Трагизм «чаевых» врачу

Елена Светлая СНЖ 8.02.2021 1:07 | Общество 89

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Похоже, что здравоохранение с легкой руки государства отнесено к услугам, высокое звание врача уравнено с официантами, таксистами, портье и разносчиками пиццы, которые, конечно, люди хорошие, но живут на чаевые.

Итак, в России признано законным дать врачу  «на чай»: портал «Медвестник» опубликовал новость о создании Сервиса «ПроДокторов», который  в сотрудничестве с CloudPayments (группа «Тинькофф») запустил первый в стране проект финансовой благодарности врачам по аналогии с тем, который уже используют рестораны и маркетплейсы. Пациенты могут легально выразить признательность за работу врача через адресные безналичные переводы.

Понятно, что у нас теперь есть возможность отблагодарить врача как лакея, но как это выглядит с моральной точки зрения? Чаевые — это  сумма денег, добровольно выдаваемых обслуживающему персоналу гостиниц, заведений общественного питания, парикмахерам, таксистам и т. п. сверх платы по счёту — «на чай».

Отношение к чаевым в мире неоднозначно, в некоторых культурах или обстоятельствах чаевых не ожидают, и предлагать их не следует, так как это может быть расценено негативно. В тех странах, где чаевые выплачивать принято (например, в США), существуют сложные неписаные законы о том, кому и сколько давать на чай. В других странах (включая Россию) обычаи на этот счёт не столь устоявшиеся, и клиент всё решает сам.

В странах третьего мира, например, в Мексике офицер дорожной полиции может попросить нарушителя правил уличного движения купить ему освежающий напиток, а в Нигерии — попросить «немного на выходные»

В западных странах чаевые оставляют почти всему обслуживающему персоналу, к которому относятся таксисты, метрдотели, носильщики, швейцары, бармены, горничные. В России до 1917 года у обслуживающего персонала в трактирах и ресторанах не было понятия зарплаты — они жили на чаевые. В зависимости от того, какие чаевые они получали, часть должны были платить хозяину заведения

На Руси, впервые то, что можно было бы назвать чаевыми, то есть «дача сверх жалованья», встречается в записях Якова Булгакова начала XIX века: «швейцарам Благородного собрания — 10 рублей, швейцарам нижним — 2,6, швейцарам Аглинского клоба — 2,6».

Самое раннее упоминание чаевых в корпусе русского языка встречается у Павла Федотова в поэме «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора» (1848)

«Единичными рублями

Там с простыми писарями

Не поладишь, им на чай

Тож полсотенку подай, ―

Вот тогда язык развяжут

И вакансию укажут,

Да научат и уму,

То есть сколько и кому

Да и в руки ль самому

Нет сомнения, что опускание врача до уровня лакея безнравственно и совершенно недопустимо.  Совсем аморальной выглядит предоставленная возможность денежной благодарности от малоимущих людей в ситуации, когда  бесплатная медицина практически недоступна или низкого качества, к тому же указывает на социальное расслоение российского общества. А качественная медицина в России уже и так  переведена на коммерческие рельсы, медицинские учреждения ориентируются властью на зарабатывание денег — критерий эффективности, а не лечение больных. Парадоксально, но путинской системе здравоохранения излечение больного не выгодно, а выгодно, чтобы он и далее болел и приносил деньги. Так что же стоит за подобными нововведениями?

Идеологи либерализма могут привести немало аргументов в пользу того, что здравоохранение должно быть устроено на рыночных принципах, но тогда его эффективному функционированию будет препятствовать  специфический характер этой сферы. Заинтересованность коммерческих медиков в увеличении количества пациентов прямо противоречит интересам самих больных, желающих вылечиться и больше никогда не обращаться к врачу.

Коммерциализация здравоохранения является одной из главных угроз национальной безопасности. В современных странах две трети вклада в экономический рост обеспечивается инвестициями в человеческий капитал. Ограничение доступа населения к медицинским услугам не только понижает качество жизни отдельных людей, но и понижает конкурентоспособность страны на международной арене. Особый трагизм ситуации придаёт то, что эта антироссийская стратегия реализуется под руководством самого российского государства, о чем давно бьют в колокола эксперты Центра Сулакшина.

Именно поэтому Партия нового типа выдвинула  предложение стране, которое даёт России шанс на преобразование, на  мирной и законной основе, в нравственное, справедливое, трудовое, народовластное, идентичное государство. Это реальный политический проект. А будет ли возможна его реализация зависит от всех нас, от вас в частности и конкретно от каждого.

Та социальная политика, которая сейчас проводится в России, должна быть изменена, так как ведет страну в обратном от успешности направлении. И более того – в том виде, в котором она реализуется сейчас, она может привести к неспособности России существовать, так как негативные влияния оказываются непосредственно на самый главный составляющий элемент государства – Народ России.

Елена Светлая, Союз народной журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора