Коля-пацифист и свобода мнений

Русранд 17.12.2017 8:28 | Политика 64

Автор Татьяна Владимировна Воеводина — предприниматель, публицист и блогер.

История с Колей-пацифистом — не отпускает. Вот и депутат Заксобрания Ямало-Ненецкого автономного округа Е.Кукушкина обратилась с претензиями в прокуратуру ЯНАО, в департамент образования Нового Уренгоя и в колину гимназию. Вопрос: кто допустил оплошность и такое утвердил. Забавно, что ошибки и описки не чужды и депутатам: в запросе, как пишут в интернете, значилось: «город Бундестаг», но потом выяснилось: описка секретаршиНо Коля — не ошибка, не описка и не оплошка. Коля — закономерность. «Продукт среды», как выражались в XIX веке. Их много, таких колей. 

Они — из школы, где им не внушили правильной веры. Ведь преподаваемое в школе — это предмет ВЕРЫ, а не опыта. Ребёнку вкладывают в голову картину мира, которой он будет руководствоваться в жизни. В этом и состоит цель и смысл общего среднего образования. В школе дети не добывают знания — они их усваивают. Если угодно — догматически. Об этом не принято говорить прямо, но это так.

Это относится решительно ко всем предметам. Вы, дорогой читатель, веруете, что вещества состоят из молекул, а те — из атомов. Вы их что — видели, те самые атомы-молекулы? Но вам сообщили от имени авторитетной инстанции — науки, и вы поверили. Если вы не физик, то наверняка не понимаете первого закона Ньютона — что тела, на которые не действует сила, движутся равномерно и прямолинейно. Вы в него просто веруете, потому что личный житейский опыт говорит вам обратное: тела, на которые сила не действует, никуда не движутся, а лежат себе полёживают безо всякого движения. Кстати, вы в хорошей компании: Аристотель тоже так думал. Но вы верите Ньютону, потому что так надо, так написано в учебнике.

Вы веруете, что надо писать «молоко», а почему — Бог весть. Пишут же белорусы «малако» — им можно, а нам нельзя?

История — это вообще сплошной предмет веры. Дети, а также их учителя, не работают в архивах, а попади они туда — не смогут ничего из них извлечь, т. к. надобно особое умение. Единственная цель преподавания истории в школе — это воспитание патриота, который гордится своей страной и славными подвигами предков — бОльшего и не требуется. Сомневаться, изучать разные версии можно только тогда, когда факты усвоены, а культурный горизонт достаточно широк. Это, безусловно, не дело средней школы, даже, возможно, не дело рядового педвуза. Отсюда ясно: нужен единый стабильный, долгоживущий учебник и единая картина мира. Единая вера.

Как эта вера уничтожается и как воспитываются Коли-пацифисты? Это делается в два шага. Они универсальны.

С их помощью в XVIII веке был подорван трудами Вольтера и Руссо старый порядок во Франции.

Шаг первый. Целевой группе говорят: вы — умные, вы можете сами обо всём судить, а гадкие коммуняки и отсталые училки заставляют вас бездумно долбить устарелые, давно опровергнутые передовой мыслью догмы. Смотри, сколько на свете разных мнений! Ты можешь выбрать любое. (В терминологии французского Просвещения это называлось борьбой с предрассудками).

Молодняк воспринимает эти приятные для себя разговоры на ура: ничего общеобязательного, священного, о чём судить — не нашего ума дело — больше нет! Площадка расчищена.

И он делает Шаг 2. Вместо старого представления в уши заливается новое и прогрессивное. Даёшь плюрализм и свободу мнений! Подростки обожают всё яркое, искрящееся, переперченное. Поэтому всё альтернативное у них обречено на успех.

Нудная Мариванна учит: немцы были врагами и захватчиками — это давно известно, говорено-переговорено. А тут приходит тот, кто за свободу мнений и вкрадчиво предлагает считать их просто несчастными жертвами тоталитаризма. У каждого-де свой тоталитаризм: у них гитлеровский, у нас — сталинский, так что мы почти что и не враги вовсе, а братья по тоталитаризму. А? Каково? Вот это настоящее свободное мнение!

Кстати, широчайшим образом распространившееся антинаучное мракобесие коренится всё в том же самом: в отмене общеобязательной картины мира и свободе мнений, культивируемой со школьных лет. Если нет никаких общеобязательных истин, почему бы не принять на вооружение новейшую доктрину, что Земля… плоская. Да-да, есть и такая.

Сейчас ведётся большая работа по углублению Шага 1: объявлено, что не нужны не только общеобязательные знания, но и вообще факты знать не надо. Погугли — и будет тебе: города, реки, персоны. Это очень перспективная работа: в пустую голову можно закачать всё что угодно.

Это и есть технология «мягкой силы», которую мы не только не умеем применять — мы её и видеть-то не научились. А при столкновении с её результатами — только квохчем по-куриному.

Пока не будет общеобязательной, неуклонно транслируемой через школу картины мира, куда составной частью входит история, и пока картина мира эта не будет нашей картиной, а не чужой, — до тех пор будем биты.

Так что же — дети не должны думать, а должны только тупо зубрить, что велят? Основу — да, должны учить. Можно не тупо. Должны ли они думать? Очень даже должны. И дело учителей — направить их мысль по правильному и полезному пути. Школьникам есть, о чём подумать, поспорить, обсудить. Что посадить в школьном саду? Можно ли доказать теорему другим способом? Тогда, глядишь, меньше будет постыдных казусов, как с Колей-пацифистом.

Татьяна Воеводина 

Источник


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

История и государственная политика

Преподавание истории в России и политика

Великая Отечественная война — закончилась ли битва?

Великая Отечественная война в фокусе информационно-психологической войны против России

О проблемах преподавания истории в российских учебных заведениях — II

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...
Партия нового типа
Центр сулашкина