Экономическая стратегия: бег по кругу

из блогов 17.06.2018 20:36 | Экономика 38

​Особенность ПМЭФ в этом году — от вновь сформированного Правительства России ждали информации о том, как оно планирует к 2024 году достичь вполне конкретных ориентиров, заложенных в майском указе Президента РФ. Не дождались… И Антон Силуанов, министр финансов и одновременно первый заместитель председателя кабмина, и Максим Орешкин, министр экономического развития, и Эльвира Набиуллина, председатель Центробанка России, по мере своих убеждений рассказывали о том, что намечено сделать. Правительство начинает работу в достаточно благоприятной ситуации: ПМЭФ-2018 продемонстрировал что внешнеторговая блокада России провалилась, на форум приехали сотни бизнесменов, в том числе из США. И абсолютное большинство резко осуждает политику западных санкций, которая ведёт к хаосу и негативно сказывается в том числе и на рынках развитых стран.

Очевидно, эти настроения скоро воплотятся в конкретные инвестиции в российскую экономику, о чём свидетельствуют и соглашения на сотни миллиардов рублей, подписанных на ПМЭФ. Но сумеет ли государство создать максимально комфортные условия для инвесторов? Да и нужно ли такие условия создавать?

Эта тема не стала заметной на форуме, о ней упоминали вскользь, в ряду прочих мер. А руководители финансово-экономического блока главным образом рассуждали о том, где и как найти восемь триллионов рублей на социально-экономические траты.

«Ничего нового в идеях Правительства мы не услышали, всё уже знакомо по прошлым форумам и другим мероприятиям, меняются только цифры, — размышляет парламентарий Сергей Калашников. — Эти восемь триллионов соберут частью с населения, частью с бизнеса, три триллиона займут, думаю, с большими проблемами и под немалый процент».

А увеличатся налоги и другие платежи — станет ниже уровень жизни населения, продолжил сенатор, бизнес начнёт задыхаться под фискальным прессом и задачи, поставленные президентом, — к 2024 году повысить благосостояние людей и максимально раскрепостить бизнес, придав ему инновационный характер, — будут сорваны.

Благие намерения Правительства обратятся в свою противоположность, уверен парламентарий.

С этими утверждениями согласен и другой думский тяжеловес, Анатолий Аксаков, который добавил, что намерение повысить до 20 процентов налог на добавленную стоимость стратегически неверно:

— необходимо развивать через налоговые послабления бизнес, чтобы получить рост налогооблагаемой базы и бюджетных доходов, а не думать над тем, как усовершенствовать фискальную «удавку» для производителей. Главный же изъян в обнародованных на форуме планах Правительства в том, что они не носят системного характера, а алгоритм действий напоминает, по словам Аксакова, выезды пожарной команды по непредсказуемым поводам.

Между тем инвестиционные ресурсы можно найти, не прибегая к ужесточению налогов и жизни взаймы. Деньги есть на банковских депозитах, финансовые ресурсы реально извлечь, оптимизируя непроизводительные траты, которые, по словам Анатолия Аксакова, в прошлом году составили около 1,8 триллиона рублей, или более 20 процентов от восьми триллионов рублей, которые усиленно изыскивает Правительство.

Есть и другие варианты — цифровизация экономики по расчётам ведущих мировых экспертов из фирмы Маккензи, подчеркнул депутат, может принести России за пять — семь лет примерно девять триллионов рублей! Но чтобы последовательно, сбалансированно и эффективно развивать экономику, кабмину необходимо наконец перейти на принципы стратегического планирования. Соответствующий закон давно принят. Более того, отдельные его положения уже начали применять, как сказал Сергей Калашников, в частности в планировании региональных бюджетов. Но до сих пор в полном объёме закон о стратегическом планировании не действует, а Правительство даже не предлагает организационно-структурные изменения, позволяющие реализовать положения этого документа.

Но если нет принципиальных новшеств в системе планирования, то будут воспроизводиться ошибки прошлых лет с неэффективностью решений и громадными непроизводительными затратами. Подсчитано, что если бы все бюджетные инвестиции окупались в срок и не было бы омертвлённых в недостроях средств, то доходы федерального бюджета были бы больше минимум на 500 миллиардов рублей!

Принцип разделения ответственности должен быть прост, считает Анатолий Аксаков: государство и федеральный бюджет должны сосредоточиться на том, чтобы создать информационную инфраструктуру и наземную инфраструктуру, которые создадут условия, при которых бизнес начнет вытягивать экономику на опережающие темпы развития при условии стимулирующих налогов.

Такую точку зрения поддерживает и Сергей Калашников. Однако сенатор подчеркнул, что необходимо определить, исходя из геополитической ситуации, какую экономику целесообразно строить — мобилизационную, с жёсткими решениями и опережающим развитием за счёт разового сосредоточения сил или институциональную, с последовательной структурной перестройкой, поэтапной модернизацией и с минимумом социальной напряжённости.

Сможет ли сделать такой выбор Правительство, перейдя к стратегической системе планирования, хватит ли у него компетентности, воли и профессионализма? Анатолий Аксаков уверен, что сложность задач, высокая ответственность, напряжённая экономическая ситуация и необходимость выполнить положения майского указа президента — все эти факторы неизбежно обусловят эффективность и профессионализм действий Правительства независимо от уровня компетентности отдельных его членов.

Сергей Калашников менее оптимистичен. Он считает, что зона турбулентности, в которую вступает экономика России, предполагает решение чрезвычайно сложных задач, цена которых историческая судьба страны.

Соответствует ли правительственная концепция, изложенная на ПМЭФ, этим задачам, покажет программа первоочередных мер в экономике, которую кабинет министров осенью обязан представить Президенту России? Ответ скорее отрицательный…

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...

Популярное за месяц

Партия нового типа
Центр сулашкина