Большевики: борьба с религией путём насилия – нерациональна

arctus 26.12.2017 7:39 | Общество 85

Нынешние противники большевиков, в буквальном смысле ослеплённые ненавистью к строителям общества равенства и братства, отказывают им даже в элементарном рациональном мышлении. (Быть может, потому, что сами не обладают таковым: из их проповедей получается, что и Октябрьская революция и победа красных в Гражданской войне суть какая-то магия, победившая и христианство, и всякие разумные, – с их точки зрения, доводы).

Меж тем мысль о том, что для любой власти силовая борьба с «религиозными предрассудками» населения в стране, где подавляющая часть оного в той или иной степени религиозно – самоубийство чистой воды, – лежит на поверхности.

Нарком просвещения Луначарский в 1919 году писал:

«Пропаганда против религии не должна, прежде всего, носить ни малейшего характера насилия. Это бесспорно для всех нас. Борьба с предрассудками путем насилия, прежде всего, не рациональна. Она не приводит к ослаблению предрассудков, а лишь укрепляет их; истина, что угнетаемая всякого рода гонениями религия приобретает притягательную силу и закаляется, — факт, проверенный многократно».

И это мнение было доминирующим в руководящем звене партии:
– в мае 1909 года в статье «Об отношении рабочей партии к религии» В.И. Ленин писал, среди прочего, и о привлечении верующих в партию:

«Мы должны не только допускать, но и привлекать всех рабочих, сохраняющих веру в бога, в с.-д. партию, мы безусловно против малейшего оскорбления их религиозных убежде¬ний, но мы привлекаем их для воспитания в духе нашей программы, а не для активной борьбы с ней. (Полн.собр.соч. т.17 стр. 415-426)

Тот же вектор по отношению к религии Ленин обозначил и в ноябре 1918 года:

« Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения. Внося остроту в борьбу, мы можем озлобить массу; такая борьба укрепляет деление масс по принципу религии, наша же сила в единении. Самый глубокий источник религиозных предрассудков — это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться» – из выступления на I Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 г. (Полн.собр.соч. т.37 стр. 186)

В январе 1919 года верующих освободили от воинской повинности декретом «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям».

В циркулярном письме ЦК РКП(б) №30 от 16.08.1923 г. Центральный комитет недвусмысленно предостерегал от оскорбления чувств верующих, обозначив позицию партии относительно нарушения этого принципа:

«Партийная программа говорит: «необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма». Резолюция ХІІ-го1* Партсъезда по вопросам антирелигиозной агитации и пропаганды подтверждает, что «нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательство над предметами веры и культа, взамен серьезного анализа и объяснения — не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков»».

В этом же письме ЦК категорически запретил любые посягательства на духовную жизнь верующих, в т.ч. необоснованного закрытия церквей и молитвенных помещений, арестов «религиозного характера» etc. – под личную ответственность секретарей губкомов, обкомов, облбюро, национальных ЦК и крайкомов.

Какой же метод борьбы Луначарский считал приемлемым?
Отбросив прочие, он останавливается на единственно верном – преподавании естествознания и истории, – наукам, которые сами по себе являются сильнейшим оружием антирелигиозной проповеди:

«Метод истинно научной, хотя и в популярной форме выдержанной, пропаганды систематически проводиться может только в школе или в разного рода народных университетах, там мы можем просто самим преподаванием естествознания и истории радикально разогнать религиозную тьму».

Насколько успешным был такой метод, можно оценить данными переписи населения 1937 года, где на вопрос о религиозной принадлежности граждан 53,3% из них ответили, что являются верующими. (Разумеется, никто бы из них не стал отвечать на этот вопрос утвердительно, существуй в СССР та атмосфера страха и гонений на религию, о которой нам неустанно твердят противники коммунизма и советского государства).

Уже через 6 лет после данной переписи, в 1943 году был избран первый Патриарх Московский и всея Руси*.

=Arctus=
___________
* титул патриарха Тихона (Беллавина) (†7 апреля 1925) звучал как Московский и всея России. Он был избран Патриархом 5 (18) ноября 1917 – впервые с 1700 года, когда Пётр I упразднил патриаршество на Руси.
** На иллюстрации – один из методов борьбы с религиозными предрассудками. Опирался на известную дореволюционную практику неоправданно дорогих, неподъёмных расценок услуг церкви в части обрядов для подавляющей массы крестьян. Что вызывало оправданное недовольство, вплоть до озлобления, у паствы.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...
Партия нового типа
Центр сулашкина