Что такое теория социализма?

Русранд Степан Степанович Сулакшин Политика 61

ВОПРОС СУЛАКШИНУ: Известный историк утверждает, что в конце своего правления Иосиф Сталин говорил о необходимости развития теории социализма. В советское время существовали целые Институты марксизма-ленинизма. Как Вы оцениваете нынешнее состояние теории социализма?

СУЛАКШИН С.С.: Несколько мыслей приходит в голову. Во-первых, любая научная теория истинна лишь на конкретном историческом этапе. Она систематизирует накопленную эмпирику: факты, наблюдения, измерения, экспериментальные данные и строит логическую и математическую модели. Если модель непротиворечиво охватывает весь массив экспериментальных данных, она верна. В этом случае она позволяет предсказывать будущее, и ещё не наблюдаемые ранее свойства объектов мироздания, в том числе и социальных объектов. Ссылки в этой связи на Сталина поэтому избыточны, хотя и правильны, но очевидны и банальны. Конечно любая теория должна развиваться! Ведь знаний для ее оснований со временем становится все больше. Но то, что делалось в советских институтах марксизма-ленинизма — это было точно не развитие и об этом я могу судить не понаслышке — я выпускник института марксизма-ленинизма. То была во многом демагогия.

До сих пор вспоминаю университетское мученье в Томском государственном университете, которое испытывал, когда приходилось дискутировать на семинарах, сдавать экзамен, иногда десятки страниц прочитывать и не находить в них ни малейшего смысла!

Проблема в том, что слово «социализм» настолько затерто, истоптано, изранено и загажено, что для меня, например, одно слово «социализм» ни о чем не говорит, также, как думаю и для большинства.
Вот вроде всем всё понятно: социализм это… А я вот спрашиваю, а что такое социализм? Генерал Ивашов как-то на одном семинаре, куда меня пригласил, провозгласил: «Никто на сегодня не знает что такое социализм!». Здрасти, приехали.

Обычно на этот вопрос отвечают такой фразой: «социализм — это когда то-то и то-то», но мы же спрашиваем «что» это такое, а не «когда» что-то там? И далее у них идёт перечисление различных признаков. Я с моими товарищами достаточно серьезно занимаемся теорией успешности сложных социальных систем — страны, общества — взаимодействия государства, власти, общества, групп интересов, в том числе конфликтных. И вот к чему я пришел.

По структуре проблемы разницы между капитализмом и социализмом нет. Представьте аналогию. Гоночный автомобиль и трактор. И там и там есть кабина, четыре колеса, мотор, трансмиссия, руль. В этом нет различий. Но ясно же — что не одно и тоже эти объекты! В чем дело? В целях, которые они достигают. Так и с социализмом и коммунизмом. И то и другое, если это применяется к стране, — есть устройство сложнейшего механизма, каковым является страна в семидесяти двух основных сферах, где и экономика, и финансы, и оборона, и внутренняя и внешняя политика, и региональное развитие, и гуманитарно-социальная сфера — образование, здравоохранение, наука, культура и т. д. А в каждом из этих направлений свои способы, принципы, «гайки», «винтики», которые нужно скрутить, чтобы всё это работало как часы. В своих неотъемлемых целях. И опять: конструкт одинаковый, а его цели разные. В чем, имея в виду в главном, разные? Социализм — это устроение страны в интересах большинства граждан страны. И мгновенно возникает понимание, что для того, чтобы это обеспечить нужно социальное перераспределение, государственный бюджет должного уровня, это значит уважение к труду, а не к спекуляции, ренте и т. д. и т. п.

В таком подходе легко увидеть в чём главное отличие капитализма от социализма, тут главный критерий в чьих интересах обустраивается страна. При социализме — большинства, при капитализме — меньшинства (богатого, денежного меньшинства).

Но эта формула совершенно не простая, не тривиальная, потому что порождает то, что в нашей методологии последующего после мирной и законной революции государственного строительства и управления называется проблемно-управленческим деревом. В нём наверху, как ясная звезда, точка притяжения — все наши ценности большинства, выбранные народом, историей и цивилизацией.
Какие ценности у Путина и путинизма? «Делать бабки» — вот и все ценности!

Какие ценности заложены в нашем проекте «Настоящего социализма»? Главнейшие я уже упоминал — это реализация и достижение интересов большинства. А не меньшинства из членов кооператива «Озеро», их семей, друзей и спортзальщиков Путина, родственников друзей, любовниц и их друзей и родственников. Все они мельчайшая социальная группа в стране, но при этом вся страна грабится в пользу этой группы. Тут уже даже не только капитализм, это коррумпированное и приватизированное государство.

Итак, социализм — устроение бытия во всех 72 сферах государства. Это практически инженерный чертеж: сколько должно быть государственной собственности в структуре всей собственности, какую долю должен составлять государственный бюджет в структуре ВВП, какова должна быть сумма суверенной рублевой массы, каков фонд оплаты труда в ВВП, каковы должны быть критерии успешности страны. Первый из них народосбережение, ибо у нас есть формула жизнеспособности страны, она включает территориальную компоненту, качество государственного управления и народосбережение.

От высших ценностей российского государства, которые заложены в нашем проекте на первых страницах нашего проекта Конституции, и выстраивается вся пирамида государственного строительства и управления страны Настоящего социализма. И строится она по строгим алгоритмическим правилам решения задач, обеспечивающих реализацию интересов большинства, хотя при этом интересы меньшинства не растаптываются, а уважаются. Потому что наша вторая формула говорит: знать и уважать все законные интересы всех законных групп интересов и их реализовывать. Мы в проекте Конституции ввели такое новое государственно-правовое конституционное понятие как «группа интересов», чтобы защитить меньшинство от произвола власти.

Вы видите, что на самом деле есть современное развитие теории социализма и оно отличается от той демагогии и доктринерства, которое погубило научно-теоретическую базу Советского Союза, которое не нужно современной КПРФ. Я им для обсуждения наш проект предлагал, но как у Маяковского там — «не повернули головы качан», поскольку КПРФ это не нужно. Они в Кремле в очереди в кассу стоят за своими миллиардами от режима (конкретно 1200 млрд руб в год), зачем им теория, которая потребует стать настоящей оппозицией.

Наша теория современна — это фундаментальные знания, представления, модели, которые проецируются на прикладную науку, а именно на государственное строительство и государственное управление. На нашем рабочем столе эти решения готовы и представлены во множестве работ, алгоритмов, функций, механизмов, процедур. Мы готовы строить и управлять государством Настоящего социализма. Мы знаем как и готовы очищать нашу страну от путинизма-либерализма.

Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора