Под страхом крупной формы

Любовь Донецкая СНЖ 12.01.2022 9:30 | Альтернативное мнение 111

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Пропускаю праздничную битву «при оливье» или сражение «у Лукашина» — просто мне неинтересно, класть ли в салат морковь (не кладу принципиально) или считать ли случайную встречу учительницы словесности и хирурга на улице Строителей чем-то более существенным, нежели собственно встреча. Оно конечно, когда монетизируешься, то вынь да положь хоть один пост в день — к счастью, меня это колесо сансары не волнует.

Но как назло, лезут в предложку посты типа «Долой «Тихий Дон» из школьной программы!» или «Доколе будут детей гнобить «Войной и миром»!» Короче говоря, своего ничего за 30 лет не «зародилось в нашей, мол, квартире» — паразитируем на классике, которую гордо именуем «нафталином». Круто, да?

И тут подумалось мне, на фоне питательных майонезных праздников — а не полезно ли вместо закусочек, салатиков и прочей кулинарной развлекухи вкусить чего-нибудь эдакого посконного, сермяжного и вечного вроде супчика или кашки? На закусочках-то долго не протянешь. Собственно, это и есть ответ на вопрос: кого и куда долой

Как писал Ч. Айтматов (за дословность не ручаюсь): желудок умнее мозга, потому что он умеет тошнить, а мозг может принимать любые отходы. К чему я это? Многие блогеры, и преподаватели, и родители пишут, что, мол, задавили детей русской классикой. Дети ведь якобы ничего не понимают, что там за бразды и зачем их взрывать, а равно убивать старушек топором, а катеринам с обрыва в Волгу сигать. Давайте детям понятное, современное, «это нам не тили-тили» и тому подобное. А кто им должен объяснить непонятное? Рептилоиды с планеты Нибиру или мы? Дебетовая карта на всех федканалах тоже непонятное — однако многие взрослые люди увлекаются и не ждут, что прилетит волшебник в голубом вертолёте и всё объяснит, прям ломятся за ней не думая и всё тут. Почему первый бал Наташи Ростовой — простое, человеческое, девичье волнение для нормального человека намного загадочнее чем присутствие РФ в Сирии — мне кто-нибудь объяснит? Допустим, вы на балах не бывали, судить не можете, а в Сирии или вообще на фронте были?

Не вдаваясь в проблему современной упадочной российской системы образования — хай ей греф, всё-таки вернёмся к афоризму Айтматова, которого я не особо праздную, но тут он в десяточку попал. Вы детей всегда кормите тем, что им нравится (а нравится им всякая новомодная фигня) или чем-то существенным и питательным, хотя они и брыкаются? А когда брыкаются, пытаетесь украсить не весьма приглядную, но полезную для растущего организма пищу телесную привлекательными аксессуарами и приятными бонусами?

Так что же вы, поведенные на ЗОЖе в смысле организма, в мозг детям пытаетесь зарядить какой-то литературный фастфуд типа пиццы, чипсов, сухариков, орешков и шоколадных батончиков? Мозг — он ведь тошнить не умеет, а потом удивляетесь популярности тик-токеров и клиповому мышлению.

Считайте Льва Толстого супчиком, Фёдора Достоевского кашкой, Антона Чехова обязательным завтраком, Александра Пушкина лёгкой специей, а Николая Гоголя сытным и здоровым обедом — и всё будет хорошо. Да, не прёт дитятку манная кашка, а что делать? Во сколько лет ребёнку можно подать на интеллектуальную трапезу русскую классику, а не кока-колу? Когда дитятко перестанет из интеллектуальной колбасы выковыривать сало и созреет для холодца, борща и горького шоколада? Это какой возраст? Кто его определяет и как? Опять-таки, пищевые и интеллектуальные предпочтения не идут голова к голове. Лично мне обязательная литературная программа зашла в дошкольные и младшешкольные годы, при том, что я далеко не гений, а вполне средний интеллект, но классика не изменилась, просто по мере взросления и перечитывания она только набирала силу, мощь, ранее неведомые нотки и долгое послевкусие.

Я знаю людей за 40-50, которые как последние инфантилы сидят на новостной ленте, а какой-нибудь Куприн, который явно не самый «трудноусваиваемый» автор — ужас-ужас, нечто вроде манной каши с комочками, отвратительно: умно, тяжело, грустно и вообще устарел. Хотя если им кинуть ссылку на «Яму», прям с головой погрузятся в проблемы русской женщины с пониженной социальной ответственностью — они же Куприна не читали, просто слышали, что если «классика», значит «тягомотина». А вот про проституток — да, таки читанут. Кстати, для любителей и Чехов этой «горячей» темкой озаботился — в рассказе «Припадок». Но нынешним читателям не понравится — вкусных подробностей минимум, а социальная подоплёка как та каша с комочками, прямо в мозг лезет, неприятно и вообще — зачем?

Зачем насиловать нежный и девственный мозг всякими «Преступлениями и наказаниями», «Мёртвыми душами» и прочей тяжёлой пищей («Молодую гвардию» из школьной программы выбросили, и хорошо, а иначе как же нынешним российским школьникам жить с мыслью, что их ровесники в Краснодоне с гитлеровскими оккупантами боролись, и уже в отроческие годы понимали, что есть дружба, товарищество, верность до смерти, а не покаянные блеяния Коли Уренгойского. Это вам не блохеры с тик-токерами — тут уже неудобоваримо будет). К слову, «Молодая гвардия» в Краснодоне — это ЛНР, непризнанная Российской Федерацией русская донбасская республика, восемь лет борющаяся с возродившимся неонацизом. Как детям втолковать, что патриотизм и память предков сами по себе, а наследники, потомки реальной «Молодой гвардии» не желательны, не признаны в РФ по прихоти правящей клики? Ну и правильно, ну и нечего усугублять.

А может, уже утрачено высокое искусство приготовить для восприятия классику так, чтобы она стала удобоварима, потому что сами её не усвоили и отрыгнули?

Ещё понравился аргумент: «Кто назначил классиков классиками?» Допустим я, а в чём суть претензии? Зачем вообще их читать, вдумываться и переживать из-за каких-то Му-Му, Коробочки, княжны Мэри, несчастного Левши, который пытался правду до царя донести, или — чем нечистый не шутит — самих господ Головлёвых — пожалуй, самого сильного и безнадёжного произведения от самого беспощадного русского писателя Салтыкова-Щедрина? Как говорил У. Оден: «Некоторые книги незаслуженно забываются, но нет ни одной, которую бы незаслуженно помнили».

И к слову о Куприне, который тяжёл для восприятия: он ведь был настоящий, талантливый писатель, труженик и приготовитель неудобного кушанья для мозгов, не то что нынешние недоблогеры, которые на ходу переобуваются из вирусологов в эксперты по Казахстану, и вот что он писал о дореволюционном Донбассе из первейших рук:

«Двое суток работы пожирают целого человека. Черт возьми! Вы помните из Библии, что какие-то там ассирияне или моавитяне приносили своим богам человеческие жертвы? Но ведь эти медные господа, Молох и Дагон, покраснели бы от стыда и от обиды перед теми цифрами, что я сейчас привел…»

Это он ещё не видел хитроплановых путинских «минских соглашений» и не подсчитал, во что обходятся эти кровавые договорённости на русских могилах. Восемь лет гибридной, но вполне смертоносной войны, ощущения от которой описал (правда, по другому поводу) А. Грин: «Жуток был не столько момент испуга, сколько боязнь пугаться все время, быть тоскливо настороже».

Разве стал пустым местом, за исключением добровольцев, волонтёров и просто сочувствующих, больше не знающих чем помочь, по зову души поспешивших на выручку братьям, а ныне за это судимым по всем городам и весям, неудобоваримый по нынешним временам крик души Гоголя: «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… — сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: — Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»

Это и есть та неудобоваримая классика, которую изгоняют любители поверхностного, потребительского, легковесного подхода к жизни. Как сказал не к ночи помянутый экс-министр Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

Он-то экс, а задача осталась. Только и вопрос тоже остался: что будут пользовать потребители, кого и что защищать, если производителей, творцов и пламенных энтузиастов окончательно выморят?

А может, подождём, пока у «последнего подлюки» проснётся «крупица русского чувства, когда он муками будет готов искупить позорное дело»? Или же нам раньше придётся «умирать, — так никому ж из них не доведется так умирать!», что тоже вариант, когда всё потеряно, кроме чести.

Любовь Донецкая, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
No top posts yet