Как старинный храм в Башкирии остался без финансовой поддержки

Башкирия Владимир Шакиев Новости республики Башкортостан 111

Удивительный объект XIX столетия сохранился в селе Андреевка Башкирии — огромное здание из красного кирпича с черными головами-куполами. Храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, как крепость, выделяется издали среди невысоких сельских построек.

Во время посещения Аургазинского района с проектом «Поехали» уфимские туристы познакомились со старинным храмом, который остался без финансовой поддержки и находится на грани выживания.

Несмотря на близость к Уфе, расстояние составляет примерно 70 — 75 километров, храм находится, будто на отшибе — оказался позабыт теми, кто может оказать хотя бы маломальскую финансовую поддержку. Только на отопление и электричество требуется порядка 30 тысяч рублей в месяц, а учитывая холодное время года — все 150 тысяч рублей, которых у храма нет. Вот и получается, что приборы (щитки, батареи), а также тепловые электропушки теперь простаивают, а прихожане во время службы мерзнут, переминаясь с ноги на ногу.

Как рассказал настоятель храма отец Андрей (Безруков), службы в храме из-за низкой температуры воздуха в помещениях в холодное время года проходят нечасто, разве что на Рождество и Крещение. В православные праздники в храм приходят жители ближайших населенных пунктов: Андреевки и Болотино. А вот летом людей приезжает больше, в том числе из Уфы, Стерлитамака и Салавата.

— В первые годы, когда храм только открылся, сюда приезжало много людей. Но, простояв в холодных помещениях, прихожане потом заболевали. Так, постепенно люди прекратили сюда ездить. Когда-то я сам отапливал печи. Последние два года не могу этим заниматься: сам долго болел. Сейчас храм не отапливается. Об этом знает и церковное руководство, и Министерство культуры, — поделился своими невзгодами отец Андрей, фактически превратившийся из священнослужителя в сторожа храма. — В 2008 году государство передало храм в ведение церкви, которая теперь должна отвечать за его сохранность и обслуживание. Все церковное имущество является собственностью Московского патриархата.

Храм действительно уникальный. Как сообщил отец Андрей, по утверждению историка Павла Егорова здание было построено по проекту русского архитектора Константина Тона, построившего храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец.

— Документальных доказательств он (историк Павел Егоров – прим. авт.) не привел. Говорит, что у него есть косвенные свидетельства. В точности такой храм построен на границе с Польшей. Если бы нашли реальные доказательства, то можно было бы подать прошение, чтобы храм признали объектом истории и культуры федерального значения, — рассказал отец Андрей. — Все храмы Константина Тона являются архитектурными памятниками федерального значения.

Православный «исполин» возводился около 40 лет, начиная с 1830-х годов. Историки предполагают, что во главе строительства был местный помещик Николай Аристов, который влюбился в крепостную крестьянку, решил на ней жениться и не смог устоять ее просьбе возвести храм. Известно, что спустя много лет помещик разорился, а строительство здания так и не было завершено. Деревня практически вымерла: после отмены крепостного права 1861 года и реформы государственных крестьян 1866 года, крестьяне получили свободу, но остались без земли, обнищали и подались в город.

В Советское время культовый объект пытались уничтожить: дважды предпринимались попытки его взорвать. В 30-х годах прошлого столетия ничего не вышло: в первый раз только пыль поднялась, во второй — снесло несколько соседних домов, а храм устоял. Также пытались снести колокольню. Трактором подцепили. Закончилось тем, что трос оборвался, и убил тракториста.

Как поведал отец Андрей, попытки растащить храм на стройматериалы не пошли впрок. Те, кто унес доски с пола, накликали беду на свое жилище: два дома сгорело. Один из воришек сошел с ума и зарубил свою мать. Попытались доски из храма приспособить и в местной школе — сделали из них косяки, но и здесь такая инициатива обернулась бедой. Школа сгорела. В результате народ успокоился и больше ничего не стал брать из храма.

История сурово обошлась и с иконами храма. Об одной из них — иконе Дмитрия Солунского — рассказал отец Андрей. Святыня досталась одной женщине после смерти ее бабушки. Икона служила дверкой в сарай, была совсем черной. По утверждению паломников, во время службы она посветлела. До сих пор на лике святого заметны следы вандализма, похожие на удары ножом или топором.

По словам отца Андрея, святого Дмитрия Солунского особенно почитают в Греции, также как в России Георгия Победоносца. А вот католики по какой-то причине Дмитрия Солунского вообще перестали почитать, и примерно лет 20 назад провели его деканонизацию.

В советский период в храме сначала находилась конюшня, потом тракторный гараж, а затем и зерновой склад. На закате советской эпохи храм получил новую жизнь. В 1989 году его стали восстанавливать. Инициатором был председатель колхоза Иван Барбазюк. Его стараниями была сделана дорога и проведен водопровод в населенном пункте.

С группой единомышленников Иван Барбазюк провел серьезные наружные работы: обновил все карнизы, купола, верхнюю часть колокольни. Финансовую помощь оказывали несколько предприятий, в том числе кирпичный завод и Уфимский нефтеперерабатывающий завод. После гибели инициатора в 1992 году ремонт продолжался еще несколько лет, а потом резко прекратился. В таком состоянии храм и пребывает сейчас.

— Мне кажется, что есть высшая сила. И раз нет прихожан, зачем его восстанавливать. Откуда они появятся? — Сказал отец Андрей, вспоминая, что на службу приходят только несколько бабушек из двух ближайших православных сел. — По крайней мере, если бы у нас было тепло, мы бы могли проводить здесь службы, а после накрывать столы, устраивать трапезы, как когда-то делали апостолы. В тот период совершалась трапеза любви, а затем преломлялся хлеб. Литургии появились намного позже — где-то в IV веке.

Владимир Шакиев

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора