Конституционные оппозиционные чтения. 10. Экономическое устройство России

Русранд 9.04.2019 17:30 | Политика 35

Продолжаем разговор о том, какую Россию с неизбежностью придется строить всем нам после её освобождения от путинизма. Каков замысел, проект, чертеж такого строительства?

Мы идем по страницам проекта Конституции для будущей России. Это проект оппозиционный действующей ельцинской Конституции, политическому режиму, модели страны, которые выстроены в соответствии с действующей Конституцией 1993 года. Оппозиционный Путину и путинизму, оппозиционный настолько, что компромисс с действующей Конституцией в виде каких-то поправок невозможен, требуется её полная замена. Некоторые поправки в действующую Конституцию, которые предлагают то Володин, то Зорькин, то ещё кто-то, не меняют сущности модели путинизма.

Наша же задача отчетливая: переустроение страны, ликвидация всех мутаций, уродств, процессов деградации страны, расчеловечения, озверения российского гражданина, российского населения.

Для ее решения родился проект Конституции иной России, мы стараемся довести наш проект до сведения всего народа, специалистов, политиков, которые, я уверен, если для них не чуждо понятие нравственности, истинного человека и человечества, справедливости, труда, равенства человеческого достоинства, если для них не чужды понятия Родины, земли предков, поймут, что эта Конституция для всех людей подобной воли, подобного мировоззрения.

Но она, конечно же, напряжет тех, для кого привычны и предпочтительны паразитарные способы получения благ, садистские, античеловеческие антиценности. Всё остальное — это вопрос открытой, прозрачной, мирной, законной политической борьбы большинства нашего народа. Мы понимаем, что такого рода предложения для страны невозможно реализовать, если с нами не будет большинства народа нашей страны. Таков, если очень коротко, план.
Рассмотрим конституционные предписания экономического устроения страны.

Раздел 4. Экономическое устройство России

Этот раздел, пожалуй, один из самых напряженных в проекте Конституции, потому что он очень насыщен апелляциями к идеологической платформе, выбору ценностей. Либо это индивидуалистический либеральный, социал-дарвинистский для джунглей (человек человеку волк) выбор отношений собственности, производства, распределения, потребления. Либо это очеловеченное, то есть общественное, социальное устроение, которое базируется на научной теоретической, но и объективной социальной природе человека истинного. Указанное разъединение принципиально.

С другой стороны, сейчас последуют цитаты из несколько абзацев Советской Конституции, которые показывают, что бывает и вроде бы благонамеренная, но, тем не менее, демагогия, которая запрещала свободу человека в производстве, создании новой добавочной стоимости, в творчестве, в мотивациях индивидуального производительного труда. Подобные подходы нами не поддерживаются. Наша теоретическая платформа заключается в том, что крайние идеи: и левая — только государственная собственность, и правая — когда государственная собственность стремится к нулю, а все отдано частному собственнику и рынку, при том, что государство не вмешивается — не оптимальны по критерию эффективности всей системы государства и общества в целом.

Наша теоретическая модель синтетическая, она оптимальна и должна дать максимальный результат по критерию успешности страны в целом и максимальное всеобщее благо, которое включает благо всех и каждого. Про индивидуума мы не забываем, но объединяются и балансируется все интересы в социуме: индивидуума, групп интересов, общества в целом и государства. По нашей конституции государство не начальник и не надсмотрщик, как его пытаются представить в крайней правой либеральной идее, а социальная оболочка, созданная обществом во имя максимизации всеобщего блага.

На каждой странице, в каждом решении мы последовательно решаем задачу оптимального устроения страны, общежития людей, на старте ясно сказав, каков критерий успеха в этой оптимизации. Критерий это интересы следующих субъектов: человека, группы, общества и государства.
Начнём с очень поучительных экскурсов в соответствующие главы ельцинской и советской Конституций. В ельцинской Конституции экономике отведен самый минимум, потому что именно этим минимумом были решены главные праволиберальные полуфашистские задачи: частная собственность — везде, во всем и без ограничений, права и свободы для богатых. Вот соответствующие статьи.

Статья 7

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Это фарисейство в чистом виде, потому что без атрибутов, которые гарантировали бы социальность государства, эта статья не работает, поэтому и по всем формальным показателем и по сути жизни путинская модель нынешней России, конечно, контрсоциальное государство.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, …(Под поддержкой конкуренции они понимают разрушение монополий, в том числе и естественных монополий, и только. — С.С.)… свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Это их главный пункт, а дальше рынок и ОПГ регулируют всё под себя. Рынок под богатых, ОПГ под криминал.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Вот собственно и всё, что есть об экономике в ельцинской Конституции.

В советской Конституции, которая и поучительна, и иногда забавна, есть целая глава об экономике.

Глава 2. Экономическая система

Статья 10

Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.

О других видах собственности помимо собственности на средства производства ничего не говорится, как если бы существовала только эта единственная собственность. Но ведь, кроме средств производства, существует жилье, недвижимость, движимость, земля, природные ресурсы, интеллектуальная собственность.

Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.

Остается непонятным что же такое социалистическая собственность? Где это определено? Как именно? Получается, что нигде. Она объявлена и как государственная, и общенародная, и колхозно-кооперативная, и как имущество профсоюзов и общественных организаций. А вот имущества КПСС в этом перечне социалистической собственности не указано, а почему? КПСС по Конституции политическая организация, ядро политической системы СССР, но и что такое «ядро» не определено. В результате подобных умолчаний и преференций КПСС со временем превратилась в монопольную, замкнутую наверху, хунтоподобную правящую группировку, оторвавшуюся от народа, от общенародной собственности.
Таким образом, никаких правовых атрибутик социалистическая собственность в Конституции не получает. Зачем вообще нужна эта идеологическая номинация непонятно, в правовом отношении она излишняя.

Но идем дальше.

Статья 11 

Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.

Как государственная собственность становится общим достоянием здесь никаким образом не объясняется.

В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

Кстати сказать, основной городской жилищный фонд включен в перечень, а если это не город, а поселок, село? Далее описывается собственность колхозов и совхозов, введена личная собственность, основу которой составляют трудовые доходы. А вот и поразительный идеологический пункт советской Конституции. Мы только что отметили идеологическую основу экономических отношения в ельцинской Конституции, а вот, что записано в советской Конституции. Внимание! Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.

Удивительное идеологическое поражение.

Что такое личная нажива? Это доходы человека. Значит, получается, что никто не вправе использовать собственность для получения человеком доходов. А как быть с механизмом мотивации индивидуальной производительности труда, творческого куража и полета художника, или изобретателя-рационализатора, которые хотели бы творить, изобретать, своим трудом делать уникальные, полезные для людей вещи и получать за это доход? И второе, важное: личная нажива приравнивается к «другим корыстным целям».

Если человек или хозяйствующий субъект пожелают использовать собственность для того, чтобы наращивать общие доходы, то их деятельность признаётся предосудительной как деятельность с «корыстными целями и личной наживой». Эта теоретическая несусветица в нескольких словах, в нескольких нормах сделали Советский Союз настолько уязвимым, что итог стал таким, каким мы его знаем.

Тем не менее, советская Конституция очень важна, поскольку позволяет высветить напряженные вызовы конституционной уязвимости, и выработать иной, более правильный подход, в котором бы учитывались все интересы всех законных групп интересов, в котором частная собственность регулируется государством и социализируется, распределение добавочной стоимости справедливо для всех, в том числе и для собственника, но не приводит к паразитизму. Признание этих принципов мы и заложили в конструкцию будущей страны в проекте нашей Конституции.

Идем далее теперь уже по тексту нашей Конституции.

Раздел 4. Экономическое устройство России

Глава 24. Государство и экономика

Статья 98. Основания государственного регулирования экономической деятельности

1. Основными принципами государственного регулирования экономической деятельности в России являются:

а) признание необходимости экономической деятельности для обеспечения материальных основ реализации прав и обязанностей человека и гражданина, ответственности государства;

В ельцинской Конституции понятия ответственности применительно к государству нет, я это ещё раз напоминаю, что там есть такая формула: «в ведении государственных органов находятся». В нашей Конституции будущая страна пронизана институтом ответственности государства в рамках своих полномочий, в том числе ответственности санкционной: развалили, не добились поставленных целей, значит будете наказаны, каким бы президентом или депутатам вы не были.

б) приоритет общественного интереса при осуществлении экономической деятельности над личным интересом;

Кто-то скажет, что мы опять предлагаем Гулаг, но на самом деле, эти нормы в совокупности обеспечивают общественный баланс, ибо общественный интерес включает в себя и личный интерес. Совершенно понятно, что, если государство через социальное перераспределение не обеспечит ресурсы, не создаст науку, образование, повышение квалификации, специальные производственные комплексы, позволяющие увеличивать производительность труда, то и личные интересы, и личные доходы, и такие ценности как свободное время для развития, не будут реализованы. Иногда может показаться, что какая-то норма выглядит избыточной или радикальный, но на самом деле это не так, просто некоторые решения скомплексированы с другими балансирующими решениями.

в) баланс долгосрочных и краткосрочных целей экономической деятельности, баланс интересов нынешнего и будущих поколений;

Важнейший принцип, о котором в ельцинской Конституции вообще нет ни слова.

г) приоритет экономической деятельности, основанной на личном трудовом участии человека, над экономической деятельностью, не основанной на личном трудовом участии человека (рентной деятельностью);

В ключевом положении нашей Конституции записано: «государство поддерживает труд и ограничивает ренту» — то есть устанавливает порог доходности, маржи банков, торговой надбавки, за которым частная собственность и доход частного собственника становятся паразитарным механизмом. Но до этого порога они, при должном государственном ругулировании, социализированы — именно это мы программируем в нашей Конституции.

д) ответственность конкретных государственных органов и их должностных лиц за результаты распределения и перераспределения материальных благ, создаваемых в ходе осуществления экономической деятельности;

Сейчас мы увидим каковы механизмы такого перераспределения, не только бюджетного, но и внебюджетного в виде, так называемых, целевых фондов общественного потребления.

е) ресурсная эффективность и рачительное использование любых ресурсов в экономической деятельности;

Что такой ресурсная эффективность? Путинизм похоже не понимает природы отраслевой структуры национальных производительных сил. Экономика России в путинской модели становится все более сырьевой, а власти ни разу не показали понимания и рациональных идей по поводу того, как провести отраслевую структурную реформу, хотя разговоров на этот счет было много. У нас обозначен критерий для управления отраслевой структурой экономики: ресурсная эффективность, которая определяется не только по потреблению энергии и материальных комплектующих, но и по фондоотдаче.

Государство будет управлять классическими «кнутом и пряником»: субсидиями и налогами, мотивируя частный капитал, направляя государственный инвестиционный капитал, которые будут сдвигать отраслевую структуру в сторону максимальной ресурсной эффективности с максимальной фондовой отдачей. Это к часто задаваемому вопросу: а как конкретно вы будете запускать экономику? На основании проекта чертежа будущий страны мы будем решать оптимизационные задачи в многопараметрическом пространстве производства, распределения, потребления, прежде всего, в экономике короткого плеча, то есть на территории нашей страны, а уж потом решая вопросы её открытости, степени автаркичности и т.д.

ж) стимулирование роста величины добавочной стоимости и ограничение прибыльности в общественных интересах, разумное потребление и самоограничение потребления;

Это тот самый упомянутый выше механизм определения порога паразитизма и его укрощение. Эта норма вызовет к жизни не только прогрессивную ставку налогообложения на доходы физических лиц, но и прогрессивные ставки на сверхприбыль, конечно с учетом того, что в доходной части уже сделаны инвестиции, вклады на квалификацию, на инноватизацию и т.д. Только после выплаты всех налогов можно будет роскошествовать, например, купить себе яхту 100 метровой длины.

Государство будет ответственно за создание в стране общественной атмосферы, в которой труд вновь станет делом чести, доблести и геройства, а гламурная жизнь с наглой нормой превосходства над большинством, будет осуждаться. Среди богатых людей, конечно же, есть вполне достойные, но распоясавшиеся, потерявшие берега, многие из них вновь эти берега найдут. В США крупнейшие миллиардеры иной раз большую часть своего финансового капитала отдают на благотворительность, не позволяя своим детишкам становиться паразитами. А почему? Потому что есть понятие человеческих приличий, а они формируются в больших политико-психологических пространствах: воспитательных, пропагандистских, культурных, религиозных, а значит это в принципе возможно.

В каждой норме я вынужден отвлекаться на экскурсы в другие части Конституции, потому что решение каждой частной задачи, если это профессионально и по-честному, мы обязаны взаимоувязать со всеми остальными нормами Конституции. Работа эта невероятно сложная.

з) баланс государственных интересов и интересов хозяйствующих субъектов;

и) безусловное обеспечение социальной справедливости, в том числе в сфере труда и перераспределения материальных благ, создаваемых в ходе осуществления экономической деятельности;

Об этом было подробно рассказано в социальном разделе, и это будет пронизывает и пропитывает всю экономическую деятельность.

к) приоритетное развитие российских хозяйствующих субъектов и локализация капиталов, ресурсов на территории России.

Это означает, что ни железного занавеса с почти стопроцентной автаркией, ни напрочь распахнутых дверей, как сегодня в космополитической путинской России, из которой со свистом выносятся ресурсы страны, ущемлен суверенитет, создается уязвимость и зависимость от мира, ставшего недоброжелательным к России, не будет. Степень автаркичности, то есть соотношение закрытой части экономики (экономика короткого плеча) и её открытой части (трансграничные переносы) будет оптимальной. Она не может быть 0%, она не может быть 100%, она будет наилучшей и это предписывается в этой норме нашей Конституцией.

2. Основная цель государственного регулирования экономической деятельности заключается в достижении самодостаточности России, при которой обеспечиваются финансовая самостоятельность, оборонная, продовольственная, энергетическая и экологическая безопасность, сохранение и развитие человеческого потенциала в соответствии с установленными целями России …(Напомню, что цели России — это не журналистский штамп, а важнейший институт, который по нашей Конституции предписывается стране. Предвижу зубовный скрежет некоторых наблюдателей за нашей Конституцией: «Как? Это безумие! В современном мире, где глобализация и всеобщие коммуникации, вы рассуждаете про самодостаточность России?» А я повторю, что степень автаркичности будет оптимальной, и конечно не стопроцентной. Россия такое большое и сложное государство, которое в мире по своим размерам и некоторым показателям сложности устройства, является таким единственным. И если для княжества Монако или Швейцарии, или Лихтенштейна совершенно допустима специализация в мировом разделении труда при гарантии лояльности к этим государствам других мировых центров производства, то для России это, к сожалению, в полной мере недоступно. Поэтому и принцип самодостаточности при оптимальной норме автаркичности жизненно необходим, мы государство-цивилизация, такова наша природа. — С.С.)… Экономическое развитие является средством реализации высших ценностей России. Любая экономическая деятельность, ставящая под угрозу реализацию высших ценностей России, ограничивается или запрещается.

Это и есть государственной идеологии. Это не партийная идеология по типу советской демагогии о социалистической собственности, «личной наживе и других корыстных интересах», погубившей страну, а механизм реализации оптимальных, то есть наилучших решений, ведущих к максимальному всеобщему успеху.

3. Основу государственного регулирования экономической деятельности, отвечающего общественному благу и интересам Народа России, экономического развития страны составляет совокупность цивилизационно идентичных экономических факторов успешности России и иных факторов.

И опять важнейшая, практически математически выверенная, формула: цивилизационно идентичный фактор — это наши собственные решения. Перенести к нам успешные решения из других цивилизационных локалитетов в полной мере невозможно и вредно, что постсоветская практика либерального полуфашистского эксперимента так ярко показала, ярче некуда — народ России вымирает.

4. Для обеспечения сбалансированности экономического развития государство разрабатывает, принимает и реализует долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные программы развития, а также Доктрину экономического развития России.

Экономическая доктрина России на основе нашей 5-томной работы, как проект в виде федерального закона, уже разработана [1]. Разработана государственно-управленческая теория и методология подготовки доктрин, включающих в себя три обязательных атрибута. Доктрина — это ценностная манифестация, это нормативный документ, то есть закон, обязательный для исполнения, и это управленческий документ со всей необходимой управленческой атрибутикой.

Такого рода документы придут на смену смехотворным современным национальным проектам, на которые государство у олигархов копеечку выпрашивает. Государственное управление станет системным, полномерным, современным, включающим директивную и мотивационную компоненты.

5. Реализация Доктрины экономического развития России осуществляется путем применения мер государственного воздействия в форме инвестиционного, налогового, финансового, таможенного, тарифного, антимонопольного и иного регулирования, стимулирующего необходимое поведение хозяйствующих субъектов …(Это и есть мотивационное государственное управление. — С.С.)… а также путем установления ответственности хозяйствующих субъектов за ненадлежащее поведение …(Надо ли объяснять эту норму? Здесь заложена целая пирамида государственных регуляций, чтобы было, что называется, неповадно. — С.С.)… Государство поддерживает любые формы самоорганизации хозяйствующих субъектов, направленные на формирование культуры и этики экономической деятельности, развитие предпринимательской инициативы и конкуренции в целях достижения общественного блага. Государство поощряет экономическую деятельность, предполагающую личное трудовое участие граждан.

Самозанятые, микро, малый и средний бизнес нужно не гнобить, как делает нынешний режим, а поддерживать кредитами, особенно на старте. Мы знаем про закон 20/80, когда только 20% экономических малышей выживают, а около 80% банкротятся и это ещё в том случае, когда государство активно им содействует. А наш тяжелый случай прекрасно известен.

6. Государство может принимать участие в осуществлении экономической деятельности, в том числе путем создания юридических лиц, владения, пользования и распоряжения имуществом и иными способами, установленными законодательством России …(Доля государственной собственности во всей структуре российской собственности восстановится до оптимальной, оптимум находится в районе 50%-60%. Мы еще увидим в дальнейшем какого типа государственная собственность будет по преимуществу. — С.С.)… Федеральным законом могут устанавливаться виды экономической деятельности, осуществляемые исключительно государственными юридическими лицами (государственная монополия).

К таким видам деятельности очевидно принадлежит трансграничная деятельность, будут существовать гибкие формы, дающий доступ к ней хозяйствующим субъектам, но основные, максимально ликвидные, потоки вернутся государству, как и отрасли с максимальной нормой доходности, например, производство алкоголя, табака и др.

7. Государство несет ответственность за развитие инфраструктур жизнеобеспечения, хозяйственного, социального и экономического развития независимо от их формы собственности, …(Внимание! Независимо от форм собственности субъектов за развитие и жизнеобеспечение отвечает государство, именно оно создает условия, создает регуляции, наказывает за несоответствующее поведение. — С.С.)… обеспечивая опережающее развитие таких инфраструктур с учетом сбалансированности регионального развития.

Регионам стоит обратить внимание, что принцип территориальной справедливости на каждой странице проекта, буквально пронизывает нашу Конституцию.

8. Экономическая деятельность иностранных граждан, иностранных юридических лиц и иностранных государств на территории России осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, и не должна наносить ущерб государственному суверенитету и экономическим интересам России, природной среде и культуре России, её гражданам.

Этот пункт по смыслу прямо противоположен сегодняшней практике путинизма в этой сфере, когда растранжиривается государственный суверенитет, возможности будущих поколений.

Статья 99. Участие государства в экономической деятельности

Либералы тут должны вздрогнуть, поскольку их идеал это отсутствие государства в экономической деятельности.

Государство осуществляет следующие функции в сфере экономической деятельности:

а) выработку экономической политики и координацию её осуществления с социальной и демографической политиками, политикой сохранения и развития человеческого потенциала России;

Напомним себе, что по нашей Конституции проблема народосбережения наиважнейшая, и никакой частный капитал такие задачи не поставит.

в) обеспечение безопасности ведения производственной деятельности посредством установления обязательных требований в сфере безопасности, осуществления надзорной и контролирующей деятельности, содержание служб прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

Это общегосударственная система и конечно частный капитал этим также никогда заниматься не будет.

г) поддержка деятельности юридических лиц в сферах жизнеобеспечения, в которых негосударственные юридические лица не могут обеспечить приемлемой социальной эффективности;

д) поддержка деятельности юридических лиц в отраслях, обеспечивающих население товарами массового спроса, с целью поддержания конкуренции и установления приемлемых стандартов обслуживания и уровня цен, обеспечение населения товарами массового спроса в кризисных условиях;

Государство вновь станет опорой и надежей. И если российский гражданин и будет на что-то надеяться, кроме бога, судьбы, удачи и самого себя, то это будет государство. Наша Конституция обеспечит обоснованность таких надежд.

е) осуществление инвестиций в проекты с высокой степенью риска и (или) длительным сроком окупаемости, необходимые для России и малопривлекательные для частного капитала.

А сейчас Путин ходит к олигархам с протянутой рукой, потому что загубили бюджет, доходную (не экспортную) базу бюджета.

Статья 100. Единство экономического пространства

1. Федеральные государственные органы обеспечивают единство экономического пространства, свободное перемещение трудовых ресурсов, не запрещенных к обороту товаров и услуг, финансовых средств на территории России.

2. Ограничения перемещения трудовых ресурсов, товаров и услуг, финансовых средств могут вводиться в соответствии с федеральным законом в случае необходимости обеспечения безопасности России.

Статья 101. Конкуренция и естественные монополии

Сразу должен сказать, что наш теоретический подход (а мы разработали проект закона [2] о конкуренции и Доктрину государственной конкурентной политики в Российской Федерации [3]) отличается от либерального, в котором содействие конкуренции заключается только в борьбе с монополиями и картельными сговорами. Наше понимание добавляет важнейшее: поддержку создания множества хозяйствующих субъектов, которые конкурируют друг с другом. То есть, не попытки расколоть естественной монополии, которые нужны и будут существовать, а стимулированное создание новых частных хозяйствующих субъектов и крупного, и среднего, и малого, и микро бизнеса.

1. Государственные органы поддерживают конкуренцию путем стимулирования роста количества хозяйствующих субъектов и предотвращения злоупотребления монопольным положением.

С злоупотреблениями естественных монополий надо бороться, а не с самими монополиями. Они по определению наиболее эффективные хозяйствующие субъекты в конкретных условиях.

2. Государство защищает конкуренцию от недобросовестных действий.

3. Для достижения общественного блага государство создает естественные монополии, находящиеся в исключительной государственной собственности. Деятельность естественных монополий регулируется государством на основе принципов баланса интересов и равенства всех хозяйствующих субъектов и потребителей.

Статья 102. Достижение целей России и государственные фонды общественного потребления

1. Государство несет ответственность за достижение целей России.

Нужно постоянно помнить один из главных наших тезисов: «Государство отвечает за всё». В данном случае он конкретизируются в виде ответственности за достижение целей России.

2. Государство несет ответственность за справедливое распределение национального дохода через механизмы налогового регулирования, социального обеспечения и иными способами. Для обеспечения государственной поддержки достижения целей России государством создаются государственные фонды общественного потребления в форме государственных внебюджетных фондов в порядке, установленном законодательством России.

Это та самая основа, реальные механизмы, которые обеспечивают то, что называется бесплатным образованием, здравоохранением, рекреацией. Естественно они не бесплатные, они финансируются и организуются в установленном бюджетном порядке. И это обязательно будет, потому что такие решения позволяют достичь максимума в многопараметрической задаче оптимизации общего успеха страны.

Глава 25. Экономические ресурсы

Статья 103. Трудовые ресурсы

1. Государство обеспечивает количественное и качественное воспроизводство трудовых ресурсов, необходимый для достижения целей России уровень квалификации работников.

А это уже проекции на систему образования, мониторинга потребностей экономики и бизнеса в кадрах, государственный заказ и государственным, и негосударственным ВУЗам о целевой подготовке и так далее.

2. Государство управляет миграцией трудовых ресурсов внутри страны, эмиграцией и иммиграцией, создает условия для участия физических лиц в программах переселения, осуществляемых работодателями.

Я не думаю, что нужно комментировать столь очевидные вещи как то, что трудовой миграцией, распределением производительных сил по территории страны тоже нужно управлять, и что никто, кроме государства, этим заниматься не может.

Статья 104. Основные фонды

Государство принимает меры по сохранению и обновлению основных фондов, в том числе путем стимулирования их собственников.

При Путине степень износа основных фондов нарастает, несмотря на бесконечные разговоры о модернизации. Износ основных фондов нарастает в том числе потому, что в нынешней Конституции такой нормы нет, а, следовательно нет соответственно наработок и идей как этого добиваться.

Глава 26. Собственность в России

Здесь как в нервном узле сконцентрированы идеологические стыки, и я о них в самом вначале рассказывал.

Статья 105. Формы собственности и права собственности

1. Наличие собственности призвано обеспечить права и обязанности человека и гражданина, их объединений и юридических лиц, полномочия и ответственность государства, устойчивость жизнедеятельности и достижение целей России.

Это к вопросу о реализации сквозного института гарантий. Без этого института права и свободы человека не гарантируются, что подтверждается в сегодняшней путинской России — попробуйте здесь воспользоваться своим правом избирать и быть избранным.

2. В России государством признаются и защищаются равным образом все формы публичной и частной собственности …(Возник термин «публичная собственность». В ельцинской Конституции обозначены два уровня государственной власти — федеральный и региональный, а муниципальный уровень отнесен к местному якобы самоуправлению. Мы эту ошибку сегодняшнего административного устроения страны исправляем: все эти уровни становятся уровнями публичной (государственной) власти и владеют соответственно публичной собственностью. — С.С.)… Формы собственности устанавливаются федеральным конституционным законом.

3. Публичная собственность …(То есть государственная всех уровней. — С.С.)… обеспечивает гарантии и служит материальными основами реализации прав и исполнения обязанностей объединений граждан, некоммерческих юридических лиц (некоммерческая собственность), полномочия и ответственность государства (государственная собственность).

4. Государственная собственность обеспечивает гарантии и материальные основы реализации государственных полномочий и ответственности. К государственной собственности относятся объекты, признанные достоянием Народа России, а также иные материальные и нематериальные объекты, владение, пользование и распоряжение которыми осуществляется преимущественно в целях достижения всеобщего блага и социальная эффективность использования которых при нахождении в иных формах собственности была бы существенно ниже.

Совершенно рациональны обстоятельства, при которых частному капиталу что-то отдаваться не будет, потому что в этом случае большие кооперативные эффекты будут слабее, а это, в свою очередь, в законе о национализации и приватизации, до которого скоро мы дойдём, будут отражены детально.

5. Иностранные государства вправе приобретать недвижимое имущество на территории России исключительно в целях размещения дипломатических представительств и консульских учреждений. Порядок купли-продажи недвижимого имущества на территории России устанавливается федеральным конституционным законом.

Купить страну никому не будет позволено.

6. Частная собственность обеспечивает гарантии и материальные основы реализации прав и исполнения обязанностей человека и гражданина, хозяйствующих субъектов. Правомочия собственности осуществляются свободно, если это не наносит ущерба государственным и общественным интересам и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

А если нарушает и наносит ущерб, то начинают работать принципы и механизмы социализации частной собственности. Не экспроприации — отобрать, и собственника на фонарь повесить, — а социализации, то есть регулирования.

7. В отношении частной собственности, используемой для осуществления предпринимательской деятельности (предпринимательская собственность), и частной собственности, используемой для необходимого и достаточного удовлетворения личных потребностей граждан (личная собственность)…(Здесь очевидна перекличка с опытом Советского Союза, но только не в смысле копирования демагогии и неудач, а в смысле учета ошибок, их преодоления и шага вперед. — С.С.)… федеральным конституционным законом устанавливаются различные режимы регулирования.

8. Федеральным конституционным законом могут устанавливаться ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в отношении приобретения ими права собственности на недвижимое имущество на территории России.

И это совершенно естественно.

Статья 106. Достояние Народа России

Эта статья совершенно точно не про «Газпром — достояние России», потому что Газпром — достояние известного «семейства».

1. Материальные и нематериальные объекты, в том числе представляющие историческую, культурную, духовную ценность, жизненно важные природные ресурсы, инфраструктуры обороны, транспорта, энергетики, связи, информации, имеющие федеральное значение, признаются достоянием Народа России в соответствии с федеральным конституционным законом.

А значит ни в какую частную собственность они попасть уже не смогут.

2. Достояние Народа России …(Здесь опять нужен теоретический экскурс. В советской Конституции значилась социалистическая собственность, она же государственная, и она же еще общенародная собственность. Зачем понадобился такой тройной слоёный пирог? Вероятно для пафоса, для идеологического разогрева, для фанфар. Наша формула достояния Народа — как бы алгоритмизирована с точки зрения реализации, ибо от благ народ должен получать бонусы и бенефиты, и кто-то этим должен оперировать. А кто? Конечно государство. Поэтому, оператором, по старому сказать, общенародной собственности, а по нашему, достояния Народа России, является государство и это в явном, системном виде в нашей Конституции записано. Это очень не похоже на россказни на одной страничке о «десяти шагах к достойной жизни» или на двух страничках о «двадцати шагах» туда же, которые совершенно не входят в озабоченность о том, как же это всё регулировать. — С.С.).

2. Достояние Народа России находится в исключительной федеральной собственности. Доходы от использования достояния Народа России зачисляются в федеральный бюджет и государственные фонды общественного потребления и используются в интересах всего Народа России в соответствии с целями России …(Они выписаны в Конституции России. — С.С.)… в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Вот такая четкая система и механизм.

Статья 107. Исключительная федеральная собственность

1. Жизненно важные природные ресурсы России являются достоянием Народа России.

Вот ответ на часто задаваемый вопрос о том, в чей собственности будут находиться природные ресурсы. Явно и точно записано, что в собственности всего Народа России.

2. К жизненно важным природным ресурсам относятся водные, воздушные и лесные ресурсы, …(Никаких «хозяев» в русском лесу не будет, от которых леса горят, и которые отдают их в субаренду соседнему государству на юго-востоке нашей страны и тому подобное. — С.С.)… недра и полезные ископаемые, за исключением общераспространенных, …(Это такие, щебенка, песок и подобное, чтобы местные дорожные службы к деревням дорогу подсыпали — С.С.)… исчезающие виды растений и животных.

3. Жизненно важные природные ресурсы в естественном состоянии находятся в исключительной федеральной собственности. Приватизация таких ресурсов, а также передача их в собственность субъектов России и муниципальных образований запрещается. (Сейчас даже федеральные ресурсы путинизм фактически приватизировал — С.С.).

Вот как будет построен исключительный механизм реализации интересов всего народа через достояние Народа России.

4. Добытые полезные ископаемые, относящиеся к жизненно важным природным ресурсам, являются федеральной собственностью …(Сейчас творится следующее жульство: нефть, которая является федеральной собственностью, выкачанная частной компанией вдруг становится частной собственностью этой компании — что является скрытой приватизацией, а точнее сказать грабежом народа. Наш механизм, как видно, исключает такую возможность. — С.С.)… Порядок их отчуждения устанавливается федеральным конституционным законом.

Что значит отчуждение? Продать выкачанную нефть сможет даже частная компания, но нефть не перестаёт быть при этом федеральной собственностью, она достояние Народа России. Соответственно, собственник после продажи выкачанной нефти получит свою маржу за труд по добыче, но доход от продажи самого ресурса пойдет в бюджет, целевые фонды общественного потребления, всему народу на бесплатное образование, на достойное здравоохранение и прочее.

5. Использование жизненно важных природных ресурсов осуществляется в порядке и на условиях, установленных федеральным конституционным или федеральным законом.

6. Каждому обеспечивается равный доступ к жизненно важным природным ресурсам.

А именно, через механизм, который только что в деталях был на страницах нашей конституции сформирован.

7. Государство обеспечивает минимизацию ущерба природным ресурсам от хозяйственной деятельности.

Не частник «хозяин» в лесу, а государство будет гарантировать воспроизводство наших ресурсов.

Статья 108. Собственность на природные ресурсы, не относящиеся к жизненно важным

Это тот самый песок, гравий, щебенка.

1. Природные ресурсы, не относящиеся к жизненно важным, могут находиться в частной, государственной и иных формах собственности.

2. Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, не относящимися к жизненно важным, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Здесь мы считаем принципиально важным и конструктивным защитить свободу предпринимательства, естественно, только до того порога, за которым начинается паразитизм и она работает как мотивация производительности труда, творчества, создания рабочих мест, прогресса.

3. Владение и пользование природными ресурсами, не относящимися к жизненно важным, может осуществляться иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами в соответствии с федеральным конституционным или федеральным законом.

И это также гибкий механизм регулирования, а не идеологической догматики.

Статья 109. Собственность на землю

Это тоже очень плотный нервный узел. Принципы, которые мы закладывали описывая этот вид собственности, те же, что и всегда: максимизация общего успеха, задействование мотивационных механизмов, инноваций, прогресса, творчества, развития, создание рабочих мест, рациональное использование ресурсов и так далее. Есть такой метод спора, когда оппоненты выписывают последовательно все спорные тезисы, последовательно их обсуждают и приходят к согласованному мнению. Так действовали мы c нашими оппонентами и в этом случае. Я говорил: собственность на землю должна содействовать рачительному землепользованию, повышению эффективности, безопасности, должна быть институтом справедливости в стране, ты согласен? Тогда распишись пожалуйста. И так мы проходили по всем нашим и не нашим доводам.

Я имел беседы с совершенно стальными, кремневыми левыми коммунистами-сталинистами, а разговор был именно на эту тему. Я их спрашивал — что вы хотите, организуя отношения собственности в стране: роста производительности труда, рабочие места, фонд оплаты труда, прогресс, инновации и инноватизацию? Да, честно отвечали они на мой вопрос. Или все-таки ваша цель (именно цель (!), а не средство) — это искоренение частной собственности? Так нет, честно они отвечали мне, мы ведь уже цель признали! Отношения собственности — это не цель, это средство! Так тогда за цель и боремся, а не за то, чтобы вместо всех благих (от слова благо) целей реализовывать цель ликвидации частной собственности. «Вам нужны шашечки на такси или вы ехать на нем хотите?» — спрашивал киногерой.

Людям долго вбивали в голову, что для всего этого нужно ликвидировать частную собственность, «личную наживу и другие корыстные побуждения» — как записано в советской Конституции, и чего добились? Ведь эксперимент был действительно историческим. Это не догадки профессора, это реальный масштабный опыт. Поэтому, если последовательно, по-честному, разбирать всю логическую систему обоснований решений, которые мы выдвинули в нашей конституции, то большинство с нами согласится.

Итак.

1. Земля может находиться в частной, государственной и иных формах собственности. Физические и юридические лица вправе иметь в частной собственности земельные участки. Условия, порядок пользования и оборота земельных участков определяются федеральным конституционным законом.

В законе будут ограничения, связанные с конкуренцией и монополиями, ограничения, которые не позволят продажу родины по кускам, будут ограничения в части справедливости: латифундистов и помещиков у нас не будет. А вот кусок земли под собственным домом — будет в собственности. Земля для сельхозпроизводства будет в собственности. Земля под заводом, который построит частный инвестор, будет в его собственности.

2. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенных пунктов и предназначенные для нужд сельского хозяйства. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться исключительно для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

И никаких коттеджей или частных аэродромов.

3. Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями, — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Нарушение правил использования таких земельных участков ведет к изъятию их у собственников в пользу государства.

Это и есть социализация частной собственности: нарушил правила и регуляции — лишаешься собственности.

4. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом России и на иных особо охраняемых в соответствии с федеральными законами территориях России. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности сельскохозяйственными угодьями.

Итак, еще раз. Кусок земли под домом, как гарантия для собственника, что никто не придет и не выгонит его из дома, потому что земля под домом не его Кусок земли для инвестора, который хочет и может построить завод, создать рабочие места, но не будет строить, если земля ему не принадлежит и нет гарантий, что в один прекрасный момент не придут бульдозеры и не снесут этот завод. Эти регуляции появились из того самого списка логически рациональных доводов и принципов организации отношений собственности в интересах человека, общества и государства.

Статья 110. Интеллектуальная собственность

Это важнейшая вещь, потому, что из-за отсутствия регуляций в этой сфере сейчас очень развита ее паразитарная функция. Композитор, художник, писатель создал предмет интеллектуальной собственности, имеет авторские права. А внуки и правнуки на ней наживаются, а с каких пирогов, ничего не сделав? Доступ общества к этим культурным ценностям ограничен. Почему это, зачем? Просто люди хотят жить как паразиты. Роялти, то есть оплата труда через институт авторского права, позволяющая творцам создавать новые продукты культуры и искусства, будет обязательно, как и свобода художника и творчества. А вот паразитизма не будет и будет обеспечиваться доступность информации и культурных ценностей для общества.

1. На охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальную собственность) признаются интеллектуальные права, включающие исключительное право, являющееся имущественным правом, а также личные неимущественные права и иные права.

Скучный текст, но ведь я и не обещал сказки на ночь. Это профессиональный текст основного закона страны, это не десять с половиной шагов к достойной жизни некоторых левых партий.

2. Интеллектуальная собственность охраняется и может быть ограничена в соответствии с федеральным конституционным законом.

О чем я только что и говорил.

Статья 111. Приватизация и национализация

Любители пустых словес очень любят эту тему: «национализируем Центральный Банк России! Национализируем российскую власть!». А тема отношений собственности, механизма преобразования собственности из частной в государственную — национализация, и обратный процесс — приватизация, профессиональная и требует профессионального отношения.

1. Приватизация и национализация осуществляются в соответствии с высшими ценностями России и целями России на основе баланса государственных, общественных и личных интересов.

То есть, и национализация, и приватизация осуществляются не от балды или правых или левых догматик, а в соответствии с высшими ценностями России и целями России. Во имя того самого оптимального многопараметрически достигаемого всеобщего блага для всех и для каждого.

2. Государство регулирует отношение совокупного объема государственной собственности к совокупному объему негосударственной собственности в интересах Народа России.

Что это за показатель? Это доля государственной собственности во всем совокупном имуществе. Государство в интересах народа регулирует этот показатель на уровне не 0% и не 100%, а оптимального значения.

Мы так часто напоминаем, что решения, которые приводят к наибольшему успеху для всех не крайние, а оптимальные, что наш настоящий социализм могли бы назвать «оптимальным социализмом», или социализмом от слова оптимальный — «оптимистическим социализмом, да он таким и будет, когда все это придет в жизнь!

3. Имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано его собственником в собственность физических и юридических лиц в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом.

Это и есть приватизация.

4. Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности физических и юридических лиц (национализация), производится на основании федерального конституционного закона с компенсацией стоимости этого имущества и других убытков.

Здесь имеются ввиду убытки не только у собственника, но и у государства, если эта собственность была украдена или нанесла имущественный ущерб государству и обществу.

Статья 112. Защита собственности

1. Право собственности охраняется федеральным конституционным законом.

2. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по судебному решению. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд не допускается, за исключением случаев, установленных федеральным конституционным законом и при условии предварительного и справедливого возмещения.

Конечно, вы вправе сказать, где вы видели, чтобы российские суды были неподкупны? Не видели, но это же при путинизме, а в будущей России системные решения будет предприняты и в отношении судебной системы.

3. Любые сделки, приводящие или приведшие к лишению какого-либо личного имущества, если такое лишение создает (создало) угрозу для реализации прав и свобод человека и гражданина в отношении собственника такого имущества и лиц, находящихся на его иждивении, ничтожны …(То есть, отнять у человека последние жилье и выкинуть его на улицу никому не удастся! — С.С.)… Любые обременения, в том числе взимание налогов и сборов, в отношении личного имущества должны устанавливаться с учетом имущественного положения собственника и лиц, находящихся на его иждивении, и не должны вынуждать собственника к совершению указанных сделок.

Мы прошли с вами раздел, вы убедились, что прочитанное и прокомментированное представляет собой систему, порождающую целый шлейф реализующих её механизмов, заложенных как в тексте Конституции, так и в доктринах и законах, её подпирающих. Таким образом, Конституция генерирует всё государственное строительство и государственное управление.

Надеюсь, что все увидели и убедились, что проблема избавления от лево-правой догматики, демагогии, доктринерства (все слова оказались на букву «д», видно не случайно, нужно добавить последнее слово — дурости) была непростой задачей. Тяжело проходит трансформация понимания в головах очень искренних, патриотичных, нравственных людей, этот трудный путь мы с экспертами прошли раньше, сейчас проходим его вместе с вами, давайте поможем пройти этот трудный путь понимания большинству, всему нашему народу.



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Сулакшин С.С. и др. Экономическая доктрина Российской Федерации (макет-проект). Монография. — М.: Научный эксперт, 2008. — 360 с.

[2] Сулакшин С.С. и др. Пакет законодательной инициативы по проблеме стимулирования конкуренции и совершенствования мер ее защиты (проект Конкурентного кодекса Российской Федерации). — М.: Научный эксперт, 2010. — 272 с.

[3] Сулакшин и др. Доктрина государственной конкурентной политики в Российской Федерации (макет-проект). Монография — М.: Научный эксперт, 2009. — 192 с.


Автор Степан Степанович Сулакшин — председатель Партии нового типа, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.


ПРЕДЫДУЩИЕ ЗАНЯТИЯ ЦИКЛА

Конституционные оппозиционные чтения. 1. Зачем нужна Конституция

Конституционные оппозиционные чтения. 2. С чего начинается Конституция

Конституционные оппозиционные чтения. 3. Высшие ценности России

Конституционные оппозиционные чтения. 4. Государство и религия. Безопасность и развитие

Конституционные оппозиционные чтения. 5. Права и обязанности человека и гражданина в России

Конституционные оппозиционные чтения. 6. Права и обязанности человека и гражданина в России. Часть 2

Конституционные оппозиционные чтения. 7. Народ России

Конституционные оппозиционные чтения. 8. Социальное устроение страны

Конституционные оппозиционные чтения. 9. Социальное и гуманитарное устройство России. Труд

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора

Популярное за неделю