Конституционные оппозиционные чтения. 13. Федеративное устройство России

Русранд Сулакшин С.С. Политика 119

Это очередные конституционные оппозиционные чтения. Напомню, что мы изучаем проект Конституции будущей России, России после Путина, без Путина и без либерализма, когда страна начнёт перестраиваться, оздоравливаться, превращаться в нравственное, справедливое государство, государство труда, народовластия, русское российское культурно цивилизационно идентичное государство. В её научной теоретической базе сконцентрирован конституционный опыт всего мира и не только современный, но и исторический. Рассматриваем мы её в сравнении с советской Конституцией, в которой были заложены важнейшие высокие ценности и принципы, но и немало идеологической догматики, теоретически несостоятельных вещей, которые для нас теперь поучительны. 

С благодарностью к истории, к этой Конституции, к нашей Родине — Советскому Союзу изучаем опыт, учитываем ошибки, видим драмы и трагедии, понимаем их и закладываем в новый проект страховые механизмы и гарантии, предотвращающие возможные ошибки и преступления, а высочайшие ценности, провозглашенные советской Конституцией, отражающие суть прогресса человечества, воспроизводим в нашем новом проекте.

Мы соотносим свой проект и с действующей ельцинской Конституцией 1993 года, показывая и объясняя, как именно она программирует деградацию и крах страны, от каких диверсий мы уходим.

О чем сегодня ещё важно сказать: времена, когда страна будет выбирать себе иной облик, приближаются. Страна обязательно будет выбирать свой новый облик, кто-то называет его «строем». Либеральный, путинский, полуфашистский строй должен быть заменен другим и это невозможно сделать без смены Конституции, которая его и определяет. Мы работаем в рамках платформы: «Мирная и законная смена конституционного строя». Но если кто-то будет ломать мир и закон, мы будем призывать российское общество поддержать и защитить мирный и законный путь смены Конституции.

России нужна другая Конституции, поэтому мы её и изучаем. Продолжаем изучать.

Раздел 6. Государство и государственное управление в России

Напоминаю, что в разделе есть и административно-правовое, и пространственное территориальное устроение страны, и механизмы, определяющие динамику и жизнь — управление, в котором всегда возникает процесс, цель, задачи, обратные связи, мониторинг и так далее.

Начинаем с Главы 31. Федеративное устройство России

Там, где в нашей Конституции определялись основные принципы в облике будущей России записано: Россия — федеративное государство. (Статья 124).

Кое у кого есть идеи заменить федеративную природу России и превратить её в унитарное государство. В принципе это возможно, но по двум обстоятельствам чревато. Первое. В ходе разработки проекта Конституции, которая стоила нескольких лет системных научных трудов большого коллектива, мы увидели опасность слишком масштабного характера преобразования страны. Когда резко начинаешь изменять некую систему, она может сломаться. Задача была не в том, чтобы осуществить реформы ради реформ, по-большевистски разрушить до основания старый мир — это не оптимально и не нужно, многое можно и нужно сохранить Реформировать нужно только то, что нуждается в реформировании в соответствии с поставленными задачами. А мы их помним: нравственное, справедливое, цивилизационно идентичное, трудовое, народовластное государство — вот наша задача. Поэтому изменчивость при переходе от нынешнего путинского образа страны к будущей России должна быть рациональной, оправданной и ответственной, а значит не стопроцентной.

Плавность перехода — это важное обстоятельство, сглаживающее сложности и конфликты, и позволяющее избежать, не дай бог, гражданской войны, стрельбы, погромов. Эту нашу установку мы повсеместно использовали при подготовке Конституции.

И второе соображение. Большая система, а Россия самая большая страна в мире — 86 субъектов федерации, девять часовых поясов — не может управляться по точно тем же принципам, что и маленькие государства. После всестороннего изучения и обсуждения наилучшим было признано федеративное государство с делегированием на уровень субъекта федерации части полномочий.

По сегодняшней теме есть немало познавательного и важного для нас в Конституции Советского Союза.

III. Национально-государственное устройство СССР

Глава 8. СССР — союзное государство

Статья 70. Союз Советских Социалистических Республик — единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик.

Статья 72. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР. (Это была глубокая ошибка — С.С.).

Статья 76. Союзная республика — суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик.

Вот вам первая мина замедленного действия: государство СССР имеет внутри себя другие и при этом суверенные государства, причем, что является страшным, имеющие право свободного выхода из Союза Советских Социалистических Республик. Эта мина и взорвалась. Зачем это было записано? Зачем в 1977 году это было нужно для ещё устойчивого государства? Создали удобную рамку для распада в 1991 году.

Идём дальше.

Союзная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и учитывающую особенности республики.

Естественно, если есть государство, государственный суверенитет, появляется и своя Конституция, а за ней и право свободного выхода из Союза. Эти закладки перешли и в ельцинскую Конституцию.

СССР не был симметричным и однородным государством: в его составе были Советские социалистические республики, автономные советские социалистические республики, автономные области и автономные округа. Неоднородность федерация вещь плохая, сегодняшняя Россия эту неоднородность унаследовала, нынешний пример, когда долги за газ населению Чеченской республики списывают, а жителям Смоленской области и другим нет, хорошо демонстрирует то, как это вызывает конфликт интересов между субъектами федерации. А государство строится и управляет территориями затем, чтобы порождать конфликты или за тем, чтобы их наоборот снимать и формировать дружбу народов, симфонию территорий, территориальную и социальную справедливость, нравственность, когда все граждане России в каждом субъекте федерации равны в своем достоинстве? Ответ очевиден.

Вывод из этих статей советской конституции горький — Советской Союз распался в строгом соответствии с конституционной нормой.

Ельцинская конституция уделяет очень малое внимание вопросу федерализма.

Статья 65. 1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации.

Идёт перечисление субъектов федерации и вновь среди них есть республики — государства, со своими государственными языками и конституциями, есть края и области, автономные округа и есть еще один уровень — города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. Такая же несимметричная федерация, с теми же недостатками, которые были свойственны Советскому Союзу.

В статье 68 п.2 о государственном языке сказано: Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Государство одно, но государственных языков много?

Есть ещё несколько важных статей, начиная со статьи 71 и следующими за ней, которые начинаются словами «в ведении».

Статья 71. В ведении Российской Федерации находятся…

И перечисляются вопросы, относящиеся к федеральному уровню полномочий. Далее.

Статья 72.

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся…

Поразительная форма! «В ведении государства» находятся некие вопросы, а кто же отвечает за решение этих вопросов, за состояние дел в этих сферах? По этой Конституции оказывается, что никто не отвечает. «Ведает», но не отвечает. Разве это не точное описание того, что сейчас происходит в путинской России? Путин — гарант, Путин — ведает, Правительство — ведает, а страна катится в пропасть и никто ни за что не отвечает, переизбирается Президент, переназначается Правительство, правящая партия рисует себе все больше голосов на выборах, а страна всё катится по той же дорожке дальше.

Кому-то кажется, что не в Конституциях дело, что и существующая Конституция неплохая, только не исполняется, но ведь это не так! Одно слово формирует колоссальные последствия — путинское государство не отвечает за результаты своего государственного управления и правление своих политических фигур. А по нашей конституции отвечает и это различие мы сейчас увидим. Итак, переходим к нашему проекту.

Глава 31. Федеративное устройство России

Статья 134. Территориальный состав России

1. Субъектами России являются Адыгейская, Алтайская, Амурская, Архангельская, Астраханская, Башкирская, Белгородская, Брянская, Бурятская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Горно-Алтайская, Дагестанская, Еврейская, Забайкальская, Ивановская, Ингушская, Иркутская, Кабардино-Балкарская, Калининградская, Калмыцкая, Калужская, Камчатская,Карачаево-Черкесская, Карельская, Кемеровская, Кировская, Коми, Костромская, Краснодарская, Красноярская, Крымская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Марийская, Мордовская, Московская (за исключением Москвы), Мурманская, Немецкая, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Осетинская, Пензенская, Пермская, Приморская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Ставропольская, Тамбовская, Татарская, Тверская, Томская, Тувинская, Тульская, Тюменская, Удмуртская, Ульяновская, Хабаровская, Хакасская, Ханты-Мансийская, Челябинская, Чеченская, Чувашская, Чукотская, Якутская, Ямало-Ненецкая, Ярославская земли.

Мы решали задачу симметричной федерации и одновременно непростой вопрос как назвать субъект федерации. Республика, область, штат, земля, как-то ещё — это не только вопрос вкуса. Абсолютно очевидно, что федерация должна стать симметричной с учетом принципа территориальной справедливости. Все дети в большой российской семье будут равно любимы и равно значимы.

Нами избрано слово «земля», не провинция, не штат, не республика, не область, не край. Почему земля? Слово понятное, русское: мать сыра земля. На этой земле мы живем, эта земля нас кормит, эта земля наша Родина, здесь лежат косточки наших предков. Земля — священное, сакральное слово для нашего многонационального народа, для русского народа, для наших ценностных исторических корней и выбора. При этом важно с уважением отнестись к традициям российских народов, веками проживавших на своей земле, имевших свои языки, свою культуру, поэтому второй пункт этой статьи звучит следующим образом.

2. Каждый субъект России вправе избрать и употреблять наряду с конституционным равнозначное с ним собственное название, закрепленное в его уставе.

Каждая земля, как это обозначено в конституции, будет иметь и иное название на языке народа, и это будет очень правильно.

3. Границы между субъектами России могут быть изменены исключительно с их согласия в соответствии с федеральным законом.

Статья 135. Порядок изменения территориального состава России

В советской Конституции, напомню, было право свободного входа республики из СССР — этот урок очень тяжкий, поэтому мы предлагаем иные решения.

1. Изменение территориального состава России осуществляется путем принятия в её состав или образования в её составе нового субъекта России.

Урезание территории России по нашей Конституции будет запрещено! Ничего похожего на то, что творит сейчас Путин с территорией России не будет.

2. Принятие в состав России нового субъекта России осуществляется путем добровольного присоединения к России иностранного государства или его части на основании международного договора.

3. Образование в составе России нового субъекта России осуществляется путем объединения двух и более граничащих между собой субъектов России.

4. Условия и процедура принятия в состав России и образования в ее составе нового субъекта России устанавливаются федеральным конституционным законом.

5. Выход субъекта России из состава России не допускается.

Хватит сепаратизма, хватит угроз, хватит крови.

Статья 136. Сфера ответственности России на федеральном уровне.

Не «в ведении находятся» теперь некие вопросы, а в сфере ответственности российской власти, власти субъекта России и власти на местном уровне за результаты своего управления — это совершенно другой принцип, при котором появляется законное конституционное право народа контролировать и спрашивать с власти всех уровней за состояние дел на их уровне управления.

1. Россия в лице федеральных государственных органов и их должностных лиц ответственна за:

а) обеспечение государственного суверенитета и территориальной целостности России;

б) обеспечение жизнеспособности России, …(Это новый, научно обоснованный показатель, формирующий цели России и определяющий государственное управление: не просто национальная безопасность или национальные интересы, а вычислимый, четкий, порождающий государственное управление показатель — жизнеспособность России. — С.С.)… целенаправленное и устойчивое демографическое, социальное, экономическое, региональное, политическое развитие России, сохранение и развитие человеческого потенциала России;

Здесь что ни слово, то государственная политика: ценности, цели, проблемы, задачи, функции, механизмы, институты, процедуры государственного управления и это не ля-ля на левой коленке, это чертеж и технологическая карта управления страной — каждое слово разворачивается в технологическую пирамиду государственного управления.

в) реализация и защита Конституции России, а также установленных ею высших ценностей России и достижение целей России;

Мы перечисляем сферы ответственности государственных органов.

г) определение статуса и защиту государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России;

д) безопасность в области обороноспособности, борьбы с преступностью, общественного порядка, защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций; функционирования технических систем; народосбережения, демографического развития, сохранение и развития человеческого потенциала, здравоохранения и создания условий для ведения здорового образа жизни; образования, воспитания, культуры, науки, средств массовой коммуникации; социального, экономического и регионального развития; обеспечения продовольствием; устойчивости государственности и эффективности политического устройства и государственного управления в России;

Если бы сейчас наша конституция работала, Путину по каждому из этих пунктов были бы заданы вопросы с предъявлением обвинений, может тогда и страна как-то бы иначе развивалась.

е) развитие оборонозначимой науки, образования и производства, организацию производства, продажи и покупки вооружений, военной техники и другого военного имущества, технологий и продукции двойного назначения;

ж) формирование и реализацию внешней политики, военной деятельности, за международные отношения, международные договоры России, вопросы войны и мира, внешнеэкономические связи России, координацию внешнеэкономических связей субъектов России;

з) прогнозирование развития России в социальной, демографической, экономической, региональной, политической сферах, развития человеческого потенциала России; формирование, реализацию и контроль реализации научно обоснованных планов и программ государственного развития;

и) установление основ правовой системы России, принятие и изменение Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законов, доктрин России и иных федеральных правовых актов, контроль и обеспечение их реализации на всей территории России;

Напомню, что доктрина России в нашей версии это тоже новый тип нормативно-правовых актов в России, упорядоченный, описанный и сочетающий в себе три начала: ценностную манифестацию, нормативно-правовую обязательность и государственно-управленческую атрибутику — и все это опять технологические проекции на то, как управлять страной. А под таким изобретением как «ручное управление» уже пожили, хватит.

к) федеративное устройство, установление системы федеральных законодательных, исполнительных,контрольно-надзорных, судебных и иных органов, порядка их организации и деятельности; установление основ государственной власти на уровне субъектов России и основ государственной власти на уровне муниципальных образований; формирование федеральных государственных органов;

л) адвокатура, нотариат;

м) регулирование прав и обязанностей и защиту прав и свобод человека и гражданина;

н) гражданство в России;

о) национальные отношения, регулирование и защиту прав национальных меньшинств, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов;

п) федеральную собственность (в том числе достояние Народа России) и управление ею;

р) регулирование экономической деятельности исходя из принципов социальной справедливости, инновационности и эффективности;

с) обеспечение единства рынка, финансовое, валютное, банковское, кредитное, налоговое, ценовое, таможенное регулирование, регулирование государственной и банковской денежной эмиссии, федеральные экономические службы, федеральный банки, включая Государственный банк России;

т) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды социального, экономического и регионального развития, государственные фонды общественного потребления России, …(Государственные фонды общественного потребления России и сделают нашу страну страной справедливости и истинно социальным государством, в отличие от того, что мы имеем сейчас. — С.С.)… основы налогообложения в субъектах России;

у) государственно значимые инфраструктуры транспорта, энергетики, связи, информации, деятельность в космосе, мировом океане, атмосфере и литосфере;

ф) инновации и мировое лидерство в науке и технологиях;

х) судоустройство, прокурорский надзор, конституционно-процессуальное, уголовное,уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, решения об амнистии и помиловании, гражданское, гражданско-процессуальноеарбитражно-процессуальноеи административно — процессуальное законодательство, основы правового регулирования отношений собственности;

ц) стандарты, эталоны, метрическую систему и исчисление времени;

ч) безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации продукции и утилизации отходов;

Никакого пальмового масла не будет при нашей конституции и, соответственно, количество онкологических больных снизится.

ш) метеорологическую службу, геодезию и картографию, наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

щ) государственные награды и почетные звания России;

э) федеральную государственную службу, основы государственной гражданской службы субъектов России и муниципальных образований;

ю) организацию и определение порядка производства и оборота ядовитых веществ, психотропных и наркотических средств и расщепляющихся материалов;

я) установление порядка владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, воздушными, лесными другими природными ресурсами и контроль его соблюдения, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрану исторического культурного наследия России.

2. Государство Россия в лице федеральных государственных органов и их должностных лиц может осуществлять полномочия в иных сферах жизнеустройства страны, не отнесенных Конституцией России к сфере ответственности субъектов России, муниципальных образований и народного самоуправления.

Возникает вопрос почему столь много сфер ответственности на федеральном уровне? Это потому, что по нашему научно обоснованному принципу государство отвечает за всё, за результаты управления развитием страны во всех сферах. Отвечать — не значит диктовать, не надо подозревать и незаслуженно упрекать нас в тоталитарной формуле. Отвечать за результат — это значит управлять самому там, где это уместно и правомочно, создавать правила поведения там, где управляют другие субъекты и, наконец, мотивировать другие субъекты быть нравственными, справедливыми, трудовыми и так далее — вот что значит «государство отвечает за все». А в ельцинской путинской конституции записывается «в ведении», появляется куча дыр, и в итоге никто и ни за что не отвечает от самого низа до самого верховодителя.

Статья 137. Сфера ответственности субъекта России

Субъект России в лице его государственных органов и их должностных лиц ответственен за состояние дел в следующих сферах жизнеустройства страны: …

Ещё раз обращаю внимание на формулу: «ответственен за состояние дел в следующих сферах жизнеустройства страны». А раз есть ответственность за состояние, значит будет контроль этого состояния и по результатам спрос с государственных органов и их должностных лиц — такой механизмы мы строим. В ельцинской конституции ничего подобного нет. Семейственность есть, кумовство есть, коррупция есть, кадровый непотизм — есть всё что угодно, кроме того, что нужно и что мы будем строить.

… а) устойчивое демографическое, социальное, экономическое, территориальное и политическое развитие субъекта России, сохранение и развитие человеческого потенциала России;

б) реализация и защита Конституции России, а также установленных ею высших ценностей России и достижение целей России;

в) безопасность в области обороноспособности, борьбы с преступностью, общественного порядка, защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций; функционирования технических систем; народосбережения, демографического развития, сохранения и развития человеческого потенциала, здравоохранения и создания условий для ведения здорового образа жизни; образования, воспитания, культуры, науки, средств массовой коммуникации; социального, экономического и территориального развития; устойчивости государственности и эффективности политического устройства и государственного управления в России; обеспечение продовольствием; …

Наверняка обращает на себя внимание то, что часть сфер ответственности федерального уровня и субъекта России совпадают — это и есть сферы совместной ответственности и это означает единство пирамиды исполнительной и законодательной власти, правоприменительных и прочих институтов государства, что мы ещё не раз будем отмечать и далее. Страна должна быть единой. Сегодня с тревогой смотришь на путинскую Россию и думаешь, а что объединяет Камчатку, Владивосток, Калининград и Липецк с Вологдой? А получается, что ничего. Нет ни общей цели — Президент перестал даже послание Федеральному собранию вовремя делать, в Якутии фильмы снимают, в которых говорят на якутском языке, а русского языка уже не знают.

А что страну делает страной? Все скрепляющие федерацию обручи разваливаются, а за ними и страна может развалиться. Наша Конституция нацелена на решение этой задачи, но не декларативно (пафосно- мол скрепы там, единство, нерушимый союз, как это было в советской конституции), а через конструктивы, точнее конструкты и через механизмы, институты, которые пронизывают всю нашу конституцию. Я совершенно обоснованно заявляю: в каждом абзаце решаются задачи прогресса, здоровья нашей страны, задачи формирования её основных характеристик: нравственная, справедливая, трудовая, народовластная, русская российская идентичная страна. На каждой странице эти задачи решаются. Было очень интересно работать над этой конституцией! Это была не литературщина, мы не писательством занимались — мы решали задачи, множество взаимосвязанных задач, мы исследовали пути к тем результатам — ценностям и целям, которые формулировали в начале пути. Найденные решения задач в виде устроения и управленческих механизмов теперь присутствуют на каждой странице конституции. Нет другого документа такого же класса, который бы конструировал будущее России.

г) прогнозирование развития субъекта России в социальной, демографической, экономической, политической сферах, прогнозирование территориального развития и развития человеческого потенциала России; формирование, реализация и контроль реализации научно обоснованных планов и программ регионального развития;

Вся эта статья для наших регионов — субъектов федерации, для городов, сел, областей и краев, республик, как их пока называют.

д) принятие и изменение устава и иных актов субъекта России, контроль и обеспечение их реализации на всей территории субъекта России;

е) административное устройство, организация государственной власти субъекта России в соответствии с основами государственной власти субъектов России, установленными федеральным законом; установление основ государственной власти на уровне муниципальных образований …(Субъект определяет эти основы по направлению вниз, так же как это ему определено с федерального уровня. — С.С.)… на территории субъекта России; формирование государственных органов субъекта России;

ж) адвокатура и нотариат;

з) защита прав и свобод человека и гражданина;

и) национальные отношения, защита прав национальных меньшинств, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов;

к) собственность субъекта России и управление ею;

л) регулирование хозяйственной деятельности с соблюдением принципов социальной справедливости, инновационности и эффективности;

м) бюджет, налоги и сборы; фонды социального, экономического и территориального развития субъекта России, …(Будут ресурсные фонды, которые будут подкреплять права, обязанности и полномочия субъектов России. — С.С.)… государственные фонды общественного потребления субъекта России; …(И такого позорища, как сейчас, когда многодетной матери выписали пособие в размере 44 рубля 70 копеек, в нашей стране больше не будет. — С.С.)… основы налогообложения на уровне муниципальных образований;

н) функционирование значимых для субъекта России инфраструктур транспорта, энергетики, связи, информации, жилищно-коммунального хозяйства;

о) обеспечение качества потребительских товаров и услуг;

п) государственные награды и почетные звания субъекта России;

р) государственная гражданская служба субъекта России;

с) пользование землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории субъекта России; особо охраняемые природные территории; охрана исторического культурного наследия России;

т) внешнеэкономические связи субъекта России;

у) иные вопросы регионального значения.

Спускаемся вниз по управленческой иерархии ещё на один шаг, к муниципальным образованиям.

Статья 138. Сфера ответственности муниципальных образований

1. Муниципальное образование в лице местных государственных органов и их должностных лиц ответственно за состояние дел в следующих сферах жизнеустройства страны:

а) устойчивое демографическое, социальное, экономическое, территориальное и политическое развитие муниципального образования, сохранение и развитие человеческого потенциала России;

б) реализация и защита Конституции России, а также установленных ею высших ценностей России и достижение целей России;

в) безопасность в области обороноспособности, борьбы с преступностью, общественного порядка, защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций; функционирования технических систем; народосбережения, демографического развития, сохранения и развития человеческого потенциала, здравоохранения и создания условий для ведения здорового образа жизни; образования, воспитания, культуры, науки, средств массовой коммуникации социального, экономического и территориального развития, устойчивости государственности и эффективности политического устройства и государственного управления в России; обеспечения продовольствием;

г) прогнозирование развития муниципального образования России в социальной, демографической, экономической, политической сферах, прогнозирование территориального развития и развитие человеческого потенциала России; формирование, реализация и контроль реализации научно обоснованных планов и программ регионального развития; …

А мы уже видели норму о праве гражданина на информацию от власти о планах и прогнозах развития, как элементе уверенности каждого человека и гражданина в своём будущем.

 д) принятие и изменение устава и иных муниципальных правовых актов, контроль и обеспечение их реализации;

е) организация государственной власти на уровне муниципального образования в соответствии с основами, установленными федеральным законом и законодательством субъекта России; формирование местных государственных органов; …

Приходит в голову мысль, что у кого-то могут появиться подозрения, что бюрократов-чиновников станет в 10 раз больше, но это не так. Потому что опыт, который я видел и знаю, который мы будем внедрять — это миллионные по численности населения округа, которые управляются так называемым комитетом, в числе семи человек. При том, что управленческие институты реально работающие, а не бумажки перекладывающие, отстроены по всем правилам эффективного управления. Вы, наверное, заметили, что в нашей Конституции, в отличие от советской и ельцинской, заложены принципы и технологии государственного управления, поэтому не бюрократов она будет плодить, а повышать эффективность государственного управления. Что такое эта самая эффективность государственного управления в нашей теоретической базе рассмотрено. И это не затраты на достижение чего-нибудь, это доля или процент достижения поставленных целей. А неэффективность или нецелевое использование финансовых ресурсов — это предмет уголовного кодекса.

… ж) содействие развитию народного самоуправления;

з) защита прав и свобод человека и гражданина;

и) национальные отношения, защита прав национальных меньшинств, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов;

к) муниципальная собственность и управление ею;

л) бюджет, налоги и сборы; фонды социального, экономического, территориального развития, государственные фонды общественного потребления муниципального образования;

м) функционирование значимых для муниципального образования инфраструктур энергетики, транспорта, информации, связи, жилищно-коммунального хозяйства;

н) муниципальная служба;

о) обеспечение качества потребительских продуктов, товаров и услуг;

п) пользование землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории муниципального образования; охрана памятников истории и культуры местного значения;

р) иные вопросы местного значения.

2. Государственная власть на уровне муниципальных образований осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ муниципальных образований допускается с учетом решения, принятого на местном референдуме населением соответствующих территорий.

Статья 139. Система государственных органов субъекта России

1. Систему государственных органов субъекта России составляют: законодательный орган субъекта России; высшее должностное лицо субъекта России; …(Не Президент или князь, а высшее должностное лицо. — С.С.)… высший исполнительный орган субъекта России; иные государственные органы субъекта России, образуемые субъектами России в соответствии с Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами, уставом и законами субъекта России.

2. Законодательный орган субъекта России является постоянно действующим высшим и единственным государственным органом законодательной власти субъекта России. Наименование законодательного органа субъекта России устанавливается уставом субъекта России с учетом его исторических, национальных и иных традиций …(То есть, принцип уважения к традициям и культуре наших народов, к их земле пронизывает всю нашу конституцию. Тема национальных отношений в многонациональной стране очень деликатная. Могут возникнуть напряжения в момент изменения статуса национальных республик на Земли. Но каждый взрослый человек, прочитавший и изучивший наши комментарии, не может не понять и не поддержать важнейшую задачу верхнего уровня для всех нас, единую и общую задачу, как единая у нас и общая на всех Родина — Россия. Россию нужно укрепить, вылечить от всех безобразий, которые убили Советский Союз, избежать этой же участи, тем более, что именно её для нас готовят. Это наша общая задача, отсюда и такие решения — эти решения ставят целью не ущемить какой-тонарод или чьи-то традиции. Как видите, мы очень многое конструируем в конституции из уважения к идентичности — это ключевая позиция в нашей главной формуле. Россия должна стать русской российской культурно идентичной страной. И я думаю, что нас поддержат и в нынешних республиках, и в автономиях, и все народы, потому что это для них написано и для всех нас, потому, что в нашей конституции в каждом пункте реализуется формула: для всех и для каждого. — С.С.)… Структура законодательного органа субъекта России устанавливается федеральным законом и уставом субъекта России.

3. В субъекте России устанавливается система исполнительных государственных органов во главе с высшим должностным лицом субъекта России …(Это будет не удельный князь, верховодитель, а руководитель исполнительного государственного органа, так что работать придется. Также как работать придётся и будущему президенту России, который будет одновременно руководителем правительства России. — С.С.)… В соответствии с Конституцией России федеральные исполнительные органы и исполнительные органы субъектов России образуют единую систему исполнительной власти.

Многие люди в возрасте не то требуют, не то просят, не то советует нам вернуть систему советской власти. Но ведь система советской власти была под началом партийной системы КПСС, с её партноменклатурой, которая в итоге и развалила страну. Отдельной самостоятельной системы Советской власти не было и вернуть её без той же КПСС невозможно. Однако, принципы подобия по вертикали, единство власти, территориальной справедливости, общественного представительства, то есть истиной демократии, в нашей конституции не просто воспроизводятся. Мы их развиваем и укрепляем с помощью множественных решений. То есть, в какой-то мере опыт общественной представительности, надежности, заботы о людях, о населении в системе советской власти мы переносим в нашу конституцию, но отчищаем от демагогии и по современному, системно встраиваем в виде ценностных вещей во всю нашу конструкцию, чертеж страны.

4. Высшее должностное лицо субъекта России является руководителем высшего исполнительного органа субъекта России. Структура исполнительных органов субъекта России определяется высшим должностным лицом субъекта России в соответствии с федеральным законом и уставом субъекта России. Высшее должностное лицо субъекта России избирается населением субъекта России в соответствии с федеральными законами, уставом и законами субъекта России.

Никакие московские пенсионеры или друзья президента губернаторами не будут, а будут те, кто заслужил и доказал свое право представлять и защищать интересы людей, живущих на этой земле. И на федеральном уровне они интересы субъектов федерации будут представлять, а не интересы администрации президента. Так будет устроена будущая Россия.

5. Высший исполнительный орган субъекта России является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта России. Наименование высшего исполнительного органа субъекта России, его структура, порядок его формирования, а также наименование высшего должностного лица субъекта России и порядок его деятельности устанавливаются федеральным законом, уставом и законами субъекта России с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта России.

6. Государственные органы субъектов России и их должностные лица несут ответственность за нарушение Конституции России и федеральных конституционных и федеральных законов в соответствии с законодательством России.

Статья 140. Система местных государственных органов

Это уровень, который сейчас именуется местным самоуправлением.

1. Местная государственная власть осуществляется на всей территории России в городских и сельских поселениях, муниципальных районах и городских округах. Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа осуществляется законами субъектов России в соответствии с федеральным законом. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов России в соответствии с федеральным законом.

2. Структуру местных государственных органов составляют: местный законодательный орган; глава муниципального образования; местный исполнительный орган; иные органы и выборные должностные лица местного управления, предусмотренные уставом муниципального образования. Местные государственные органы являются органами государственной власти и входят в систему государственных органов в России.

Ещё раз о единстве государственной власти по вертикали.

3. Порядок формирования, сфера ответственности и порядок работы местных государственных органов, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом и законом субъекта России. По вопросу определения структуры местных государственных органов допускается проведение местного референдума в соответствии с федеральным законом и законом субъекта России. Наименование местного законодательного органа, главы муниципального образования, местного исполнительного органа устанавливаются законом субъекта России с учетом исторических и иных местных традиций.

4. Депутаты местного законодательного органа, выборные должностные лица избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами субъектов России и муниципальными правовыми актами.

Как именно будут организовываться выборы в дальнейшем, и детально, мы еще рассмотрим.

5. Глава муниципального образования руководит работой местного исполнительного органа.

6. По вопросам ответственности муниципальных образований местными государственными органами и их должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты в соответствии с Конституцией России, федеральными законами и законами субъектов России. Муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Статья 141. Разграничение сфер ответственности государственных органов

1. Федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом субъекта России определяются порядок разграничения сфер ответственности между федеральными государственными органами и государственными органами субъектов России, между федеральными государственными органами и местными государственными органами и создания единых для всех субъектов России механизмов государственного управления, установления процедур взаимодействия и межбюджетных отношений, согласование планов и программ развития, принятия решений в случаях, если они затрагивают интересы и сферы ответственности двух уровней государственной власти.

Это межуровневые согласования.

2. Законом субъекта России и принятым в соответствии с ним актом местного законодательного органа определяется порядок разграничения сфер ответственности между государственными органами субъектов России и местными государственными органами и создания единых для всех муниципальных образований механизмов государственного управления, установления процедур взаимодействия и межбюджетных отношений, согласования планов и программ развития, принятия решений в случаях, когда они затрагивают интересы и сферы ответственности двух уровней государственной власти.

Статья 142. Делегирование полномочий

1. Федеральные исполнительные органы по соглашению с исполнительными органами субъектов России могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых для их исполнения …(Принципиально важно! — С.С.)… материальных и финансовых ресурсов …(Раньше я уже говорил, что будет выстраиваться оптимальная для большого объекта управления система управления с делегированием части управленческого мандата на периферию и это один из принципов: там и виднее, и большая заинтересованность. Всем из Москвы управлять невозможно и нельзя. — С.С.)… Федеральным законом определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, ответственность сторон, основания и порядок досрочного прекращения передачи осуществления части полномочий, иные вопросы.

2. Не подлежит передаче на уровень субъектов России осуществление полномочий в случаях, когда это угрожает:

а) реализации и защите Конституции России, а также установленных ею высших ценностей России и достижению целей России;

б) государственному суверенитету и территориальной целостности России;

в) жизнеспособности страны …(Помните, что этот важнейший новый показатель. — С.С.)… устойчивости социального, демографического, экономического, регионального и политического развития страны, сохранению и развитию человеческого потенциала России;

г) безопасности России.

3. Исполнительные органы субъектов России по соглашению с федеральными исполнительными органами могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых для их исполнения материальных и финансовых ресурсов.

Это важнейшая норма. Если делегируются полномочия, то будь добр передай для их осуществления материальные и финансовые ресурсы, а не так как это делается в путинских майских указах. В них предписывается обеспечить для некоторых категорий служащих определенный уровень средней зарплаты, но ресурсы для исполнения указа не передаются. В результате руководители вынужденно увольняют сотрудников, чтобы меньшему их числу довести уровень зарплаты до требуемого. При этом ухудшается обслуживание населения, качество труда, растёт безработица. А кажется, что хотели как лучше.

4. Исполнительные органы субъектов России по соглашению с местными исполнительными органами могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых для их исполнения материальных и финансовых ресурсов.

5. Местные исполнительные органы по соглашению с исполнительными органами субъекта России могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых для их исполнения материальных и финансовых ресурсов.

Простите великодушно за то, что знакомлю Вас с текстом Конституции, а он такой, какой есть, и, конечно, это не сказки на ночь. По сравнению с технологической картой выплавки особого вида сверхпрочной стали, это чтение наверное даже менее скучно, но, если бы не было таких технологических карт, металл был бы некачественным, танки бы пробивались снарядами, а колеса бы на высокоскоростных поездах разлетались на третьем километре.

Чтобы наша страна не пробивалась и не разлетелась на третьем историческом километре и подготовлена эта Конституция.

Для меня это не скучно, потому что за каждым предложением в памяти тут же всплывают столько семинаров, столько мозговых штурмов, столько формализованных схем, алгоритмических, технологических, столько докладов моих товарищей экспертов! — Это была наша жизнь, а я мечтаю о том, чтобы эта конституция перестроила жизнь всех нас.

Хочу поделиться тем, что заметил: к этой работе, которую мы с моими друзьями и товарищами ведём уже не один год, меняется отношение. Меняется круг тех, кто приходит слушать, смотреть, задавать вопросы, меняются сами вопросы. Знаете какая это великая радость! Раньше была глупость, ерничество, позорные подковырки, а сейчас ощущается всё более серьезные настроение. То есть, народ, а знакомы с нашей конституцией по некоторым оценкам уже сотни тысяч, посерьезнел, он начинает понимать как сегодня стоит вопрос. А стоит он так, как в июне 1941 года: сомнут нас те, кто топчет и гнобит сейчас нашу страну или мы ее отстоим? — Очень, согласитесь, серьезный вопрос, дурака тут валять уже не приходится.



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Автор Степан Степанович Сулакшин — председатель Партии нового типа, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора