КОРОТКОЕ ГОСУДАРСТВО ПУТИНА

soiz [1231402] Политика 180

Элита движима планом быстрой утилизации страны.

Одна из загадочных тем – состояние основных фондов.
Сообщение от 2 октября 2017 года («Вести.Экономика»): «Глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, выступая в Совете Федерации в понедельник, предупредила об ускоренном износе основных фондов по всем видам экономической деятельности. Степень износа основных фондов превысила 55% в таких сферах, как добыча полезных ископаемых, здравоохранение, предоставление социальных услуг, транспорт и связь».
А вот материал «Агенства Бизнес Новостей» от 22.07.2016: «Износ основных инфраструктурных фондов в промышленности России — 70%. Об этом сообщил на 14-м Международном форуме по промышленной безопасности (организатор — ГК «Городской центр экспертиз») заместитель начальника Центра «Антистихия» МЧС России Анатолий Данилов. Уровень износа основных фондов энергостроительного фонда близок к тем же 70%. В машиностроении, утверждает Данилов — приближается к 70%. В лесной отрасли — 40%. В развитых странах показатель в среднем 20%.
Согласно озвученой Даниловым статистике, износ фондов ЖКХ превысил 60%. Износ системы канализации — 65%, электросетей — 58. Поэтому, подытожил эксперт, год от года растет уровень аварийности инфраструктуры в указанной сфере».
Сообщение от 25 марта 2013 г.: «Полувековая политика в сфере ЖКХ закончилась провалом, признают в ведомстве — сообщает коореспондент сайта «Собеседник» Ольга Домогацкая. Износ фондов жилищно-коммунального хозяйства в России в среднем составляет 60%, а в некоторых населенных пунктах – 85%. Эти цифры назвал на заседании Владимир Токарев, заместитель главы Минрегиона. Он также привел подсчеты экспертов, которые оценили масштабы необходимых для восстановления вливаний средств в сферу ЖКХ. «По нашим оценкам, чтобы привести это в порядок, нужно более 10,4 трлн рублей», — отчитался чиновник. Фонд ветхого и аварийного жилья официально на данный момент составляет почти 100 миллионов квадратных метров. Лишь 10% из них планируется ликвидировать до 2016 года, причём сделано это будет с помощью государственного финансирования, выделенного из федерального бюджета в размере 139,6 млрд руб».

Итак, в 2013 износ фондов в ЖКХ достиг 60% (а местами 85%). В.Токарев говорит, что для приведения в порядок требуется 10,4 трлн рублей, при этом из бюджета выделяется только 139,6 млрд руб. Но в 2016 году сообщается «износ фондов ЖКХ превысил 60%». А на сколько превысил? Какова динамика? Что происходит? И что нас ожидает? Это ведь беда, которая убьет миллионы.
С.Г.Кара-Мурза: «Старение жилищного фонда России, быстрый переход его в категорию ветхого и аварийного ставит под угрозу даже физическую безопасность многих жителей Российской Федерации. По данным Росстроя, на 2005 г. общий износ основных фондов в ЖКХ составил более 60%, а четверть основных фондов уже полностью отслужила свой срок. Процесс идет безостановочно и с ускорением, нет никаких надежд на то, что он вдруг сам собой остановится и повернет вспять. Но все смотрят на это равнодушно, не предпринимают действий, соизмеримых масштабу угрозы, и не пытаются составить разумное представление о ней.

Надо считать аномалией и такой факт, на который никто не обращает внимания. По данным Госкомстата, в Российской Федерации на конец 2001 года было 90 млн. кв. м аварийного и ветхого жилья или 3,1% всего жилфонда Российской Федерации. Запомним эту величину. После этого Госкомстат долго не публиковал данных об аварийном и ветхом жилье. Однако о динамике старения сообщалось в документах и заявлениях официальных лиц. Так, председатель Госстроя Российской Федерации Н. Кошман 8 апреля 2003 г. сообщил прессе, что в 2002 году «в состояние ветхого и аварийного жилья перешло 22 миллиона квадратных метров».

9-11 февраля 2004 г. Госстрой России, Министерство жилищного строительства и городского развития США и Всемирный банк провели в Дубне международный семинар «Ипотечное жилищное кредитование». На семинаре выступали зам. премьер-министра Российской Федерации В. Яковлев, председатель Госстроя РФ Н. Кошман, зам. министра экономики А. Дворкович. Главный доклад сделал зам. председателя Госстроя В. Пономарев. Все эти официальные лица очень высокого ранга. Но главное, в пресс-релизе семинара сказано, что «ветхий и аварийный фонд ежегодно растет на 40%».
Простой подсчет показывает, что если скорость старения после 2001 г. принципиально не изменилась, то к концу 2006 г. категория ветхого и аварийного жилья должна была бы составить около 400-500 млн. кв. м или 14-16% всего жилфонда Российской Федерации. Ведь масштабы сноса ветхих домов очень невелики. Счетная палата отмечает в 2005 г.: «Ликвидировано за указанный период [] ветхого и аварийного жилищного фонда 630,4 тыс. кв. м при плане 2406,0 тыс. кв. м, выполнение составило 26,2%». За три года снос 0,63 млн. кв. м, величина пренебрежимо малая.
В Москве, где положение лучше всего в Российской Федерации, ветхое жилье составляет 14% жилищного фонда. Согласно «Российской газете» от 2 марта 2007 г., «количество ветхих и аварийных домов в Дагестане составляет 26% жилищного фонда». Таков диапазон на начало 2007 г., от 14 до 26% жилищного фонда – ветхий и аварийный.
Что же говорят высшие должностные лица, отвечающие за состояние ЖКХ России в целом? В феврале 2006 г. состоялось второе Всероссийское совещание на тему «Ветхий и аварийный жилищный фонд: пути решения проблемы». На этом совещании тогдашний Министр регионального развития РФ В. Яковлев сообщил: «Сегодня в стране насчитывается более 93 млн. кв. м ветхого и аварийного жилья». После того совещания проходит 8 месяцев, и 5 октября 2006 г. зам. министра регионального развития РФ Ю. Тыртышов сообщает в интервью: «Доля ветхого и аварийного жилья в России достигла 3,2% от общего объема жилищного фонда, что составляет 93,2 млн. кв. м». Он назвал данные, которые отражали состояние на конец 2001 года. Его слова противоречат тому, что в 2003 и 2004 гг. говорил председатель Госстроя РФ Н. Кошман (и подтверждал заместитель премьер-министра Российской Федерации В. Яковлев). Почему чиновник высокого ранга, наверняка знающий о таком очевидном противоречии, никак не объяснил его в своем интервью?

Более того, 15 июня 2007 г. на заседании Государственной думы председатель Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям М.Л. Шаккум представлял законопроект о создании Фонда содействия реформированию ЖКХ. Депутат В.А. Овсянников (ЛДПР) задал вопрос о величине ветхого жилищного фонда. По его сведениям, «статистика вполовину сократила объем аварийного и ветхого жилья». … Износ «замедлился» в результате изменения методики учета Правительством. …

Сведения о величине ветхого и аварийного жилищного фонда России, даваемые разными источниками, несоизмеримы. Более того, одни и те же люди в разной обстановке называют разные величины. Резкие и никак не объясненные изменения в динамике величин, которые присутствуют в данных Госкомстата, не вызывают вопросов и удивления даже у контролирующих органов.
Вот Отчет Счетной палаты о ходе программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Здесь сказано: «По состоянию на 1 января 2000 года суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в Российской Федерации составляла 49,78 млн. кв. м (1,8% в общем объеме жилищного фонда России), в том числе аварийный жилищный фонд — 8,24 млн. кв. м.)». В приведенной здесь же таблице Госкомстата мы видим, что после 1999 г. начался резкий рост объема ветхого и аварийного жилья – 50 млн. кв. м в 2000 г. и 90 млн. в конце 2001 г. Этот рост имеет свои объяснения, которые не раз приводило руководство Госстроя Российской Федерации. Но после 2001 г., вплоть до настоящего времени практически никакого прироста этого объема как будто не происходит. Как аудиторы Счетной палаты могли не заметить этого странного явления? Как мог за эти годы остановиться процесс ветшания старых домов?»
То есть, понимаете, что происходит? Уже известное колдовство со статистикой, которая скрывает истинное положение дел в стране. Катастрофа надвигается, но ничего не делается, чтобы ее предотвратить, все усилия направлены чтобы скрыть правду.

Еще 15 декабря 2010 года Юрий Московский опубликовал статью «Износ оборудования как угроза национальной безопасности России».

Приведу выдержки из него: «Материалы на тему износа основных фондов в России под разными названиями («Ржавчина», «Износ» и др.) стали публиковаться мною с 1997 года в различных закрытых и массовых изданиях. Приходится констатировать, что ситуация кажется только ухудшающейся.
В конце 1999 г. в то время тогда ещё премьер-министр России Владимир Путин в одном из своих выступлений также затронул проблему износа. Согласно его тогдашним оценкам, доля оборудования со сроками эксплуатации до пяти лет сократилась в России с 29% в 1990 г. до 4,5% в 1998 г. Из имеющихся в России машин и оборудования более 70% эксплуатируется более 10 лет, что вдвое превышает экономические показатели развитых стран. При этом объемы инвестиций в реальный сектор экономики, столь необходимые для обновления стареющих основных фондов, сократилась за 90-е годы в пять раз. Сокращались и средства, выделяемые на инновации, научно-исследовательские работы. Всё это привело не только к количественному, но и к качественному отставанию России от передовых стран.

На эту тему написали в «Известиях»:
«- Анализ показал, что износ основных фондов в отдельных отраслях промышленности достигает 80%, в то время как динамика их обновления не превышает 11%. По сравнению с 1970 годом средний возраст оборудования отечественной промышленности увеличился почти в два раза. В 1970-м 40,8% мощностей имело возраст до пяти лет, а в настоящее время — лишь 9,6%, — сообщил департамент информации Счетной палаты.
Износ основных фондов достиг кое-где 80-90%. В целом же по стране износ уже в 2000 году составил более чем 60% оборудования. Уже в 1996 году износ основных производственных фондов достиг, например, в Пермской области 65%.
Сегодня половина магистральных нефтепроводов прослужили 20-30 лет, половина труб приблизилась к критическому сроку эксплуатации. В 2000 году доля таковых достигла 70%.
Свыше 50% износа имеет более чем половина оборудования в нефтяной промышленности. В нефтепереработке износ фондов превышал 80%.
Износ основных фондов в газовой промышленности приблизился к 40%. Две трети действующих магистральных газопроводов эксплуатируется более 10 лет, а свыше 25% более 20 лет. Треть газоперерабатывающих агрегатов исчерпали свой проектный ресурс.
В угледобыче износ оборудования составил более 50%.
Ещё в 2001 году степень износа столичного метрополитена приблизилась к 80%. Износ вентиляционных систем превышает 87%, канализационная сеть устарела на 85%.
Тяжелая промышленность почти уничтожена. По некоторым данным от прежних возможностей дай Бог, если осталась треть. Мы вообще в принципе будем не в состоянии сами производить станки для производства оборудования электростанций, путей сообщения, добычи сырья, обороны.
По сравнению с 1990 годом поставка селу тракторов и грузовых автомобилей сократилась в 38-40 раз, зерноуборочных комбайнов в 15 раз, плугов — в 100 раз. Согласно данным статистики, в 1994-1997 гг. машинно-тракторный парк сельского хозяйства России ежедневно сокращался на 225 тракторов и 67 зерноуборочных комбайнов. Это равносильно тому, как если бы каждый день в течение последних лет уничтожались 4 крупных сельскохозяйственных предприятия.
Не используются или используются с убытком свыше 60% пригодных для пахоты земель. Из сельскохозяйственного оборота по различным причинам уже исключено 30 миллионов гектаров пахотной земли.
Почти 60% судов транспортного флота России, еще остающегося в строю, подлежала списанию еще в 1998 году. Согласно аналитическим материалам МАП РФ по защите конкуренции на рынке судостроения, в настоящее время отечественный флот практически исчерпал срок службы.
Как явствует из материалов “Счетной палаты”: “Проведенная в 1998 году комплексная проверка показала, что техническое состояние отдельных шлюзов и других гидротехнических сооружений не соответствует требованиям, что может привести к авариям с затоплением значительных территорий и прекращением судоходства на отдельных участках Единой глубоководной системы России… Практически прекращено проведение необходимых эксплуатационных мер по обеспечению безопасности многих гидротехнических сооружений, что может привести к негативным последствиям и поставить под угрозу жизни тысяч людей”.

Шлюзы, как, впрочем, и большинство ГЭС европейской части страны, возводились в 30-50-е годы. Сейчас на территории России 60 тысяч гидросооружений, многие из которых подпирают по шесть и восемь кубокилометров воды, из которых шесть тысяч работают больше ста лет, 6,5 тысяч, они требуют капитального ремонта, 400 — находятся в аварийном состоянии…
Жилищный фонд страны характеризуется недопустимо высоким сверхнормативным износом из-за многолетнего недоремонта жилья. По данным Росстроя, ежегодно ремонтировалось не более 10% жилья, подлежащего капитальному ремонту. Жилищный кодекс Российской Федерации возложил бремя капитального ремонта на собственников жилых помещений, в том числе финансирование ранее не выполненных обязательств государства.
Ситуация усугубляется тем, что наша система теплоснабжения разрабатывалась без особого учета условий, в которых она будет эксплуатироваться. Параметры по качеству воды, температуре, качеству труб не выдерживаются. В результате система изнашивается «в разы» быстрее, чем предполагалось. Износ труб в регионах 30-80%».
А вот сообщение с сайта studwood.ru: «Средний показатель износа основных производственных фондов компаний в нефтяном сегменте зашкаливает за 65,5%, при непозволительно низком уровне ввода новых объектов инфраструктуры». Они не вкладывают деньги даже в «трубу».
Но вот совсем свежее сообщение от 07.03.2019 года (цитирую по politforums.net): «Государственные инвестиции в инфраструктуру в России поступательно сокращаются, а их текущий уровень в реальном выражении — самый низкий как минимум за 6 лет и не покрывает даже минимальных потребностей, которые позволяли бы остановить процесс стремительного ветшания основных фондов и материально-технической базы.
По итогам 2018 года инфраструктурные расходы федерального бюджета сократились с 660 до 640 млрд рублей, отмечают аналитики InfraOne в докладе, подготовленном для инвестфорума в Сочи. С учетом накопленной инфляции бюджетные ассигнования на инфраструктурное развитие сжались на треть по сравнению с 2014 годом и на 41%, если сравнивать с уровнем 2012-го. Если 6 лет назад на эти цели выделялась сумма, равная 3,4% ВВП, то после кризиса в 2015 году она уменьшилась до 2,6% ВВП, в 2016−17 гг — до 2,2% ВВП, а в прошлом году пробила и это «дно», составив 2,1% ВВП. По уровню инфраструктурных госрасходов Россия в 1,5 раза отстает от Бразилии (3% ВВП), в 2,2 раза — от Индии (4,7% ВВП) и почти втрое — от Китая, где тратится более 6% ВВП.

Критическое недофинансирование составляет около 2,6 триллиона рублей на 2019 год. Таковы минимальные потребности инфраструктуры, тогда как для роста экономики необходимо куда больше — еще 3,4 триллиона рублей, оценивают в InfraOne.
Причем по мере того, как материально-техническая база деградирует, суммы растут: в 2020 году это уже 6,5 триллиона рублей, а в 2021 — 7 триллионов.

Несмотря на грандиозные планы, озвученные властями, ничего подобного в бюджете на ближайшие на три года нет: за весь период инфраструктурные расходы увеличатся лишь 470 млрд рублей, что не покрывает и пятую части потребностей.
Часть статей, которые условно считаются инфраструктурными, на деле таковыми не являются: так, например, план развития магистральной инфраструктуры на 1 триллион рублей почти на треть представляет из себя субсидирование авиаперевозчиков, бюджетных предприятий и Росавтодора. А реальных инвестиций содержит лишь на 670−705 млрд рублей.
Кроме того, объем трат на госпрограммы за рамками майского указа, который ранее составлял в среднем 650 млрд рублей ежегодно, сократился на 30−40% в год. «То есть инвестиций из федерального бюджета не станет намного больше — статьи расходов просто назвали по-новому либо заменили», — констатируют авторы исследования.
Проблема — не в отсутствии денег. По итогам прошлого года профицит федерального бюджета составил 2,78 триллиона рублей. По данным Счетной палаты, у Минфина накоплено 10,188 триллионов рублей свободных остатков — это средства, размещенные на банковских депозитах, деньги ФНБ и валюта, купленная для его дальнейшего наполнения.
К концу года размер фонда может достичь 6,6 трлн рублей, к 2021 году — превысить 11 трлн рублей, а к 2024 — 17,8 трлн.
Впрочем, инвестировать ФНБ внутри российской экономики власти не планируют: деньги должны уходить в зарубежные проекты, чтобы «не разрушать сформированную макроэкономическую конструкцию», объяснял в сентябре глава МЭР Максим Орешкин».
Дело вовсе не в нехватке средств. А дело, судя по всему, в том, что у этой элиты нет никаких долговременных планов, связанных с Россией. Они выжимают страну до остатка, не собираясь тут ничего создавать. Никакого «долгого государства» не предусматривается, есть кратковременная операция по переработке России в деньги.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора