В 2014 году в единую телефонную службу Пенсионного фонда России обратилось почти 15 тыс. россиян с жалобами на неправомерный перевод их пенсионных накоплений негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе Пенсионного фонда России (ПФР). В числе фондов, на которые поступает много жалоб, фигурирует даже НПФ Сбербанка. Граждане, в частности, жалуются, что при получении услуг в Сбербанке им в общей пачке бумаг на подпись подсовывали также договор на перевод накопительной части пенсии в подконтрольный банку НПФ. Клиенты госбанка узнавали об этом лишь спустя время, например из SMS-сообщений от фондов: «Спасибо, что выбрали НПФ <название>!».
По словам представителей ПФР, помимо НПФ Сбербанка (в нем 75% плюс 1 акция принадлежит Сбербанку, который, в свою очередь, контролируется Центральным банком РФ), жалобы поступают также в отношении таких ведущих фондов, как «Росгосстрах», «Русский стандарт», «Ренессанс Жизнь и пенсии», «Первый русский», «КИТФинанс», «Лукойл-Гарант», «Согласие», «Промагрофонд». О масштабах потока жалоб можно судить и по странице ПФР в социальной сети «ВКонтакте» — в ней есть тема на 1,5 тыс. сообщений от недовольных клиентов («Обман при переходе в негосударственный пенсионный фонд», ).
Подавляющее большинство граждан, обратившихся в ПФР с жалобой на неправомерный перевод его накоплений, требовали вернуть средства обратно, в ПФР, то есть под управление Внешэкономбанка (тех, кто иначе не распорядился своими накоплениями, называют молчунами, это основная часть владельцев пенсионных накоплений).
— Пришла в Сбербанк поменять зарплатную карту, — написала на странице ПФР в соцсетях Полина Пожилова, — оператор подсунул мне бумагу, которую я подписала. Потом оказалось, что это договор о переходе в НПФ Сбербанка.
Другие клиенты в своих жалобах подчеркивают, что в общей папке бумаг на подпись кладут лишь последний лист договора о переводе пенсионных накоплений в подконтрольный банку НПФ («Дали на подпись не весь договор, а только последний листок, всё очень мелко. Сказали, что это просто чтобы подтвердить реквизиты. Я подписала»). Третьи жалуются, что договор о переводе пенсионных накоплений в НПФ Сбербанка «подсунули на работе при получении карты Сбербанка». Требование о переводе пенсионных накоплений в аффилированные с банками НПФ (у НПФ могут быть и соответствующие договоренности с банком) предъявляются и открыто, в качестве условия получения кредита в том или ином банке или в розничной точке (салонах связи, различных магазинах).
В своих обращениях в ПФР граждане также указывают на давление при приеме на работу: при трудоустройстве соискателям предлагают перевести пенсионные накопления в аффилированный НПФ либо подсовывают соответствующий договор в числе других документов — а потом порой и на работу не берут. Еще одна схема — нередко агенты НПФ вводят их в заблуждение, например, приходя домой и представляясь «сотрудниками пенсионного фонда», не уточняя, какого именно. Нередко россияне воспринимают их как представителей ПФР и подписывают предлагаемые документы.
Под управлением государственной управляющей компании Внешэкономбанк находится 1,9 трлн рублей, в НПФах аккумулировано 1,1 трлн рублей (по данным на сайте ЦБ по итогам 9 месяцев 2014 года). Из них в НПФ Сбербанка 74,4 млрд рублей, «Росгосстрах» — 68,9 млрд, «Русский стандарт» — 3,2 млрд, «Ренессанс Жизнь и пенсии» — 33,6 млрд, «Первый русский» — 6 млрд, «КИТФинанс» — 65,2 млрд, «Лукойл-Гарант» — 145,6 млрд, «Согласие» — 5 млрд, «Промагрофонд» — 56 млрд рублей.
В упомянутых негосударственных пенсионных фондов не смогли предоставить оперативные комментарии, за исключением НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии» (с 14 января именуется как АО НПФ «Солнце. Жизнь. Пенсия»). В фонде сообщили, что за 2014 год поступило четыре устных жалобы со стороны физически лиц, каждая из которых была своевременно урегулирована сотрудниками фонда. В пресс-службе Сбербанка сообщили, что в своей деятельности он «всегда строго придерживается не только действующего законодательства, но и норм профессиональной и коммерческой этики»
— Наша политика в работе с клиентами заключается в подробном разъяснении их прав и содержания подписываемых ими документов, — подчеркнули в банке.
С волной жалоб от россиян на неправомерный перевод их пенсионных накоплений ПФР сталкивается не впервые. В 2009 году в ПФР в массовом порядке стали поступать обращения граждан, касающиеся перевода пенсионных средств в тот или иной НПФ без их согласия. Тогда, как выяснили правоохранительные органы, большинство таких случаев были связаны с незаконным использованием персональных данных граждан, то есть с фальсификацией договоров (). Это стало возможно в связи с тем, что на тот момент подать заявление о переводе накоплений можно было и через ПФР, и через НПФ, и через его агентов. Недобросовестные агенты, заполучив данные гражданина, могли без его ведома внести их в договор и направить в ПФР.
Чтобы оградить россиян от подобных случаев, с 1 января 2014 года процедура перевода пенсионных накоплений изменилась. Теперь сначала гражданину необходимо заключить договор с избранным НПФ, а затем с этим документом прийти в любое управление ПФР и лично подтвердить свой выбор, написав соответствующее заявление. В результате к настоящему моменту НПФ стали более настырными и существенное число злоупотреблений допускаются уже их сотрудниками и партнерами. Если в 2011 году Генпрокуратура, говоря о «массовом характере» случаев неправомерного перевода, указывала, что за 2,5 года (с 2009-го до середины 2011-го) в ПФР поступило свыше 11,7 тыс. жалоб граждан на данную проблему, то сейчас только за один 2014 год число таких обращений достигло почти 15 тыс.
Партнер компании «Деловой фарватер» Роман Терехин указал, что в одах ответственность за неправомерные действия обычно возлагали на недобросовестных сотрудников, которые привлекались к уголовной ответственности — но в большинстве случаев условно. Когда число жалоб в адрес одного и того же НПФ стало свидетельствовать о массовом нарушении прав граждан, ПФР начал расторгать договоры с такими НПФ, то есть лишать их возможности вообще привлекать средства накопительной части пенсии.
По словам Терехина, в ряде случаев, описанных в жалобах граждан, согласие гражданина по факту отсутствует, а подписи на документах о переводе средств получены путем введения их в заблуждение. Подобные действия, по словам эксперта, являются уголовными преступлениями, предусмотренными ст. 159 («Мошенничество») и ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса («Использование заведомо подложного документа»). За подобные правонарушения может грозить до 6 лет лишения свободы.
В то же время, как отметила руководитель юридического отдела юридического бюро «Падва и Эпштейн» Татьяна Манакова, законом «О негосударственных пенсионных фондах» установлены основания для аннулирования лицензии НПФ. Но описанные ситуации к их числу прямо не отнесены.
— Если в судебном порядке будут установлены нарушения, допущенные при заключении договора с гражданами, это может являться основанием для вынесения предписания об устранении этих нарушений. И в случае неисполнения такого предписания может быть аннулирована лицензия. Но доказывать факты намеренного введения в заблуждение или обмана граждан потребуется в каждом конкретном случае; процесс доказывания здесь будет иметь существенные трудности.
Юрист «Национальной юридической службы» Александр Кожевников соглашается, что доказывать такие случаи тяжело и максимум всё ограничивается конкретным менеджером, а не группой лиц или нарушением со стороны организации.
— Сотрудников банков наверняка премируют в зависимости от количества привлеченных клиентов в подконтрольный банком НПФ, мотив налицо. Даже если сотрудник получил прямое указание от руководства, то оно, конечно же, было дано устно, поэтому взять за горло руководителя и привлечь к ответственности банк или НПФ крайне сложно, — считает Кожевников.