Профессору Хромову, с уважением…

Владимир Викторович Волк Русранд Экономика 91

«Народный журналист» получил послание от профессора Евгения Хромова «По каким причинам Президент поддержит проект возрождения экономики снизу». Сразу сделаем уточнение, что не знакомы с биографией Хромова, не знаем ни его трудов, ни места работы. В одном из видео нашли информацию, где Евгений Александрович сам говорит, что трудился в администрации Оренбургской области.

Поэтому оставим персональные данные за скобками. Нас больше интересует содержание послания профессора. Так как к мнению учёных в России обычно принято прислушиваться, во всяком случае, среди воспитанных и образованных людей, да ещё в такое предсмутное время, в котором пребывает путинская Россия.

Вообще удивило само название статьи. У нас есть «проект возрождения экономики снизу»? Хотелось бы познакомиться с такой работой. Тем более, что ее «должен поддержать» президент РФ Путин, и имеет на то какие-то причины. Сверху 20 лет не возрождал, теперь попробует до 2036 года повозрождать снизу?

Профессор Хромов заходит издалека, с майских указов Путина 2012 года, ставивших задачу создания 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест до 2020 года, уже в одах благополучно об этом забывшего. Однако Евгений Александрович считает, что эту задачу и невозможно выполнить. Потому что на создание производственных мощностей не существует такого количества рабочих, а на создание новых производств нет бюджетных средств. В этом утверждении читается две странности. Первая, если задача создания 25 миллионов рабочих мест изначально была нереализуемой, то зачем её озвучивал Путин? Он ведь не замполит агитационной бригады и не лектор-мечтатель, а глава государства. Сказал — сделай. Не сделал — честно подай в отставку, как, собственно, и предлагает ему Программа Сулакшина, а не ломай под себя народ и Конституцию.

Вторая странность, с чего профессор Хромов считает, что в стране нет денег? Медведеву что ли поверил?

Даже школьники в курсе, что в России существует Фонд национального благосостояния. Формируется он из налогов на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти. Размер ФНБ на 2020 год составлял более 8 трлн рублей. В сравнении с тем же 2012 годом ФНБ вырос в три раза. А в ходе проверки 2021 года Счетная палата установила, что совокупный объем ФНБ в рублевом эквиваленте составляет почти 13,5 трлн рублей!

Управляет средствами Фонда — гигантской государственной кубышкой — Министерство финансов Российской Федерации, однако не путём инвестирования в перспективные отрасли экономики и промышленности, а, согласно планам Правительства, размещая в иностранную валюту, долговые обязательства и финансовые активы банков. При этом Правительство не готово производить масштабные траты из Фонда национального благосостояния, чтобы стимулировать экономический рост в стране.

Почему? Потому что считает, что худшие времена впереди. Если отбросить пропагандистскую трескотню, то логически получается, что стабильность социальных выплат и поддержание устойчивости пенсионной системы РФ обеспечивается не работой отечественной промышленности, а финансовыми структурами, в том числе иностранных государств. Выходит, что наша страна действует по принципу бабушки-пенсионерки, которая хранит деньги на чёрный день не в активах работающих предприятий, и даже не в гособлигациях, а в подушке. Периодически меняя рубли на доллары, а доллары на евро (как соседи подскажут).

В не имеющем аналогов пятитомном труде большого авторского коллектива Центра Сулакшина «Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике» несколько лет назад была предложена фундаментальная государственно-управленческая платформа модернизации состояния экономики и экономической политики России. Это научно-обоснованная и пригодная для реализации программа действий, дающая практикующим властям своеобразную «дорожную карту» для дальнейшего социально-экономического развития страны. Но оказавшаяся невостребованной путинскими идеологами.

Ключевым моментом этого труда является создание Государственного внебюджетного инвестиционно-кредитного фонда. Разработан и конкретный механизм восстановления рабочего уровня монетизации и инвестиционного стимулирования развития российской экономики.

По поводу создания данного Фонда профессор С.С.Сулакшин встречался с В.В.Путиным ещё на заре его президентства. Но безрезультатно. Тогда казалось, что у Путина просто другие советчики. Сейчас стало ясно, что у Путина другие планы на страну. В итоге очень быстро шанс страны на оздоровление сошёл на нет, а предлагаемые наработки, естественно, реализованы не были.

Так чего теперь уважаемому профессору Хромову причитать по поводу того, что «по не пережитому еще советскому иждивенческому опыту (старшего поколения) все рассчитывают на манную с неба и ругают В.Путина за низкие зарплаты и нищету, за отставание в экономическом развитии, за закрытие производственных предприятий, школ и больниц — совершенно не желая понять, что еще в 1991–93 годы сменилась экономическая система, запретившая Президенту и всем прочим чиновникам руководить производством, заменив советский опыт планирования на формулу: «рынок все сам наладит»? И утверждать, что «согласно Конституции РФ ни Президент, ни Правительство за экономику не отвечают!»

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Как это не отвечают? Президент согласно Конституции РФ отвечает за безопасность государства. В том числе, экономическую. Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией «несет персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за осуществление возложенных на Правительство Российской Федерации полномочий». В том числе, за обеспечение экономической безопасности государства.

Можно витийствовать сколько угодно, вводя наивного читателя в заблуждение, но главное, что сменившаяся в начале девяностых экономическая система не запрещала ни президенту, ни его чиновникам делать её (системы)текущий и капитальный ремонт. Для этого существуют аттракторы в виде доктрин, законов и указов. Сторонники Программы Сулакшина, впрочем, считают, что ремонты были возможны на заре путинизма. В эпоху развитого путинизма спасти Россию и её народ может только новая инсталляция экономической системы, базирующейся на иной конституции, ценностях и ориентирах. В этом наше коренное отличие от тех оппозиционеров, которые по-прежнему верят в хорошего царя и плохих бояр. Поменяв которых и слегка подшлифовав ржавый экономический механизм, можно выйти из крутого пике.

Но что предлагает профессор Хромов? Он предлагает «снять запреты развития», для чего достаточно «одного Указа Президента, в котором чиновникам вменить в обязанность участвовать в развитии производства на основании действующих уставов муниципалитетов и регионов — отвечать за выполнение разрабатываемых с 2010 года в каждом сельсовете, районе, городе и области стратегических планов социально-экономического развития!»

Уважаемый профессор противоречит сам себе. В одном месте утверждает, что Путину кто-то там запретил управлять экономикой страны, в другом, что, оказывается, у него есть вполне легальный метод — написать указ, который вменит в обязанность каждого клерка начинать свой рабочий день с мысли: «А что я сегодня сделаю для развития экономики России?!»

В общем, Е.Хромов считает, что «инвестиции сверху» (надо полагать, государственные средства) не способны обновить страну. А вот если, как пишет профессор, «каждому гражданину будет на специальный счет перечислено по 5 миллионов рублей с условием вложения этих своих персональных инвестиций в передовые производственные проекты через местные бюджеты развития в свое личное производство и с гарантией администрации за их надежность и получение ежегодно 5% дивидендов = около 25тысяч рублей ежемесячно», то всё наладится.

Хромов, с одной стороны критикует постулат «рынок сам всё наладит», с другой целиком и полностью на него уповает. Но было уже нечто подобное, когда гражданам выдавали всевозможные ваучеры и сертификаты. Которые благополучно перепродавались и концентрировались в руках нынешних олигархов-офшорщиков.

Как наладить производство, например, на промышленной территории Ростовской области, где были закрыты шахты? А ведь Хромов уповает на то, что «каждая территория и местность имеют свою специфику развития и народные производственные традиции». Бывший шахтёр купит стадо овец? Овец съели волки, значит, проявил халатность, как предлагает Е.Хромов — «либо уголовное дело, либо обязательство восстановить стадо в короткие сроки».

Почему мы никогда не поддержим подобные прожекты? Потому что вполне обоснованно считаем, что государство является главным инвестором экономики, главным толкачом развития промышленности. И недавнее советское прошлое, если исключить имевшие место перегибы и ошибки, прекрасно продемонстрировало всему миру, что экономическое чудо возможно. И возможно оно тогда, когда львиная часть монополий принадлежит государству и управляется в плановом и научном порядке. Профессор С.Сулакшин называет примерную цифру баланса государственной и частной собственности в стране — 60% и 40%.

При таком балансе государство будет успешным. Но имеются в виду не условно государственные корпорации, владельцами и управляющими которых через всевозможные фокусы являются олигархи и иностранные граждане(они же получатели многомиллионных зарплат, премий и дивидендов). А корпорации и предприятия, на 100% принадлежащие государству Россия и российскому народу, как основателю государства.

Впрочем, и это не всё. Почему сейчас такие компании, как «Газпром нефть», «Татнефть», «Интер РАО», «Газпром», «Алроса» , «Русгидро» , «Ростелеком», «Аэрофлот» , «Объединённая авиастроительная корпорация» находятся в списках получателей многомиллиардных государственных субсидий? Потому что целому ряду присосавшихся чиновников придётся расстаться с обеспеченным потоком денег.

Таким образом, приходим к выводу, что необходимо не только (на возмездной основе) национализировать российские монополии. Но и выдвигать на руководящие посты национально ориентированных чиновников, а также ужесточать Уголовный Кодекс не в сторону правовых ограничений для трудового народа, а в направлении полного искоренения даже мыслей в головах государственных мужей о яхтах, счетах и хатынках. Это целый комплекс вопросов, на которые даёт исчерпывающие ответы Программа Сулакшина.

В случае её реализации Евгению Хромову не придётся писать странности, что, мол, государству нельзя финансировать свою промышленность. А кто запретит? Может, при Путине и нельзя. А при Сулакшине будет можно. Значит, нужно менять президента. Путину такое предложение сделано: добровольно оставить пост и передать бразды правления и.о. Президента России, выдвинутого объединением сторонников Программы Сулакшина.

Вообще удивляет нынешнее состояние российских умов, настроение мужей от науки. Кто ещё, как не учёные, начнут говорить правду обществу? Кто, как не они, понимают, в какую катастрофу катится Россия? Центр Сулакшина научно-экспертные сессии на острые общественно-политические темы не проводит отчасти потому, что большинство приглашаемых учёных опасаются за свои рабочие места. И просят либо сменить тему, либо замыкаются в своих матрицах. Вот и разгулялись на Руси либо лже-учёные, либо охранители, либо прожектёры. Мы вполне уважительно к Евгению Хромову. То, что в этот период тёмного безвременья хоть что-то пытается рожать, хоть как-то думает о подъёме экономики, спасибо. Но не пора ли сказать о том, что причина её критического состояния — это 20-летнее руководство Россией нынешним президентом?

Как понимать учёного, который пишет: «Самая главная причина поддержки проекта в том, что Президент заинтересован в прекращении народных волнений и стабилизации внутриполитической обстановки без подавления протестов силой росгвардии и омона. Данный проект не затрагивает политику — все сидим и мирно с чиновниками обсуждаем экономические проекты, затем расходимся по своим партиям и мелким оппозиционным группкам и получаем неограниченные возможности оглашения своих политических взглядов».

Народ ждёт от профессоров бесстрашной правды, единения и спасения страны, а они о чём? О том, что надо успокоить Путина, чтобы он не переживал по поводу бузящего «плохого народа», и сидеть себе тихо на кухнях, думать о светлом будущем и о том, как правильно потратить пять миллионов рублей. Если дадут. И если опять не выпустят Лёню Голубкова и не обманут.


Автор Владимир Викторович Волк — публицист, Союз народной журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора