Суровая школа жизни: что не так с образованием в России

Платон Сергеевич Беседин Русранд Общество 506

Глава «Сбербанка» Герман Греф раскритиковал советскую и современную школу и призвал отменить экзамены. По его словам, сам процесс в школе таков, что убивает желание учиться, а система оценивания оставляет человека без мотивации к саморазвитию. Мол, из школы дети выходят «инвалидами», потому что готовы хорошо работать, только если их оценивают со стороны. Традиционно в начале учебного года много критики в адрес среднего образования. Откуда берутся такие разговоры и что вообще происходит с образованием в России, размышляет Платон Беседин.

Когда господин Греф говорит: «Я вам честно скажу одну из главных вещей, которые я вынес из школы: я ненавижу процесс оценивания, я ненавижу экзамены», — все логично. Потому что если попросить россиян оценить действия Германа Оскаровича уже сейчас, эпитеты в его адрес прозвучат такие, что девственная краснота тронет небритые щеки Сергея Шнурова.

Греф идет в рассуждениях дальше: «Одна из моих личных целей — убить экзамены». Саморазоблачение — не иначе. Но не полное. Честнее говорить так: «Моя цель — убить образование в России». И судя по тому, как все развивается, цель эта скоро будет достигнута, если уже не достигнута.

Есть такое известное выражение Кеннеди о проигрыше войны за космос Америкой Советскому Союзу за школьной скамьей, где советский ученик Иван переиграл американского ученика Джона. К тому, как правило, добавляют следующее: «Советское образование было лучшим в мире». В этом есть некоторая идеализация, но совершенно точно образование в СССР было одним из лучших в мире. И достижения Союза, отрицать которые невозможно (мы до сих пор существуем на них и благодаря им), оказались реальны именно благодаря учителям и ученикам.

Дальше же началась история в стиле «детей кукурузы». С упорством, достойным лучшего применения, наша страна стала саморазоблачать и самоуничижать себя. Все плохо, все отвратительно, а вот у них, на Западе, хорошо и прекрасно. «Сбивая прошлого оковы, рабы восстанут, а затем мир будет изменен в основе: теперь ничто — мы станем всем!».

В итоге разрушили свое, а нового ничего не создали. Вместо всем — ничто, да такое, что ничтожнее не бывает. Как и в культуре, как и в медицине, как и во многих других областях, мы втащили в российскую систему образования худшее из того, что есть на Западе, а достойное, взятое оттуда, извратили. Все эти болонские системы, методики и прочее у нас напоминает ногу динозавра, пришитую к мопсу, — не для ходьбы, не для красоты, а исключительно чтоб было.

После проведенных реформ неудивительно, что Россия на выходе получила не систему образования, а систему дебилизации. Дети и подростки, попадающие в нее, зачастую превращаются не в образованных людей, а в инфантильных иждивенцев, страдающих приступами агрессии. Они не знают геометрии и географии, но зато в совершенстве владеют наукой буллинга и совращения. Дети, вопреки заявлению The Who, совсем не в порядке. И большинство бед в нашей стране как раз-таки из-за деформированной системы образования.

При этом мы наблюдаем сознательную и планомерную дискредитацию педагогов. Разными методами. Через СМИ, например. Миллионы россиян видели десятки передач малахова-борисова о нерадивых учительницах, как вариант, устраивающих оргии со своими учениками. Сколько же нам показали иных — достойных — примеров? Аналогично и в искусстве. Вспоминаем пьющего и слабовольного географа в исполнении Хабенского. Или совсем уж дичь: насколько темное, настолько и бездарное видео Гай-Германики. Да, одно поколение выросло на сериале «Школа», а другое — на сериале «Простые истины». Любой школьник сегодня может снять на телефон — так и поступают — ошибку учительницы, чтобы выложить подобное унизительное видео в социальные сети. Дальше там раскрутят «видос про плохую училку».

И снизу, и сверху происходит тотальная дискредитация педагогов. Они, по сути, превращены в сервильное звено, обитающее где-то на дне нижнего социально-экономического ада. Все дружно забыли (точнее постарались забыть), что педагог — это не просто тот, кто должен доносить знания, но и тот, кто должен быть примером, образцом, а для этого должен самообразовываться, а не каждодневно упражняться в тернистой науке выживания. Современная же система педагогики приводит к тому, что у современного школьника нет авторитетов, а, следовательно, и нет законов — ему все дозволено. На выходе из школы мы получаем человека не социализированного, а дикого и порой криминального, которому воспитание и образование заменило АУЕ.

При этом любопытно, что всякий раз звучат одни и те же словеса о том, как тяжело нынешним школьникам — мол, загружены, не успевают. Но почему за школьников всякий раз решают, что они могут понять, а что нет? Почему «Тихий Дон» для них так сложно? А что не сложно — видео с издевательствами в социальных сетях? Или вписки с угаром? Почему система так боится нагрузить несчастного школьника?

И вот новая волна дискредитации школы, и так доведенной до критической точки. Конечно, со школьным образованием были и будут проблемы. Это отображено и в русской классике. Вспоминаем, например, учителя-садиста Передонова из «Мелкого беса» Сологуба. Но есть ведь и обратные примеры: учительница Лидия Михайловна из «Уроков французского» Распутина. Вопрос лишь в фокусировке.

Учителя, действительно, разные. Но, к сожалению, оптика восприятия сегодня такова, что выхватывает исключительно негативные примеры. Этот прожектор не освещает деятельность настоящих подвижников, которые совершают невозможное, уча этих диких детей.

То, что речи таких, как Греф, подхватили и разного рода эксперты (от психологов до блогеров), свидетельствует следующее: мы имеем дело с системой разрушения. Все переводится сугубо на коммерческие рельсы. Система окончательно сегментируется. Одни понимают это и участвуют из-за выгоды. Другие руководствуются личным опытом: ну, обижали их, плюгавеньких и слабеньких, в школе — вот они и жалуются. Или еще любят сказать нечто такое: «Мол, я был бунтарем в школе — и это сделало из меня человека». Так скажи спасибо школе.

Лично я благодарен своим учителям, они помогли мне по жизни. Они показали, что она, эта жизнь, разная. А те трудности, что были в школе, сделали меня сильнее. Для этого она и нужна, не только для получения знаний, но и для получения опыта. И да — где образовываться, как не за партой?

Но фокус — и одновременно первопричина — в том, что отбираются не лучшие, а усредненные. Троечники хотят, чтобы повсюду воцарилась бездарная серость. Та же серость, что обитает чуть ниже, вообще не видит смысла в образовании: для чего учиться, если можно стать блогером, пойти готовить суши или танцевать стриптиз?

В обществе, где нет идеи, где нет идеологии, остается болото, не нуждающееся в образованных людях. В болоте выживает не сильнейший и не лучший, а самый адаптирующийся. И это та задача, которую скоро будет решать школьное образование.

Автор Платон Сергеевич Беседин — писатель, литературный критик, публицист, родом из Севастополя. Неоднократно ездил в зону боевых действий в Донбассе с гуманитарными миссиями.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора