Конституционные оппозиционные чтения. 16.2. Парламент России

Русранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин 25.10.2019 17:50 | Политика 42

Статья 164. Выборы палат Народного собора России

1. Депутаты Земского собрания избираются в субъектах России на всеобщих равных и прямых выборах при тайном голосовании на срок… (Внимание, это новшество. — С.С.) … от двух до пяти лет в соответствии с уставами субъектов России. Депутат Земского собрания начинает осуществлять свои полномочия с момента объявления итогов голосования избирательной комиссией субъекта России.

Сами субъекты России сочтут, что для них более правильно: избирать своего представителя на два года и ротировать или на пять лет и только после этого ротировать. Это приведет к живой динамике обновления состава Земского собора в отличие от того, что происходит с сенаторами сейчас, когда они чуть ли не пожизненно прописываются в Совете Федерации. И все у них лично хорошо, в отличие от представляемых ими регионов. У нас представители регионов — депутаты Земского собрания будут избираться народом своих субъектов.

2. Собрание народных представителей состоит из:

а) 199 депутатов Собрания народных представителей, избираемых сроком на пять лет на всеобщих равных и прямых выборах при тайном голосовании по территориальным округам, определяемым пропорционально населению;

Это первая почти половина состава депутатов, а для оставшихся, применены два новшества. Вот первое из них.

б) председателя Собрания народных представителей, избираемого сроком на пять лет на всеобщих равных и прямых выборах при тайном голосовании по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию России;

Это будет серьезная фигура. И второе новшество.

в) 200 депутатов Собрания народных представителей, избираемых сроком на пять лет путем выдвижения депутатов от общественных объединений (за исключением политических партий).

Это новшество очень важно. Новый принцип позволит избежать или, по-крайней мере, уменьшить вредоносность мутации интересов, когда человек, попадая на пять лет в теплое кресло, получая хорошую зарплату, перестает волноваться о своих избирателях, отрывается от их интересов. Сегодня это абсолютная болезнь парламента. Как с этим бороться?

Если депутата изберет, например, Всероссийское объединение инвалидов, то, члены объединения, во-первых, точно знают свои интересы, во-вторых, знают степень компетентности своих представителей-кандидатов, в-третьих, кандидат из их же среды, его можно контролировать, с ним легче быть на связи и он гарантированно может транслировать в палату парламента общие интересы. Таких всероссийских объединений, конечно же регистровых, состоятельных и авторитетных, наполненных компетенцией, профессиональностью и ответственностью, будет ровно столько, сколько значимых социально-профессиональных когорт населения в нашей стране. От молодежи, от пожилых, чтобы так не издевались над пенсионным законодательством, от людей в погонах, от творческих объединений, от высшей школы, от науки, промышленности, сельского хозяйства и т. д. Каждое такое регистровое общественное объединение страны будет посылать своих компетентных, контролируемых и — мы полагаем — не мутирующих посланников в нижнюю палату Парламента.

3. Члены политических партий… (Это тоже новое. — С.С.) …избираются в Собрание народных представителей в соответствии с пунктом «а» части 2 настоящей статьи на общих основаниях. Фракции политических партий образуются в Собрании народных представителей из числа членов партий, избранных в Собрание народных представителей.

Избрался по округу член какой-то партии и уже в Парламенте со своими коллегами-однопартийцами сможет образовать партийную фракцию — такой механизм позволит сохранить связь депутатов со своими избирателями, обеспечит контроль и доверие этой партии. А как сейчас выглядит этот механизм? Три известных «героя» в головке списка, которые в итоге оказываются просто паровозами и в Госдуму не идут, плюс административный ресурс и мешок с черными котами — партийный список людей, которых никто может и не знать. И чьи они в таком случае представители? Случайные люди, партийные карьеристы. Совершенно предосудительная схема, именно поэтому мы ее отменим.

4. Кандидатами в депутаты Земского собрания могут быть выдвинуты граждане России, непрерывно проживавшие в соответствующем субъекте России не менее 10 лет и имеющие стаж работы в законодательных либо исполнительных органах субъектов России, либо местных государственных органах не менее двух лет.

Никаких пенсионеров и кремлевских ставленников от регионов больше не будет, не будет и случайных людей, потому что появляется требование предварительной службы в два года во властных органах субъекта. Послужи, узнай что почем, приобрети квалификацию хотя бы на этом уровне — вот тогда тебе субъект доверит быть представителем в Земском собрании.

5. В территориальном округе в качестве кандидатов в депутаты Собрания народных представителей могут быть выдвинуты граждане России, непрерывно проживавшие в соответствующем территориальном округе субъекта России не менее 10 лет.

6. Выдвижение кандидатов в депутаты палаты Народного собора России осуществляется гражданами и общественными объединениями (кроме политических партий).

Это наше новшество активизирует и сделает более значимыми институты гражданского общества.

7. Депутаты палат Народного собора России могут быть отозваны соответственно избирателями соответствующего субъекта России, территориального округа или общественного объединения.

И это тоже новшество.

8. Порядок формирования и деятельности палат Народного собора России, выдвижения кандидатов, избрания и отзыва депутатов палаты Народного собора России, председателя Собрания народных представителей устанавливается федеральным конституционным и федеральным законами.

Как именно это все рамочным образом организовано мы еще увидим в последней части нашей Конституции.

Статья 165. Неприкосновенность депутатов палаты Народного собора России

1. Депутаты палаты Народного собора России обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску в связи с исполнением полномочий депутата палаты Народного собора России, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным конституционным законом для обеспечения безопасности других людей.

Эта норма фактически означает, что институт неприкосновенности депутатов будет пересмотрен, а принципы, по которым это будет происходить, здесь уже намечены.

2. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора России соответствующей палатой Народного собора России.

Статья 166. Ответственность депутата палаты Народного собора России

В случае неисполнения или ненадлежащего осуществления депутатом палаты Народного собора России своих полномочий он несет ответственность в соответствии с федеральным конституционным законом.

А Федеральный закон «О политической ответственности публичных должностных лиц в Российской Федерации» у нас уже готов. Можно обрести власть и сходу принимать нужные законы.

Статья 167. Компетенция Земского собрания

1. К компетенции Земского собрания относятся:

а) одобрение федеральных конституционных и федеральных законов, одобренных Собранием народных представителей, в том числе федерального закона о федеральном бюджете и об установлении налогов;

б) проведение согласительных процедур с Собранием народных представителей;

Эта процедура между палатами Парламента опирается на симметричные полномочия обеих палат.

в) оценка ежегодных посланий Президента России и Правительства России Народном собору России, в том числе по вопросам, поставленным Земским собранием;

Внимание, верхняя палата Парламента будет давать оценку посланию Президента в виде обсуждения и постановления. И, если вместо послания опять будут мультики, развлекашки и прочие PR — трюки, то оценка будет соответствующей. Это и есть баланс, механизм сдержек и противовесов.

г) утверждение изменения границ между субъектами России;

д) утверждение указов Президента России о введении в стране особых режимов, об использовании Вооруженных сил России за пределами территории России;

Эти нормы тоже выступают как балансир полномочий Президента.

е) решение вопросов об объявлении и прекращении войны;

ж) назначение выборов Президента России и Вице-президента России;

Они оба избираются одновременно и в паре.

з) отрешение Президента России и Вице-президента России от должности;

и) назначение на должность судей Конституционного суда России, Верховного суда России, Высшего арбитражного суда России по представлению Президента России;

к) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора России по представлению Президента России;

л) назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты России и половины состава ее аудиторов по представлению Президента России;

м) проведение парламентских слушаний и расследований, в том числе с вызовом на них представителей государственных органов.

2. Земское собрание принимает постановления по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией России.

3. Постановления Земского собрания принимаются большинством голосов от общего (конституционного) числа депутатов Земского собрания, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией России.

4. Земское собрание не вправе делегировать полномочия по принятию решений по вопросам, отнесенным к сфере его компетенции Конституцией России, иным органам и лицам.

Статья 168. Компетенция Собрания народных представителей

1. В компетенцию Собрания народных представителей входит:

а) одобрение федеральных конституционных и федеральных законов, в том числе федерального закона о федеральном бюджете и об установлении налогов;

б) проведение согласительных процедур с Земским собранием;

в) решение вопроса о доверии Правительству России и отдельным федеральным министрам… (Внимание, это новшество: отдельные провалившиеся министры Правительства России могут быть отправлены в отставку в соответствии с новой Конституцией России. — С.С.) …в соответствии со статьей 176 Конституции России;

г) оценка ежегодных посланий Президента России и Правительства России Народному собору России, в том числе по вопросам, поставленным Собранием народных представителей;

Нынешняя Госдума ничего, кроме бурных и продолжительных аплодисментов посланию Путина предъявить не хочет, не может и не уполномочена. Будущая нижняя палата новой Конституцией обязывается давать оценку ежегодным посланиям, и эти оценки будут не песнопением, а профессиональными, корректными и достоверными — это очень важно в укреплении дееспособности института президентства.

д) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты России и половины состава ее аудиторов по представлению Президента России;

е) назначение на должность и освобождение от должности председателя Государственного банка России по представлению Президента России;

Государственного банка России, а не Центрального банка России, как сейчас.

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения для отрешения Президента России и Вице-президента России от должности;

Теперь становится более понятным почему председатель нижней палаты Парламента, выдвигающий обвинения для импичмента Президента, должен быть фигурой весомой, избранной всем народом? Чтобы этот институт был работоспособным.

и) проведение парламентских слушаний и расследований, в том числе с вызовом на них представителей государственных органов.

2. Собрание народных представителей принимает постановления по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией России.

3. Постановления Собрания народных представителей принимаются большинством голосов от общего (конституционного) числа депутатов Собрания народных представителей, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией России.

4. Собрание народных представителей не вправе делегировать вопросы, отнесенные к его компетенции Конституцией России, иным органам и лицам.

Статья 169. Заседании палат Народного собора России

1. Палаты Народного собора России заседают раздельно.

2. Заседания палат Народного собора России являются открытыми. В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, они вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты собираются совместно для:

а) заслушивания ежегодного послания Президента России и Правительства России Народному собору России;

Это будет послание не просто Президента, а Президента и Правительства, потому что Президент будет руководителем Правительства. То есть послание будет от той ветви власти, которая не властвует, не пиарится, а реально управляет и должна отвечать за результаты этого управления.

б) решения вопроса о вынесении предупреждения Президенту России;

А о чем предупреждение? Мы об этом уже говорили: о неполном служебном соответствии. Накопит Президент такие меточки — отправится на импичмент.

в) формирование нового Правительства России или заполнение вакансий федеральных министров в соответствии со статьей 117 Конституции России;

Эта статья еще впереди, но, опережая события, скажем, что такая норма возникает в том случае, когда Президент по какой-то причине не сформировал Правительство или не назначил необходимого в его структуре министра. В этом случае данным вопросом занимается палата.

г) объединенных парламентских слушаний;

д) заслушивания выступлений руководителей иностранных государств;

е) решения иных вопросов в соответствии с постановлениями обеих палат.

4. Собрание народных представителей собирается на первое заседание на тридцатый день с момента объявления итогов голосования Всероссийской избирательной комиссией. Президент России может созвать заседание Собрания народных представителей ранее этого срока. Первое заседание Собрания народных представителей открывает старейший по возрасту депутат.

5. С момента начала работы Собрания народных представителей нового созыва полномочия депутатов Собрания народных представителей прежнего созыва прекращаются.

Статья 170. Роспуск палат Народного собора России

1. Палаты Народного собора России могут быть распущены в случае систематического или грубого нарушения Конституции России.

2. Палаты Народного собора России не могут быть распущены одновременно. В случае установления факта нарушения Конституции России обеими палатами Народного собора России роспуску подлежит Собрание народных представителей, с момента начала работы Собрания народных представителей нового созыва роспуску подлежит Земское собрание.

3. Постановка вопроса о систематическом или грубом нарушении палатой Народного собора России Конституции России осуществляется Президентом России, Генеральным прокурором России, Верховным судом России либо одной из палат Народного собора России перед Конституционным судом России… (Это очередной механизм сдержек и противовесов. — С.С.) …В случае согласия с приведенными доводами Конституционный суд России вправе распустить одну либо обе палаты Народного собора России.

И еще один механизм сдержек и противовесов.

4. Палаты Народного собора России не могут быть распущены с момента выдвижения Собранием народных представителей обвинения для отрешения Президента России от должности до принятия соответствующего решения Земским собранием.

5. Палаты Народного собора России не могут быть распущены в период действия на всей территории России особых режимов, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента России.

Статья 171. Парламентский контроль и парламентское расследование

Это новая статья, новые институты. Это контрольная функция законодательного органа власти и поскольку мы конструируем его как реального представителя народа, то это элемент народного общественного контроля на высшем, защищенном и полномочном уровне.

1. Парламентский контроль осуществляется палатами Народного собора России, законодательными органами субъектов России и местными законодательными органами с целью обеспечения соблюдения, исполнения и применения Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законов и других нормативных правовых актов, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов России, муниципальных правовых актов реализации защиты и высших ценностей России.

Так системно будет устроена государственная власть, которая будет воплощать высшие ценности нашего государства.

2. Парламентский контроль и парламентское расследование осуществляются в соответствии с законодательством России.

3. К субъектам парламентского контроля относятся:

а) палаты Народного собора России;

б) комитеты и комиссии палат Народного собора России;

в) комиссии парламентского контроля, создаваемые самостоятельно или совместно палатами Народного собора России в целях осуществления парламентского контроля;

г) депутаты Народного собора России в рамках своих полномочий и (или) поручений палат, их комитетов и комиссий, комиссий парламентского контроля;

д) законодательные органы субъектов России;

е) комитеты и комиссии законодательных органов субъектов России;

ж) комиссии парламентского контроля законодательных органов субъектов России, создаваемые в целях осуществления парламентского контроля;

з) депутаты законодательных органов субъектов России в рамках своих полномочий и (или) поручений законодательных органов субъектов России, а также поручений комитетов и комиссий, комиссии парламентского контроля указанных органов;

и) местные законодательные органы;

к) комитеты и комиссии местных законодательных органов.

4. Формами парламентского контроля являются парламентские расследования, вопросы и запросы, парламентские слушания, заслушивание ответов федеральных министров, иных должностных лиц на вопросы депутатов.

5. Объектом парламентского контроля является деятельность государственных органов и их должностных лиц, государственных юридических лиц (в том числе находящихся за рубежом), объединений граждан, в том числе политических партий, и органов их управления, негосударственных юридических лиц и органов их управления.

Субъекты — это те, кто контролируют, объекты — кого контролируют.

6. Деятельность государственных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, органов предварительного расследования и судов, вопросы деятельности государственных органов и их должностных лиц, составляющие государственную тайну, могут быть объектом парламентского контроля в случаях и в пределах, определенных федеральным законом.

Ясно, что ограничения в этом случае необходимы.

7. Явка приглашенных на процедуры парламентского контроля лиц обязательна.

И поскольку это так, будут существовать соответствующие санкции за нарушение, обеспечивающие должный уровень уважения к представителям народа в исполнительных структурах власти.

8. К объектам парламентского расследования не относятся:

а) деятельность суда по осуществлению правосудия;

Нельзя вмешиваться в независимость судебной процедуры.

б) деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая ими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

По тем же основаниям вмешиваться нельзя.

9. Парламентскому расследованию Народного собрания России подлежат:

а) факты грубого или массового нарушения высших ценностей России, гарантированных Конституцией России прав и свобод человека и гражданина;

б) деятельность федеральных государственных органов;

и) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

10. По результатам парламентского контроля субъект парламентского контроля принимает решение в рамках своей компетенции.

Надеюсь, что из изложенного видно, что конструкция и набор полномочий Парламента страны сконструированы заново, появились новые решения, есть ноу-хау, отвечающие на вызовы болезненных явлений и проблем, которые разъедают нашу страну, жизнь народа. По — существу, это рецепт доброго доктора Айболита, искренне мечтающего на основе своих знаний и опыта вылечить целую страну, а наша Конституцию документ добрый.

И, поскольку над ней работали сотни специалистов и практиков, людей с опытом государственного служения, ученых, докторов наук, академиков, конституционалистов, то это серьезный документ, качественный и добротный.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Автор Степан Степанович Сулакшин — председатель Партии нового типа, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.

Из монографии:  Сулакшин С. С. Конституция России: после путинизма (комментарии и размышления). М.: Наука и политика, 2019. — 624 с.


ПРЕДЫДУЩИЕ ЗАНЯТИЯ ЦИКЛА

Конституционные оппозиционные чтения. 1. Зачем нужна Конституция

Конституционные оппозиционные чтения. 2. С чего начинается Конституция

Конституционные оппозиционные чтения. 3. Высшие ценности России

Конституционные оппозиционные чтения. 4. Государство и религия. Безопасность и развитие

Конституционные оппозиционные чтения. 5. Права и обязанности человека и гражданина в России

Конституционные оппозиционные чтения. 6. Права и обязанности человека и гражданина в России. Часть 2

Конституционные оппозиционные чтения. 7. Народ России

Конституционные оппозиционные чтения. 8. Социальное устроение страны

Конституционные оппозиционные чтения. 9. Социальное и гуманитарное устройство России. Труд

Конституционные оппозиционные чтения. 10. Экономическое устройство России

Конституционные оппозиционные чтения. 11. Территория России

Конституционные оппозиционные чтения. 12. Государственное устройство

Конституционные оппозиционные чтения. 13. Федеративное устройство России

Конституционные оппозиционные чтения. 14. Государственное управление в России

Конституционные оппозиционные чтения. 15.1. Президент России

Конституционные оппозиционные чтения. 15.2. Президент России

Конституционные оппозиционные чтения. 16.1. Парламент России

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора