«То, с чем иногда сталкиваются люди в работе коллекторских организаций, переходит всякие границы, это нужно брать под контроль», — заявил тогда президент.
Ужесточать контроль над теми, кто занимается сбором просроченных долгов, действительно необходимо. Только проблема здесь лежит несколько в иной плоскости. Ее корни не в самой коллекторской деятельности, а в специфике работы работе почти двух тысяч ростовщиков (в реестре Банка России на 31.03.2020 находилось 1 728 МФО). Их безответственный подход при выдаче займов и огромные проценты — главная причина, порождающая противозаконное давление коллекторов на должников, а также целый букет других социальных и экономических проблем.
Профильный закон 2016 года ввел деятельность коллекторов в правовое русло. Но МФО предпочитают самостоятельно работать с просроченной задолженностью. По данным Банка России, подобный подход вызван нецелесообразностью передачи права требования профессиональным взыскателям: дисконт при таком «аутсорсинге» достигал в прошлом году 91,5%. Как итог, количество жалоб клиентов МФО по вопросам взысканий составило в том же году половину от всех обращений регулятору по поводу деятельности микрофинансовых организаций.
Деньги назад
Почему возникла проблема невозвратов микрозаймов, и по какой причине она будет усугубляться? Есть несколько причин.
- Чрезмерно высокие ставки по микрозаймам. Сейчас в России можно легально выдавать кредиты под 1% в день. Эта норма закреплена в № 554-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». 365% годовых — очень большая ставка. В соседних странах, например, в Кыргызстане, ставки по микрозаймам находятся на уровне 30% годовых.
- Навязывание дополнительных платных услуг. При выдаче займов микрофинансовые организации подключают дополнительные услуги, которые повышают стоимость заемных средств. По информации Банка России, в прошлом году прибыль МФО увеличилась на 52%, до 16,5 млрд рублей. По мнению регулятора, «значимый вклад в рост прибыли внесло увеличение в структуре доходов доли доходов от непрофильных направлений деятельности (продажи сопутствующих услуг и продуктов)».
Это может быть размещение на сайте под кнопкой «Оформить заем» списка допуслуг, где заранее стоят галочки, означающие согласие на их оформление. После того, как человек снимет галочки, они автоматически возвращаются на место. Также МФО могут «вшить» такие услуги в условия предоставления займа. Если заемщик ставит галочку напротив пункта «Я ознакомлен и согласен с условиями предоставления займа», то он принимает и ненужные ему опции.
предупреждает о том, что посредники, которые предлагают в интернете помощь в оформлении займов, также могут включить в заявление на заем платные услуги: страхование жизни и здоровья от несчастного случая, теледоктор, sms-информирование. «Стоимость таких услуг может достигать нескольких тысяч рублей. Плата по займу и за дополнительные услуги списывается автоматически», — сообщает ведомство.
Вот отзывы людей, которые воспользовались услугами микрофинансовых организаций и столкнулись с навязыванием ненужных платных опций.
«Совсем нет денег? Возьмите займ!»
Сверхдорогие займы часто предлагаются людям, которые не в состоянии обслуживать свои долговые обязательства. Несмотря на введение с 1 октября 2019 года обязанности кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки потенциального заемщика, микрофинансовые организации продолжили наращивать клиентскую базу: за полгода (IV квартал 2019 года — I квартал 2020 года) она увеличилась на 17,6%.
Многие МФО работают исключительно в онлайн-формате. По данным мониторингов рынка финансовых услуг КонфОП, в такой ситуации потребителям невозможно получить от менеджеров подробную информацию, чтобы оценить все риски получения займа. Некоторые организации не дают никаких консультаций по телефону, сообщая, что необходимо обращаться с вопросами письменно. Разумеется, говорить об эффективности подобных коммуникаций нельзя.
В обзоре тенденций микрофинансового рынка в 2019 году Банк России отмечал «продолжающуюся дигитализацию рынка». «Особенную активность проявляют молодые (зарегистрированные в одах) технологичные PDL-компании (выдающие «займы до зарплаты»), в связи с чем средние темпы прироста портфеля онлайн PDL выше, чем у МФО, работающих через офисы. Качество портфеля онлайн МФО, работающих в сегменте PDL, хуже, чем у компаний, ведущих бизнес традиционным способом», — сообщает регулятор.