75 лет назад. Возвращение Александра Матросова

Александр Майсурян 28.02.2018 7:16 | Общество 174

Владимир Памфилов (1904—1970). «Подвиг Александра Матросова». 1965

Исполнилось 75 лет подвигу Героя Советского Союза Александра Матросова (5 февраля 1924, Екатеринослав, ныне Днепр — 27 февраля 1943, деревня Чернушки). Подвиг, как известно, состоял в том, что Матросов закрыл своим телом вражескую амбразуру, что дало его товарищам несколько необходимых секунд, чтобы её уничтожить.

Интересно проследить, как менялось отношение к Матросову и его подвигу в советское и постсоветское время. А такое изменение было, причём ещё до крушения социализма и СССР. Характерный отрывок из очерка Леонида Гуревича из журнала «Юность» за 1987 год:
«…Смеялись мальчишки во время финальной сцены из старого кинофильма «Александр Матросов», который показывали в пионерском лагере. Мы, подростки пятидесятых, ходившие на этот фильм много раз, не стесняясь друг друга, плакали вновь и вновь, видя, как Матросов бросает гранату на амбразуру дзота и не попадает. Мы верили тогда в жизнь на экране, хотя снята она была без особых режиссёрских и операторских ухищрений. Через тридцать лет мальчишки, такие же мальчишки, смеялись.»

Смеялись! В пионерском лагере! Ещё до перестройки или в самом её начале, когда на память Матросова никто ещё публично не покушался. Как это объяснить?

Можно сколько угодно возмущаться «падением нравственности» и т.п., но это, на самом деле, ровным счётом ничего не объясняет. Реальное же объяснение довольно просто и печально. Чтобы понять его логику, можно провести параллель с отношением французов к подвигам… Жанны д’Арк.

Во времена монархии французы боготворили Жанну и восхищались её мужеством, потому что почитание образа Жанны и её геройства приветствовалось правящим классом, дворянством, и вполне соответствовало его ценностям.

Но постепенно поднялся новый класс, буржуазия, и чуть ли не первое, что сделал идеолог этой восходящей силы, Вольтер — с ног до головы язвительно осмеял «святую Жанну» (как именно осмеял, любителям его творчества и французской истории хорошо известно, я же умолчу, но замечу, что максимально неделикатным образом).

А вскоре французские революционеры уже жгли реликвии, оставшиеся от Жанны, как служительницы проклятого королевского трона…

Вот примерно то же, только наоборот, произошло и с образом Александра Матросова. В СССР начала 80-х исподволь начиналась ползучая буржуазная контрреволюция, а для буржуазии красноармеец Матросов вовсе не был героем. У неё были свои герои, совсем-совсем другие (типа расстрелянных валютчиков Рокотова и Файбишенко, например).

Боец Красной Армии Матросов же был лютым врагом, а подвиг его подлежал осмеянию и дискредитации. Ценности буржуазии (через разные неформальные течения типа «стиляг», западные моды и буржуазный стиль потребления и поведения), как губка, впитывала молодёжь.

Отсюда и описанный выше смех в пионерском (!) лагере, и анекдоты о Матросове, вроде такого: «Кто такой Павлик Матросов? Это пионер-герой, который закрыл вражескую амбразуру телом своего отца».

Или: «Загадка: сам не стреляет и другим не даёт? Отгадка: Александр Матросов!»… В ярко антисоветской и антикоммунистической фантастической книге Виктора Пелевина «Омон Ра» (1991) упоминалось «пехотное училище имени Александра Матросова», выпускные экзамены в котором сопровождались пулемётными очередями (чтобы сдать экзамен, курсанты должны были бросаться грудью на амбразуру).

Ну, а после крушения СССР стала возможна уже прямая и официальная «декоммунизация» имени Матросова. По иронии судьбы, чуть ли не первой она прошла в Таджикистане, в 2016 году, где в Душанбе переименовали улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны — Зои Космодемьянской, Александра Матросова и Николая Гастелло. Антисоветская Украина в этом процессе даже слегка подотстала, не говоря про Россию… А ведь Таджикистан — страна, где якобы «победили» в гражданской войне начала 90-х противники «демократов», чуть ли не «коммунисты». Которые, на поверку, оказались ровно такими же точно буржуазными националистами, только чуть менее откровенными, чем их противники…

Вот такие грустные дела. Увы, классовая механика истории столь же неумолима и беспощадна, как и обычная физическая механика.
Но есть в ней и положительная сторона. После революции французы постепенно вернули Жанну д’Арк в список своих национальных героев.
Думается, для следующих поколений имя Матросова тоже непременно и неизбежно вернётся в число самых почитаемых и уважаемых исторических имён.
Да оно уже возвращается…
И они, эти молодые люди, будут с недоумением спрашивать своих дедушек — тех поседевших и полысевших пионеров 80-х, которые тогда смеялись, — как они могли над ЭТИМ смеяться… И те в ответ будут только смущённо разводить руками и опускать голову…
Александр Майсурян
Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...
Партия нового типа
Центр сулашкина