труднее, чем познать самого себя, а подвижники утверждали, кто победил в себе зло, слабость, порок, тот победил весь мир. И концепция профессора С.С. Сулакшина в данном случае является необходимым подспорьем тем, кто не почивает на лаврах блаженного неведения о самом себе, в том числе и о темной стороне своей души:

«Представим себе некоторую градуированную ось. В центре оси нулевая характеристика, соответствующая нечеловеку. Человеку истинному на этой оси будет соответствовать плюс 100 условных единиц, античеловеку — минус 100 единиц.

Напомним, что это ось поведенческих характеристик того, кто называется человеком. Эти характеристики (предпочтения) можно измерять социологически или экспертно, и мы это делаем. Наши исследования показали, что таких осей 12. Чего необходимо и достаточно. Больше не нужно, меньше будет не хватать.

Первая ось справа — труд, это позитивная характеристика человека истинного. Трудовое право на обретение и потребление блага. В центре — рента, характеристика нечеловека, без труда вынимающего рыбку из пруда, паразитизм. И слева — присвоение, разбой, отъем, воровство, агрессия — характеристика античеловека.

Вторая ось — характеристика. Человек истинный — это коллективизм, социальность, как мы видели, природные законы эволюции говорят, что это прогрессивное качество и это образ человека истинного, категориального. Нечеловек — это индивидуализм. И античеловек — это эгоизм.

Третья характеристика. Нематериальные ценности характерны для человека истинного. Для нечеловека — материальные. Накопление, стяжательство — это античеловек.

Четвертая характеристика. Человек истинный — инновации, обновления, установление целей. Нечеловек — консерватизм. И античеловек — реакционность.

Пятая характеристика. Человек истинный — альтруизм. Нечеловек — вы не найдете в биологической природе такой характеристики — это рационализм, прагматизм. И античеловек — это корысть.

Шестая ось. Человек истинный — терпимость к иному. Неприятие — это нечеловек. И античеловек — это человеконенавистничество.

Седьмая ось. Сопереживание для человека истинного. Безразличие для нечеловека. И презрение — для античеловека.

Восьмая ось. Креативность, то есть творческая способность и тяга для человека истинного. Пассивность ума для нечеловека. И догматизм — для античеловека.

Девятая ось. Человек истинный — любовь, семья, дети. Нечеловек — страсть, секс как таковые. Античеловек — извращенец.

Десятая ось. Человек истинный ценит человеческую жизнь. Нечеловек пренебрегает жизнью. И античеловек — это садист.

Одиннадцатая ось. Человек истинный — стремление к совершенству. Нечеловек — нетребовательность. Античеловек — стремление к разрушению.

И двенадцатая ось. Духовное удовлетворение для человека истинного. Физическое, физиологическое удовольствие для нечеловека. И гедонизм — для античеловека.

Почему осей всего 12? Каждая из этих осей, каждая характеристика, необходима и достаточна. Если убрать одну из них, то портрет будет неполным, попытка же что-то добавить приводит к повторению одной из двенадцати осей. Много раз это проверяли и к этому набору пришли. Причем это и поведенческие характеристики человека и его ценности-мотиваторы, поскольку человек является целеполагающим существом». Такой вот бесплатный и доступный тест на античеловеко-вирус.

Вроде бы и не должен хоть и ладно скроенный, но все-таки немудрящий сериал наводить на глубокие размышления и аналогии, а поди ж ты, видимо, никак не отнять у русского человека склонность к тому, чтобы на ровном месте задаваться «проклятыми вопросами». Например, что античеловеку выжить куда проще и легче, чем бессребренику и милосердному самарянину, но может ли существование на костях, слезах и боли окружающих считаться жизнью в полном смысле этого слова. И это так же по-русски, как в той же «Эпидемии» не всякий злодей абсолютный негодяй, как и не всякий хороший человек идеален: и алчные учатся делиться куском, и озлобленные прощать, и гордецы просить прощения, и бесчувственные любить, и боязливые защищать еще более слабых, и добрые браться за оружие, и честные врать и подличать, ежеминутно совершая выбор между злом и добром — как в жизни. Никто из нас не застрял на двенадцати осях раз и навсегда, но мы непрестанно движемся то в одну сторону, то в другую — и главное видеть, знать, понимать, что сколько бы нам современные «инженеры человеческих душ» не талдычили про то, что «ничего личного, просто бизнес» и «умри ты сегодня, а я завтра» и есть норма жизни, по сути это и есть разгул эпидемии расчеловечивания, в которой здоровым людям надо учиться выживать, с которой надо бороться не только за себя, но и за всех — ближних, дальних, случайных попутчиков, а иногда и за врагов. Как говаривал Ф.М. Достоевский: «В мире дьявол с Богом борется, и поле битвы – сердца людей».

P.S. Оказывается, с премьерой сериала был связан небольшой скандальчик: кинотеатр PREMIER вначале удалил серию, в которой по сюжету силовики расстреливают мирных жителей, а оставшиеся в живых граждане уходят в партизаны с полными достоинства словами «Потому что так с нами нельзя». После возобновления показа сериала в следующем эпизоде появился комментарий диктора, который уточняет, что расстрелом мирного населения занимаются не полицейские и военные, а  некие «представители незаконных вооруженных формирований».

А уже в нашей, не киношной реальности Владимир Путин наделил правом ФСО применять боевую технику в «определенных законодательством случаях и порядке». Новый закон опубликован на официальном портале правовой информации. Согласно тексту документа, сотрудники ФСО не будут нести ответственность за использование «физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники», если они исполняют законный приказ, прежде всего, «в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости». Кроме того, закон наделяет ведомство правом самостоятельно решать вопросы об установлении, изменении, прекращении существования зон охраняемых государством объектов, а также правом определять трассы проезда объектов государственной охраны.

Как говорится, все совпадения случайны, а киношный вымысел — он вымысел и есть. Так что впереди — второй сезон, ждем и готовимся остаться людьми при любых эпидемиях. Все, независимо от возраста, пола, класса, расы, звания и занимаемой должности. А поле битвы — то же, сердце человеческое, там и встретимся.

Любовь Донецкая, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора