Приоткрытие туристического сезона

Анна Кириллова 10.04.2021 9:59 | Общество 45

Российский туристический сектор возлагает большие надежды на сезон отпусков 2021 года: начавшаяся вакцинация, смягчение антикоронавирусных мер и постепенное открытие границ должны способствовать росту числа путешественников, а значит, и прибыли наиболее пострадавшего в пандемию бизнеса. Однако практика показывает, что отдохнуть «как раньше» уже не получится, а по-настоящему беззаботным отпуск и вовсе может быть только внутри страны.

На сегодня практически ни в одной стране мира для россиян не действует так называемый мягкий режим, когда можно путешествовать без ограничений и не закрываться на карантин по возвращении. В числе исключений – Абхазия и Танзания, где российским туристам не потребуется даже справка об отсутствии коронавируса. По данным Skyscanner, в 129 государствах режим можно назвать мягким: правила въезда включают наличие теста на COVID-19 (обычно сдаётся не позднее чем за 72 часа до вылета, но в некоторых случаях, например, при въезде на Кипр, потребуется сдать второй – по прибытии – и заплатить около 30 евро), куда реже можно столкнуться с карантинными мерами (48-часовая изоляция действует в Тунисе). 96 стран находятся в зоне сильных ограничений, а это значит, что въезжать туда россиянам нельзя вовсе, или для этого требуется веский повод и прохождение длительных бюрократических процедур.

Более того, в ряде популярных у российских туристов стран Европы карантинные меры уже ужесточаются (Австрия) или же такие предложения активно обсуждаются (Германия). Туроператоры говорят о том, что страны ЕС по-настоящему откроются в лучшем случае осенью, а эксперты отрасли констатируют вынужденный отказ от «диких» трансграничных вояжей по Старому Свету и предлагают ещё один сезон провести внутри страны.

Для россиян открыта 31 страна, в числе которых как популярные у туристов Турция, ОАЭ, Мальдивы, Куба, Черногория, Тунис и Кипр, так и экзотические – Сингапур, Эфиопия, Катар. По ряду доступных направлений путешествовать в летний сезон не принято (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан).

©octagon.media, 2021

Карантинные меры сохранены почти во всех странах, говорит руководитель туристской компании «Музыка Мечты» Анна Сыркина:

– В Турции обязательны маски и средства индивидуальной защиты при нахождении за территорией отеля, а рестораны и магазины могут принимать гостей только в определённые часы. То же самое на Кубе и в ОАЭ. Мальдивы имеют свою особенность: каждый отель находится на своём отдельном острове, поэтому там проще.

Если посмотреть на европейские страны, то, например, в Великобритании, Чехии, Венгрии до сих пор действует чрезвычайное положение, продолжает Сыркина, жители сидят по домам, выходят только в магазин, регистрируя все свои передвижения. Туристов эти страны пока не принимают.

Авиакомпании сохраняют оптимизм и объявляют об открытии продаж по европейским направлениям, сообщение с которыми всё ещё закрыто. Например, S7 Airlines на днях возобновила продажу билетов на еженедельные рейсы из Москвы в города Италии, Греции, Германии, Ирландии и Болгарии с вылетом в мае-июне. Однако глубина бронирования билетов снизилась, рассказал «Октагону» президент ассоциации «Рустайм» Олег Безродный:

– Прошлогодний пример проблематичности авиарейсов и возврата денег за билеты пока не забыт. Пассажиры по-прежнему стараются пользоваться услугами крупных авиаперевозчиков, но стоимость авиатарифов постоянно меняется – на рынке есть как краткосрочные стоковые предложения, так и априори завышенные тарифы. Подобным образом авиакомпании пытаются компенсировать убытки из-за вынужденного простоя.

Российские авиакомпании уже начали подводить итоги 2020 года, который фактически прошёл в режиме закрытого неба. «Уральские авиалинии» отчитались о чистом убытке в 5,8 млрд рублей. В 2019 году перевозчик получил прибыль в 2,1 млрд рублей. Масштабы потерь таковы, что компенсировать их в наступающем сезоне не получится – по оценкам экспертов, при стабилизации авиасообщения и без возобновления локальных простоев авиапарка на это уйдёт два-три года.

©octagon.media, 2021

По прогнозам РЭУ им. Г. В. Плеханова, главной неприятностью нового сезона для туристов может стать как раз стоимость авиабилетов.

– Их цена в некоторых случаях может превышать стоимость недельного проживания на популярном зарубежном курорте, – сообщает доцент кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта Роман Гареев.

Размер цен объясняется небольшим количеством направлений и ограничениями со стороны Росавиации на полёты за рубеж – выполнять рейсы до сих пор можно не из всех аэропортов. Такая ситуация повлияла и на ценовое предложение компаний.

– Направлений очень мало, нет конкуренции и горящих туров. Например, билет на самолёт в Арабские Эмираты стоит 85 тыс. рублей. И это теперь считается нормальной стоимостью. Раньше такой билет стоил 24 тыс. рублей. При этом билеты за 85 тыс. раскупаются с той же скоростью, что и в 2019-м. Рейсов стало меньше и клиентов на эти рейсы достаточно, – объясняет Анна Сыркина.

В целом дельта ценовых предложений изменилась: в доступных для путешествий странах можно обнаружить как скидки на проживание (Турция), так и его удорожание (Сейшельские и Мальдивские острова), добавляет Олег Безродный.

Новые правила въезда в европейские страны сделали невозможными транзитные путешествия внутри Шенгенской зоны – причём не только для россиян, но и для жителей ЕС.

Теоретически, получив греческую туристическую визу, можно отправиться в другую страну Шенгенского соглашения, но полиция любого европейского государства после проверки документов может депортировать такого путешественника.

Прошлый туристический сезон российские туроператоры оценили как успешный, несмотря на 35-процентное снижение потока отдыхающих – с 68 миллионов поездок в 2019 году примерно до 40 миллионов в 2020-м. Так как ряд зарубежных направлений на старте летних бронирований остаётся закрытым, а ограничения по COVID-19 не сняты, эксперты ожидают дальнейшего роста спроса на путешествия по России. Тем более что ассортимент в этой категории расширился – появились чартеры на Байкал, краткосрочные туры в Северную Осетию, Татарстан, Башкортостан и другие регионы, востребованы Алтай и Карелия, широко разрекламированные многими СМИ в прошлом году, говорит доцент кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им. Г. В. Плеханова Елена Никольская.

– Во многом спрос будет зависеть от ситуации с коронавирусом в регионах. В стране 57 этнопарков, в которых воссозданы 2 тысячи этнокультурных маршрутов. Проводятся гастрономические фестивали и выставки художественных промыслов в Бурятии, развиваются аутентичные деревни и малые города, – рассказала она «Октагону».

Кроме того, популярными могут стать программы реабилитации после COVID-19, которые разработали российские санатории.

По словам Никольской, среди внутренних направлений в лидерах остаются Сочи, Алушта, Крым, Краснодарский и Алтайский края, Кисловодск, Калининград, Азербайджан и Грузия.

– В летний период с Турцией будет конкурировать прежде всего Анапа. Анапу многие родители считают лучшим курортом для отдыха в России, так как здесь созданы наиболее подходящие условия для детей. Прежде всего это связано с песчаными пляжами, благоприятным климатом и чистым воздухом. Здесь есть огромное количество развлечений для детей: парки аттракционов, аквапарк, дельфинарий, – отмечает эксперт.

Стоимость отдыха в России увеличилась на 15–20 процентов, что связано с ростом цен на пользование транспортом, а также следованием повышенным требованиям к безопасности услуг проживания, питания, организацией бесконтактного сервиса. К слову, для руководителей отелей и санаториев со времён первых антикоронавирусных ограничений Роспотребнадзора мало что изменилось.

– Санитарные нормы и правила безопасности в средствах размещения остаются теми же, что были во время пандемии, разве что контроль за их соблюдением заметно снизился. Во-первых, сотрудники всех гостиничных служб продолжают работать в масках и перчатках, а также должны ежедневно дважды измерять температуру. Предписано также обеспечивать на стойках регистрации социальную дистанцию (полтора – два метра) путём нанесения специальной разметки. В гостевых и рабочих зонах по-прежнему должны быть представлены санитайзеры. На территории средств размещения необходимо ежедневно проводить влажную уборку с дезинфекцией. Также персонал различных служб ведёт журналы, куда вносятся сведения об уборках, температуре гостей и персонала и тому подобное, – сообщил Роман Гареев.

Кроме того, действуют требования по снижению пропускной способности бассейнов и ограничению числа участников групповых занятий в аквазоне, добавил эксперт, а питание по системе «шведский стол» (которое во время пандемии было отменено) теперь рекомендовано предлагать в промежутке с 6 до 12 часов, тем самым снижая количество гостей в зоне ресторана.

Питание по системе «шведский стол» в ресторанах рекомендовано предлагать с 6 до 12 часов во избежание большого скопления гостей.Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Отдых в России привлекателен ещё и благодаря программе государственного субсидирования, которая позволяет вернуть до 20 процентов стоимости тура, но не более 20 тыс. рублей.

К условиям кешбэка было немало претензий на старте программы, часть недостатков организаторы устранили: программа расширена на все регионы, действует даже в пиковый сезон, а среди её партнёров появились сервисы бронирования билетов и отели. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), с момента запуска третьего этапа программы в период с 18 марта по 1 апреля россияне приобрели туры почти на 4 млрд рублей. Таким образом, за 12 дней было потрачено более трети суммы, направленной на финансирование программы.

В АТОР также прогнозируют рост популярности автотуризма в сезоне-2021.

«Даже при самом плохом прогнозе 40 процентов туристов будут готовы поехать в путешествие. При этом кто-то должен взять на себя гарантии безопасности. В связи с этим мы думаем, что доля автомобильного самостоятельного туризма будет расти. И это затронет не только внутренний рынок, но и выездной. В этом есть позитивный момент: начнётся создание придорожной инфраструктуры, так как она сейчас не развита».

Майя Ломидзе
директор Ассоциации туроператоров России

Если выездной автотуризм находится в ожидании открытия границ, то внутри России представители сервисов по прокату автомобилей уже фиксируют повышение спроса на свои услуги.

Самые популярные направления на сегодня – Калининград, Карелия и Золотое кольцо России. Появился интерес к новым направлениям – Мурманской области и Северному Кавказу (Пятигорск, Минеральные Воды), рассказал «Октагону» директор по развитию компании MyCarRental.ru Максим Меженков.

– В прошлом году почти половина всего объёма выручки от платных дорог пришлась на М-4 «Дон». Летом после долгой изоляции многие истосковались по отдыху на море, но границы были закрыты, это и создало ажиотажный спрос на автомобильные поездки по М-4 в Крым и на Кавказ. Потребитель сегодня часто не хочет пользоваться общественным транспортом, пользуется услугой автопроката и становится нашим клиентом, – говорит он.

Однако, несмотря на всё это, восстановления сферы внутреннего туризма в 2021 году не ждут не тревел-эксперты, ни профильные чиновники. По прогнозу Ростуризма, к докризисным показателям сектор вернётся не раньше 2022 года.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора