Авианосцы

Донецкий donrf 16.07.2019 10:37 | Важное в блогах 108

«Представленный на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге авианосец «Ламантин» имеет следующие характеристики: водоизмещение 80-90 тысяч тонн, скорость 30 узлов, экипаж 2800 человек. Авиагруппа состоит из 60 летательных аппаратов разных классов: истребителей, самолетов ДРЛО, вертолетов и беспилотников»

Очередной проект авианосца презентовали в России, на этот раз Ламантин. До него был Шторм, до него тоже смелые замыслы, одним словом «никогда такого не было и вот опять».

Сколько потрачено денег на проект и презентацию — вопрос не ко мне, я только могу сказать что с проектом будет: макет поставят в музее, чертежи сдадут в архив, а лет через пять запилят какого-то Кита или Моржа, на бумаге больше американского и бешеной стоимости.

Почему так? Неумение? Нехватка денег? Да нет, обычная логика, и чтобы ее понять, надо вспомнить историю авианосца в целом и авианосца в России.

Оружие ведь делают не просто так, а с какими-то целями, а целью первых авианосцев, родившихся на излёте Первой мировой, была разведка в интересах линейных эскадр. России в 1917 году было не до того, да и с линейными эскадрами было не очень.

В 20е годы прошлого века у авианосцев появляется новая задача — ослабление линейной эскадры противника торпедно-бомбовыми ударами перед сражением линкоров. В раннем СССР появляются проекты такого типа, но… Ни транспорт Комсомолец, ни линейный крейсер Измаил авианосцами не стали, да и стать не могли по простой причине — в СССР было три линкора, все маломореходные и устаревшие, и все на закрытых морях, где вполне эффективна и базовая авиация. Новых же кораблей ждать не выходило, элементарные СКР и ПЛ выходили только с помощью запада, но картинки нарисовали, да, красивые… Теперь повод «глупого» Сталина проклинать, нет бы на авианосец замахнуться, а он базы и кораблестроительные заводы строил.

Но годы шли, и к 1937 году появляется Большая кораблестроительная программа, согласно которой началось строительство трех линейных кораблей и двух линейных крейсеров. И сразу же появляется и проект авианосца — проект номер 71. Но начало Великой Отечественной оставило проект на бумаге, а после нее, практически без перерыва, началась Холодная война.

И снова возник вопрос — какой флот строить. Адмиралы (Кузнецов) хотели всего и сразу, но был ещё проект атомный, проект ракетный, сухопутные войска, ну и страна в руинах. В таких условиях красивые хотелки флотоводцев ложатся в архив, а строить начали лёгкие силы. Шанс у нашего авианосца вроде возник в середине 50х, но Хрущев, вполне логично, проект 85 режет. Главная задача СССР во вполне возможной войне с НАТО — нанести США неприемлемые потери с помощью ЯО. Для этого нужны пакеты и стратегические бомбардировщики, но никак не авианосцы, тем более единичные. Так что все силы на атомный подводный флот, даже первые советские АПЛ могли порадовать Америку 3 баллистическими или 6 крылатыми ракетами, и стоили они дёшево, плюс большие шансы дойти и дать залп. На фоне вполне реальной угрозы ядерной войны все эти рассуждения про планы на следующие десятилетия не смотрелись вообще, до будущего ещё дожить надо, а у противника преимущество в средствах доставки… В целом не ошиблись — советские ракеты спасли мир от Третьей мировой.

И только в 60е годы появляется возможность создавать палубную авиацию, чем и занялись, но с оглядкой — проект 1123 — вертолетоносец с задачей топить американские стратегические АПЛ в Средиземном море.

Флот рос, и ещё через десять лет , уже в 70е, в строй вступают авианесущие крейсера 1143 в количестве 4 штук (два — в 80е). И штурмовик вертикального взлета ЯК-38, и палуба авианосца были так себе, но их задача была в другом — это именно крейсера с мощным ракетным вооружением, где самолёты — дополнительный бонус.

А именно авианосцы рождаются уже в 80е, когда флот по тоннажу и условиям базирования до них дорос — это Кузнецов, его систершип Варяг и атомный Ульяновск.

Но СССР рухнул, и новая Россия флот распилила, сейчас в строю только недоведенный до ума Кузнецов и красивые картинки.

Ситуация откатилась на сто лет и очень напоминает 20е годы, корветы и фрегаты строим с большим трудом, по подводным лодкам тоже не очень, эсминцы (по факту крейсеры) тоже только на картинке, промышленность в развале, зато СМИ трубят об авианосцах размером с американские. Это при том, что сохранение даже Кузнецова под вопросом — единственный подходящий плавдок потоп от старости, а замены ему так и не нашли…

Конечно же авианосцы России нужны, но не умнее ли сначала восстановить кораблестроение и ремонтные заводы, потом выстроить лёгкие силы, воспитать моряков, а пока отюнинговать Кузнецова, пущай специалисты учатся?

Собственно так поступил СССР, сохраняли старые царские корабли, на них готовили специалистов, и потихоньку, поэтапно, строили флот. Кто сейчас будет эскортом Ламантина? Где его строить? А ремонтировать? А базировать? Кто будет охранять эту самую базу? Кто его сменит на время ремонта? Ведь их тогда надо минимум четыре, оптимально шесть, к каждому ещё в комплекте 6-8 кораблей АУГ… Деньги есть? Да и задача номер один сейчас — держать партнёров под прицелом, где здесь место авианосца?

Вот и кажется мне что будет Ламантин на бумаге, а лет через пятьдесят будут на псевдоморских форумах спорить — почему такой красивый кораблик не построили? Лично у меня вопрос другой — зачем на проект деньги тратили? И так ясно — строить не будут, а для Кузнецова плавдок покупать надо… Все как с Украиной — замах на рубль, удар на копейку, а ресурсы в никуда.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора