Следственным комитетом РФ возбуждено сразу три уголовных дела на основании хищений в объёме около 3,6 млрд рублей при проведении строительства и конструировании вертолёта Ка-62.

Источник сообщает, что фигурантами дела стали должностные лица, относящиеся к холдингу «Вертолёты России» и компании «Камов», а также к Минпромторгу РФ. Об этом сообщает ТАСС, ссылаясь на собственный источник в правоохранительных органах.

«Всего расследуется три уголовных дела, общий ущерб по которым может составить до 3,6 млрд рублей. В настоящее время следствие находится в активной стадии и устанавливает всех соучастников преступной группы, среди которых пока ещё не установленные должностные лица (компаний – прим. ред.) «Вертолеты России», «Камов» и Минпромторга», – сообщил источник.

Согласно имеющимся данным, самое первое уголовное дело о мошенничестве (ст. 159 УК РФ) было возбуждено ещё в июле 2019 года, второе – в октябре 2019 года в ГСУ СК по Московской области в соответствии с материалами проверки прокуратуры Подмосковья совместно со Службой экономической безопасности (СЭБ) ФСБ РФ.

В материалах дела, как сообщает ТАСС, указано, что группа неустановленных должностных лиц АО «Камов» (подрядчик – прим. ред.) на протяжении с 2012 года по 2014 год сдали в качестве выполненных в полном объёме опытно-конструкторских работ задание заказчику АО «Вертолёты России». В данные работы входило изготовление двух фюзеляжей и окончательная сборка опытного вертолёта Ка-62, создание натуральную величину Ка-62 и его последующая транспортировка в ОАО «КумАПП». Помимо этого, сюда была включена разработка и изготовление стартеров-генераторов для Ка-62. В соответствии с версией следствия, указанные работы были сделаны не в полном объёме. «Таким образом Российской Федерации был нанесён ущерб в размере 162,7 млн рублей», – сказано в документах.

Согласно второму делу, затрагивается период с 2013 по 2016 годы. На то время, в соответствии с материалам дела, группой неустановленных должностных лиц из АО «Камов» были заключены контракты с Минпромторгом РФ. Ведомству были сданы те же самые вертолёты и стенды, которые ранее передали «Вертолётам России». Помимо этого, не была выполнена сборка двух вертолётов. Сумма общего ущерба в данном случае оценивается в свыше 700 млн рублей. В качестве потерпевшей стороны в рамках данного дела признаётся АО «Вертолёты России».

В сентябре текущего года было решено возбудить третье дело. Его фабула источником не раскрывается.

Где искать концы?

Генерал-лейтенант Николай Грязнов, ранее занимавший пост замгенерального директора холдинга «Вертолёты России» по вопросам безопасности (именно он начиная с 2014 года руководил службой безопасности компании, его прикомандировали от ФСБ РФ, а уволился он по собственному желанию в марте этого года), подтвердил ТАСС данные о возбуждении дел в соответствии с фактом мошенничества, а также сумму предполагаемого ущерба, оценённого экспертами.

«Я считаю, что те служебные расследования, которые проводила наша служба безопасности, материалы, которые мы получали, говорят о том, что там (в «Вертолётах России» — прим. ред.) были колоссальные хищения при строительстве и конструировании вертолетов», – отметил он.

Как сообщает ТАСС, Грязнов считает, что в полной мере не были выполнены те госзадания, которые давались, однако денежные средства на это были освоены. Генерал-лейтенант рассказывает, что даже тот вертолёт, который был построен, был изготовлен в несоответствии с изначально указанными техническими характеристиками и нормами. Он отметил, что в при проектировании, строительстве и последующей эксплуатации вертолёта было совершено много недочётов и ошибок. «Вертолёт постоянно попадает в чрезвычайные ситуации», – указал Грязнов.

При проведении служебной проверки в одах, рассказывает Грязнов, решили организовать независимую экспертизу проектирования Ка-62. Её результаты показали, что 3 млрд рублей бюджетных средств либо были нецелесообразно истрачены, либо их похитили. Как уточнил он, не было никаких документов, которые могли бы подтвердить трату данных денежных средств.

Напомним, Ка-62 представляет собой средний многоцелевой вертолёт, который на данный момент проходит стадию испытаний. Его первый полёт испытательного характера состоялся в мае 2017 года. Продолжительность полёта составила 15 минут на скорости 110 км/ч. На основании выполненного полёта было решено, что все требующие доработки вертолёта процессы были успешно сделаны. Ранее в Минпромторге РФ заявляли о планах продать 365 Ка-62 до 2030 года. Основными сферами применения Ка-62 является перевозка пассажиров, участие в реализации спасательных операций, а также привлечение к работам в сфере нефтегазовой промышленности.