Либеральная утопия

Надежда Октябрьская СНЖ Экономика 97

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Фото отсюда

Российская власть десятилетиями строит планы о том, как бы сделать так, чтобы народ платил за все, но при этом думал, что о нем заботятся политики. Этому можно найти массу примеров. «Бесплатная медицина», которую в действительности на 2/3 финансирует само население за счет взносов с заработной платы в фонд ОМС. Или пример с президентскими выплатами гражданам в период пандемии, о чем пишет эксперт Центра Сулакшина Людмила Кравченко:

«Но стоит помнить, что падение доходов было бы еще более масштабным, если бы не учитывались государственные выплаты, которые власти стали пафосно называть президентскими, хотя они осуществлялись не из доходов президента, а из государственного бюджета — наших же налогов».

Еще один пример – новая стратегия Минтранса, которая предлагает сделать бесплатным проезд в общественном транспорте, но при условии, что дороги для автомобилистов станут платными. Предполагается, что через пять лет будет введена плата за проезд по дорогам регионального значения, а еще через десять лет, к 2035 году, платить будут «все категории пользователей дорог», в том числе в городах.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики либерального НИУ ВШЭ Михаил Блинкин оценил инициативу положительно. К тому же он дал понять, что российский Минтранс составлял эту стратегию, ориентируясь на опыт США:

«За те же дороги мы платим через налоги, в цене бензина. Есть еще транспортный налог, на некоторых дорогах есть еще платность и так далее. Вся эта архаика, придуманная много-много десятилетий назад, в нашу цифровую эпоху совсем не нужна, потому что с помощью тех гаджетов, которые стоят на улице, на дороге и у нас с вами в автомобилях, можно померить наше дорожное потребление самым непосредственным образом — сколько километров проехал. Еще установим тарифные ставки: еду по Бульварному кольцу — это подороже, по проселочной дороге — подешевле. Еду по шикарной новенькой автомобильной магистрали — одна ставка, еду по скромной дорожке четвертой технической категории — другая ставка. Это переход к непосредственной плате за наши дорожные удовольствия. Сейчас плата косвенная, в общем, довольно кривая. Можно сделать непосредственным образом, причем во многих точках мира это уже делается. Я это видел в Калифорнии, в штате Орегон это делается. В Москве это можно было сделать позавчера, потому что в Москве этих гаджетов больше, чем у кого угодно».

Похоже, российские министры считают американские правила жизни идеально подходящими для России. И эти правила внедряются в жизнь, пока официальная пропаганда рассказывает доверчивым россиянам о том, что люди в США живут бедно, страна теряет свою могущество, а Россия наоборот — встает с колен благодаря тому, что Владимир Путин ведет ее своим особым путем. Как видим, важнейшие инициативы, которые затронут жизнь каждого россиянина, скопированы у «плохо живущих» американцев. Мнением о том, насколько удачна идея с платными дорогами и бесплатным общественным транспортом поделился вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:

«В Минтрансе в последнее время зачитываются разного рода утопическими романами, которые рисуют наше мрачное технологичное будущее. Исходя из этих романов они формируют государственную политику на перспективу. Что предлагают эти люди? Они хотят, чтобы социальное расслоение в России стало настолько глубоким, что власть имущие и деньги имеющие люди будут пользоваться дорогами, а все остальные, как шпроты, будут наслаждаться общественным транспортом, желательно как можно ближе друг к другу. Какое-то меньшинство возьмет на себя обязательства финансировать свободу своего собственного передвижения. Я знаю массу обеспеченных людей, которые были бы очень рады такой концепции, они были бы рады платному въезду, запрету парковок повсеместно, только чтобы город был пустой. Я подозреваю, что если вдруг об этой утопической инициативе мы будем говорить и рассуждать всерьез, то речь будет идти, скорее всего, об отслеживании покилометрового пробега и выставлении человеку по итогам, допустим, месяца какого-то счета, который он оплачивает и дальше может ездить, иначе подвергается каким-то репрессиям и отправляется ко всем остальным наслаждаться общественным транспортом».

Такая «доброта» власти к одной категории граждан за счет другой неизбежно вызовет конфликты в обществе. Можно к этому мнению добавить предположение, что власть стремится организовать очередной побор с населения в условиях сокращения доходов бюджета от нефтегазового сектора экономики. Идея Минтранса станет «отличным» дополнением к пресловутой системе поборов «Платон», которая якобы создана в целях обеспечения соблюдения установленного действующим законодательством порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Оператором системы является компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), 23,5 % в которой принадлежит Игорю Ротенбергу, 50 % — АО «РТ-Инвест», в которой государственная корпорация «Ростех» владеет долей в 25 %. (Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителями ООО «РТ-Инвест транспортные системы» являются: Ротенберг Игорь Аркадьевич — 23,5 %, АО «РТ-Инвест» — 50 %, Шипелов Андрей Евгеньевич — 19 %, Замков Антон Сергеевич — 7,5 %.

Вполне возможно, за новым предложением Минтранса также стоят чьи-то частные интересы, как и за системой «Платон».

В конце концов, в путинской России объем платы за услуги постоянно растет, о чем писал блогер Буркина Фасо :

Рост-платных-услуг-для-населения-к-2000-году-(%)

Теперь пришло время сделать дороги платными. Как тут не вспомнить знаменитую сказку Джанни Родари с налогом на воздух. После озвучивания последних инициатив Минтранса, в будущем можно ожидать и налог на осадки. А ведь Путин собрался править до 2036 года. Так что дно еще не пройдено, но для этого есть все перспективы. Правда, есть и более оптимистичный вариант – всем народом обратиться к Путину с требованием уйти в добровольную отставку и принять новую стратегию успешной России, Программу Сулакшина – настоящий социализм. Как будет решаться вопрос с платной ездой по дорогам, изложено в сборнике «Россия после путинизма. Программа Сулакшина. 88 вопросов и ответов»:

«Что будет с поборами: «платонами», госпошлинами и пр.? Поборы сейчас расцветают по причине банкротства путиномики. Будем последовательно повышать эффективность национальной экономики и её рентабельность. Поборы исчезнут, потому что бюджет будет наполняться без этого наглого разбойничьего давления на население, а по причине роста эффективности производящей экономики, вместо нынешней рентной сырьевой и экспортной. Целевой сбор в транспортном секторе останется, но будет справедливым, практика нынешнего разбоя, благодаря семейным связям, уйдёт в историю. Сбор будет увязан с пробегом и массой автомобиля, то есть будет реально отражать воздействие средства транспорта на износ дорог общего пользования. «Увлеченность» нынешних коррумпированных государственников платными дорогами в структуре нового дорожного строительства будет приведена в соответствие с мировой практикой — не более 3% платных дорог».

И это справедливо, ведь только в работающей развитой экономике люди перестанут быть чуть ли не единственным источником дохода бюджета и обогащения частных лиц, приближенных к власти.

Надежда Октябрьская, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора