50 лет назад. Как это было: страна без религии

pavel_shipilin 23.09.2017 6:37 | Важное в блогах 23

Выступление товарища Энвера Ходжа на Московском совещании представителей

81 коммунистической и рабочей партии 16 ноября 1960 года. Картина художника Гури Мади (Guri Madhi), 1974 г. Занятно показаны «испуг и смятение», охватившие советских руководителей от речи Ходжи — ошеломлённый Брежнев сжал кулак, а Хрущёв откинулся назад и рвёт с себя галстук, как будто задыхается

Не далее, как сегодня прочитал на сайте «Сен-Жюст», который публикует материалы Александра Тарасова (старый, ещё советских времён, «левый диссидент») такое любопытное мнение (видимо, косвенно связанное с последними событиями вокруг «Христианского государства»):

«Большевики совершили серьёзную ошибку, выбрав в качестве политики по отношению к религии и церкви буржуазно-демократическую, либерально-просвещенческую линию. До тех пор, пока существуют глупость, старческое слабоумие, интеллектуальная трусость (в форме, например, страха перед смертью), интеллектуальная лень (нежелание каждый день сознательно противостоять несовершенству окружающего мира) и мещанская ограниченность, религия будет востребована. Но поскольку все перечисленные выше персонажи — дураки, мещане и т.п. — не способны сами изобрести развёрнутые религиозные системы, они будут нуждаться в уже готовых — и, для самоуспокоения — институционализированных. Не надо делать им таких подарков. Надеемся, революционеры будущего сделают выводы из опыта нашей страны.»

Вообще, опыт, когда красные в пределах одной страны попытались полностью ликвидировать если не религию, то церковь, был. Это случилось как раз 50 лет тому назад, в 1967 году, в Народной Республике Албания. Эта страна, поссорившаяся в то время с Москвой (не поддержавшая хрущёвскую критику Сталина) и остававшаяся в дружбе с Пекином. В 1983-1984 годах я, бывший тогда школьником, любил слушать передачи «Радио Тираны» на русском языке. Голоса дикторов были с небольшим акцентом, но, в общем, ясные, чёткие и понятные, они чеканили свой текст, и их было приятно слушать. Радио не глушили. В каждой передаче непременно звучали резкие обличения «хрущёвской ревизионистской клики» (хотя Никита Сергеевич к тому времени уже два десятка лет был не у власти, но Брежнева, Черненко, Андропова в эту «клику» тоже включали). А завершалась получасовая программа исполнением «Интернационала». Это производило особенное впечатление… И ещё немалое впечатление на меня произвёл эпизод, о котором я услышал тогда по «Голосу Америки» — что в 1967 году руководитель Албании Энвер Ходжа «распорядился публично сбрить бороды последним священникам в стране, и с этого момента религия в Албании считалась ликвидированной».

Энвер Ходжа (1908-1985) в своём кабинете

А «История Албанской Партии Труда», изданная в Тиране в 1971 году, об истории религии и церкви после революции писала так:

«Одновременно с провозглашением Народной Республики Конституция провозгласила отделение церкви

от государства и школы от церкви, запретила использование церкви и религии в политических целях, а также создание политических организаций на религиозной основе. Законом была экспроприирована большая часть земель и другого имущества, принадлежавших религиозным учреждениям. Было запрещено издание религиозной литературы, ограничена, а позднее вовсе исключена возможность подготовки религиозных кадров. Тем не менее партия и правительство не преследовали вероисповедание, существование религиозных общин, выполнение религиозных обрядов и церемоний. Они не могли запретить те связанные с религией обычаи, которые, в сущности, хотя и были реакционными, не представляли собой непосредственного нарушения государственных законов.»

То есть после своей победы албанские коммунисты вначале в борьбе с религией и церковью шли по стопам советских большевиков. (Тут надо заметить, что в Албании в 30-е годы насчитывалось около 69% мусульман, около 21% православных христиан и 10% католиков). Но к 1967 году решено было перейти к новому этапу борьбы с религией.

«В городах и деревнях народные массы поднялись на ноги, требуя, чтобы были закрыты церкви, мечети, часовни и все «святые места»; чтобы духовенство перестало вести паразитическую жизнь и начало трудиться и жить, как все трудящиеся, своим трудом. На народных собраниях и сходках, организованных Демократическим фронтом и Союзом молодежи, на которых велись горячие дискуссии, народ осуждал антинациональную и антинародную роль религии, реакционного духовенства и религиозных обычаев, принимал решения о ликвидации очагов религии и превращении их в очаги культуры и т. д., об отказе от религиозных обрядов и отживших обычаев, об очистке домов от икон, религиозной литературы и других символов религии. Эта народная инициатива нашла мощную поддержку со стороны партийных организаций и органов народной власти.

С ликвидацией очагов религии были устранены важнейшие базы, отравлявшие сознание людей и в то

же время служившие притонами для враждебной деятельности. Поддерживая всенародное движение против религии, религиозных предрассудков и отживших обычаев, партия внимательно руководила им. Она не допускала извращений и своевременно пресекала всякие опрометчивые действия, не опиравшиеся на волю массы населения. Она учила народ заменять религиозные праздники и другие, связанные с религией обычаи новыми праздниками и обычаями социалистического содержания. […] Закрытие церквей и мечетей еще не означало ликвидацию религии как мировоззрения.

Религия имеет очень глубокие корни. Она переплетена, связана тысячами нитей с отжившими обычаями, корни которых уходят в глубину веков и которые бытуют и действуют в течение довольно долгого периода времени. Религиозные обычаи и каноны наподобие канонов Лека Дукагина — этого свода средневековых обычаев и предписаний — неумолимо управляли албанским обществом. Их влияние и жестокость ощущались до последнего времени. Религиозная практика и отсталые обычаи вошли и в жизнь тех людей, которые не верят в бога и соблюдают их бессознательно, не понимая их содержания. […] «Мы должны быть реалистами, — учил товарищ Энвер Ходжа, — борьба с отжившими

обычаями, традициями и нормами, с религиозным мировоззрением… ещё не окончена.»

Энвер Ходжа беседует с простыми албанцами

Действительно, не окончена — поскольку после крушения социализма в Европе, включая и Албанию, духовенство восстановило многие свои позиции в этой стране.

Из интервью албанского священника Григория Пелуши сайту «Православие.ру»:

«В то время в Албании был священник, который тайно крестил мужественных людей и их семьи, как потом оказалось – более тысячи человек. Всё проходило при соблюдении строжайшей конспирации, действительно, в катакомбах. Там служили Литургию. Но потом «сигури», тогдашняя служба безопасности, его вычислила, он сидел в тюрьме. Но это случилось уже на самом закате коммунизма, и его выпустили с приходом новой власти. Священник стал потом епископом – это епископ Косма Апполонийский».

А возвращаясь к цитате с «Сен-Жюста», с которой начался данный пост, замечу, что мысль эта — что политика большевиков по отношению к церкви была слишком мягка и либеральна, отнюдь не нова. Такой упрёк им делали анархисты и другие левые ещё в 1918 году. «Борьба с религиозной язвой… большевиками не ведется почти совершенно», — сожалела московская газета «Анархист» в сентябре 1918 года. Газета требовала немедленно закрыть все храмы, ставя большевикам в пример французских якобинцев: «В целях разоблачения религиозного шарлатанства французские рабочие вытаскивали на площадь мощи и разоблачали их перед народом, сжигали их. Вот какое завещание оставили нам французские революционеры 1793 года…».

Такие дела.

Источник:  http://saint-juste.narod.ru/news.htm

Александр Майсурян

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...

Популярное за неделю

Популярное за месяц

Партия нового типа
Центр сулашкина