Лучший город на Земле

Редакция "Народного Журналиста" 25.08.2019 0:10 | Общество 152

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Город-герой, город-боец, город-труженик – это Донецк. Он совсем юный по историческим меркам – всего-то 150 годиков стукнуло. Индустриальный центр союзного значения и миллиона роз, невероятное сочетание силы и красоты. В день рождения не принято говорить о плохом и грустном, и мы не будем – еще успеется.

***

Как все начиналось

Еще в XVII веке на территории будущего Донецка запорожские казаки основали слободы Александровка, Алексеевка, Авдотьино, Григорьевка, хутор Овечий. Их жители наряду с земледелием занимались «копанием земляного уголья». В 1696г. о горючем камне узнал Петр I, когда возвращался из Азовского похода и ему принадлежит пророческое высказывание: «Этот минерал, если не нам, то нашим потомкам, зело полезен будет».

Горный инженер Е.П. Ковалевский впервые употребил термин «Донецкий кряж» и в 1829 г. дал описание Донецкого каменноугольного бассейна, занимавшего площадь до 18 тыс. верст, и создал первую геологическую карту края.

Официальной датой рождения города Донецка считается август 1869 г., когда началось строительство металлургического завода, для строительства которого было создано Новороссийское товарищество. Руководителем и основателем Новороссийского товарищества был англичанин Джон Юз (Хьюз) (1814-1889).

Джон Юз, заключив договор с правительством Царской России на образование Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства, летом 1869 года прибыл на берега реки Кальмиус вместе с четырьмя сыновьями и построил кузницу для изготовления мелкого оборудования и инвентаря для будущего завода. Кузница стала первым подсобным цехом металлургического завода.

Рядом со стройкой возник поселок, который слился с шахтерским поселением Александровского рудника и был назван Юзовкой по имени управляющего делами англичанина Джона Юза.

Летом 1870 г. из Англии на восьми грузовых кораблях было привезено оборудование и инструменты для металлургического завода Джона Юза. Также приехали около сотни специалистов – металлургов и шахтеров из Южного Уэльса.

Джон Юз начал плавку уже в 1870 г., а действительно хороших результатов достиг в 1872 г., когда первая доменная печь дала чугун. В сентябре 1873 года Юзовский завод стал работать по законченному циклу. Прибыль завод начал приносить через десять лет работы.

В 1872 году началось движение по железнодорожной линии Константиновка — Ясиноватая — Юзовка — Еленовка, в дальнейшем доведенной до Мариуполя. Она соединила завод и рудники с уже действовавшей магистралью Донбасса, что вызвало подъем промышленного производства. Сооружаются машиностроительный и чугунолитейный завод, ремонтные мастерские, шахты.

В 1899 г. в период промышленного подъема на юге России работало 17 металлургических предприятий, среди них завод Юза, который назывался Новороссийское товарищество каменноугольного, железного и рельсового производства, был самым крупным.

В 1899 году металлургическое производство составило 17,7 млн. пудов чугуна, на заводе работало более 7 тыс. человек. На территории поселка действовало 9 рудников, где трудилось около 2 тыс. рабочих, за год было добыто 99,2 млн. пудов угля. Станции Юзово, Мандрыкино, Рутченково, Мушкетово, Доля связывали шахты и заводы с центральными районами России.

Увеличивалась и численность населения Юзовки. В 1884 г. году здесь проживало 5494, а в 1897 г. году уже более 23 тыс. человек. Поселок Юзовка делился на две части: южную — заводскую, и северную. В южной части были расположены заводские постройки, депо, больница, школа, телеграф. Рядом располагалась благоустроенная английская колония с мощеными улицами, тротуаром и электричеством. В северной части Юзовки – Новом свете — на месте нынешнего Центрального универмага было рабочее поселение с одно- двухэтажными постройками, бараками, трактирами, гостиницей «Великобритания» и базаром. В северной части также был построен Спасо-Преображенский собор. Рабочие жили в бараках и казармах рядом с заводом и шахтами, а также самостоятельно построенных саманных домах. «Великобритания» сохранилась до сих пор, правда, в очень невзрачном состоянии.

В мае 1917 г. в поселении Юзовка насчитывалось около 70 тыс. жителей и ему присвоили статус города.

В январе 1918 г. началась национализация предприятий Новороссийского товарищества. 3 января 1920 г. в городе окончательно установили Советскую власть.

Летом 1920 г. было введено деление Донецкой губернии на районы, а в декабре 1920 г. – на уезды. Юзовка стала уездным городом. Губернским городом вначале был Луганск, а позже Бахмут (Артемовск).

8 марта 1924 года на пленуме Юзовского облисполкома было приняты решения о переименовании г.Юзовки в г.Сталин, а Юзовского округа – в Сталинский: «Исполком считает, что символом, характеризующим нашего великого вождя тов. Ленина – будет «Сталь» и решил наименовать г. Юзовку – городом Сталиным, а округ и завод Сталинскими».

С 1924 г. город стал называться Сталин, железнодорожная станция – Сталино. В 1929–1931 г.г. город переименовали в Сталино. И в июле 1932 г. город стал центром Донецкой области.

В 1938 г. Донецкую область разделили на Ворошиловградскую (Луганскую) и Сталинскую. Город Сталино (нынешний Донецк) стал центром Сталинской области.

Название Донецк город Сталино получил в 1961 г. В апреле 1978 г. численность населения города превысила 1 млн.

***

Города-побратимы Донецка

Бохум — город в Германии один из четырех центров Рурского региона в федеральной земле Северный Рейн — Вестфалия. Центр региона Средний Рур (Ruhr) с городами Хаттинген, Херне и Виттен. Население города — 394 000 жителей. Население Среднего Рура — 750 000. Город известен «Рурским университетом», Немецким музеем угольной промышленности (Deutsches Bergbaumuseum) и музыкальным театром «Starlight Express».

Тайюань (Taiyuan) является административным центром провинции Шаньси (Shanxi), КНР. Тайюань расположен в ее центральной части в долине реки Фэньхэ на высоте 800 м над уровнем моря. На востоке находится горный массив Тайханшань, на западе — горы Люйляншань, на севере — горные системы Юньчжун и Чжоуэршань, к югу раскинулась Цзиньчжунская равнина. История города насчитывает 2500 тыс. лет, поэтому вокруг него находится огромное количество культурных памятников и древних построек.

Шеффилд расположен в центре Англии, всего в двух часах езды на автомобиле от Лондона, из Шеффилда легко добраться в Шотландию и в любую другую точку Великобритании, как автотранспортом, так и на поезде. Шеффилд имеет население более пятисот тысяч человек и является четвертым по величине городом Англии. Забавная игра слов, но город Шеффилд стоит на реке Дон — да, так и есть.

Шарлеруа (фр. Charleroi) — город в Бельгии, расположенный в провинции Эно, относящейся к валлонской части страны. Шарлеруа находится на реке Самбр, в 50 км южнее Брюсселя. В городе проживают 212 тысяч человек. Экономика Шарлеруа характеризована стальной промышленностью, однако эта отрасль в последнее время подвержена сильным структурным изменениям.

В апреле 2003 года во время Дней белорусской культуры в Донецке был подписан договор о сотрудничестве с городом Гомель. Гомель — областной центр Республики Беларусь. Крупный транспортный узел (железные и шоссейные дороги); аэропорт Гомель. Стоит на реке Сож.

Вильнюс (лит. Vilnius, польск. Wilno; до 1939 — Вильно) — столица и самый большой город Литвы. Здесь расположены важнейшие политические, экономические, социальные и культурные, научные и образовательные учреждения страны.

Катовице (польск. Katowice) — город на юге Польши в Верхней Силезии, столица Силезского воеводства. Основан в XIX веке, получил статус города в 1865 году.

***

Донецк глазами Куприна

Город, обязанный своим основанием бурному росту промышленности и техническому прогрессу, на протяжении всей своей истории притягивал внимание передовых людей своего времени, в том числе и деятелей культуры. Одним из них был Александр Иванович Куприн – великий русский писатель, который не раз бывал в Юзовке в качестве корреспондента киевской газеты с целью освещения промышленного строительства в регионе. В ходе визитов он спускался в шахту, знакомился с условиями труда и досуга здешних рабочих, посещал Юзовский завод (ДМЗ).

Именно тяжелый и опасный труд рабочих этого промышленного гиганта поразил А. И. Куприна. В повести «Молох» он вложил свои мысли в уста героя инженера Боброва, который называет завод мифологическим именем Молоха: «Вот он – Молох, требующий теплой человеческой крови! – кричал Бобров, простирая в окно свою тонкую руку. – О, конечно, здесь прогресс, машинный труд, успехи культуры… Но подумайте же, ради Бога, – двадцать лет! Двадцать лет человеческой жизни в сутки!.. Клянусь вам, – бывают минуты, когда я чувствую себя убийцей!..».

Схожие чувства испытал писатель и в процессе спуска в угольную шахту, где был настолько поражен увиденным, что, оказавшись на поверхности земли, написал следующие строки: «Нет, положительно всех ипохондриков, меланхоликов, неврастеников, всех больных детей XIX столетия я советую докторам отправлять на полчаса в глубокие шахты. Поднявшись наверх, эти бедняги, наверно, горячо обрадуются кусочку зеленой травки, освещенной солнцем».

Итогом его пребывания в наших краях стали рассказ «В недрах земли», очерки «Юзовский завод», «В огне», «В главной шахте» и повесть «Молох», в которых он отразил свое впечатление от увиденного. Благодаря Куприну мир узнал обратную, темную сторону технического прогресса и промышленного бума, выводившего экономику и промышленность Российской империи на один уровень с мировыми державами. Поэтому мы обязаны знать и помнить, что все, построенное на нашей земле, создано кровью и потом наших предков, а их честный, тяжелый и добросовестный труд должен быть достойно оценен и продолжен потомками.

«Грек чувствовал себя совсем нехорошо. Три бессонные ночи и продолжительное отравление скверной водкой мучительно давали себя знать. Во всем теле ощущалась тупая боль, точно кто-то исколотил его палкой, руки слушались с трудом, голова была так тяжела, как будто ее набили каменным углем. Однако Грек ни за что бы не уронил шахтерского достоинства, выдав чем-нибудь свое болезненное состояние (да, что греха таить, тяжело работали и тяжело отдыхали, а жаловаться как-то спокон веку в донецких краях не принято) …

…Васька в отчаянии бросается к лежащему шахтеру и изо всех сил трясет его за плечи.

— Дядя Грек, дядя Грек, да проснись же! — кричит он, напрягая все силы.

Его чуткое ухо ловит за стенами — и с правой и с левой стороны — звуки тяжелых, беспорядочно спешных шагов. Все рабочие смены бегут к выходу, охваченные тем же ужасом, который теперь овладел Васькой. На одно мгновение у Васьки мелькает мысль бросить на произвол судьбы спящего Грека и самому бежать очертя голову. Но тотчас же какое-то непонятное, чрезвычайно сложное чувство останавливает его».

(В недрах земли)

Спойлер: все закончилось хорошо, мальчик Васька показал себя молодцом, спас друга во время обвала, потому что в шахте как в бою: сам погибай, а товарища выручай. Настоящий донецкий парень. Да и не парень, а мужчина.

***

Великая Отечественная война

К началу Великой Отечественной войны Донецк, носивший в то время имя Сталино, являлся одним из крупнейших промышленных центров СССР. Город, население которого составляло 507 тысяч человек, обеспечивал 7% общесоюзной добычи угля, 5% производства стали и 11% производства кокса. По состоянию на первые месяцы 1941 года в Сталино насчитывалось 223 предприятия союзного и республиканского подчинения и 54 – местной и кооперативной промышленности, однако в ходе боев практически все они были уничтожены. Нацистские войска, вошедшие в Сталино 20 октября 1941 года, ушли из города только 7 сентября 1943 года, постаравшись перед этим разрушить все, что могло иметь ценность.

«..Да, от Сталино мало, что осталось. Город сейчас – это лишь груда развалин, – писал в письме домой один из немецких солдат. – Так как мы отступаем, все подлежит уничтожению. Все до последнего дома. Не останется ничего кроме мусора. Лишь выжженная мертвая страна, совсем непригодная врагам…».

В ходе войны город не только лишился промышленности, но и понес огромные людские потери. Из 507 тысяч человек, проживавших в Сталино на начало Великой Отечественной войны, оккупацию пережили только 175 тысяч.

В Сталино немецкие и итальянские войска вошли утром 21 октября 1941 года, сломив сопротивление 12 и 18-й армий Южного фронта, осуществлявших оборону города.

Практически сразу же после захвата Сталино, тут же переименованного обратно в Юзовку (ну еще бы), немцы начали восстановление предприятий города, разрушенных в ходе боев и эвакуации. В своих планах немецкое командование готовило Донбассу роль «восточного Рура» для «тысячелетнего рейха», а потому к восстановительным мероприятиям немцы подошли со всей своей педантичностью. Уже в ноябре вновь заработала частично разрушенная электростанция, благодаря чему в городе было возобновлено освещение учреждений и работа водопроводной сети. В феврале 1942 года были восстановлены шахты «Ново-Мушкетово», 12 «Наклонная», «Бутовка», 5 бис «Трудовская», 1-2 «Смолянка», 4 «Ливенка», 1 «Щегловка» и другие.

Однако в Сталино немцы занимались далеко не одними лишь восстановительными работами. На территории города гитлеровцы создали три концентрационных лагеря, где впоследствии погибли 92 тысячи человек. В место казни и братскую могилу был превращен шурф шахты 4-4 бис «Калиновка» – здесь в ночь на 1 мая 1942 года гитлеровцы жестоко расправились с пятью тысячами обитателей еврейского гетто в Белом карьере. Сбрасывали в ствол шахты жителей и других городов Донецкой области, а всего в шурфе было похоронено не менее 75 тысяч человек.

Подполье в Сталино было создано еще в октябре 1941 года. Городская партийная организация выделила для подпольной и партизанской борьбы несколько тысяч человек, а для непосредственного руководства ими был создан подпольный обком КП(б)У, состоящий из трех человек. Однако с началом гитлеровской оккупации система подполья оказалась почти полностью разрушенной, и ее пришлось создавать заново.

Подпольщики проводили диверсионные работы, собирали сведения о движении и составе вражеских частей, передавали информацию о размещении немецких складов и штабов. Велась агитационно-массовая работа – в городе распространялись листовки, проводились устные беседы с населением, передавались призывы к саботажу на шахтах. Помимо подпольщиков, на территории города также действовали 27 партизанских групп и отрядов.

Пытаясь подавить сопротивление, нацисты применяли самые жестокие меры. В приказе начальника штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии Кейтеля говорилось: «…наличных вооруженных сил для поддержания безопасности будет достаточно лишь в том случае, если всякое сопротивление будет караться не путем судебного преследования виновных, а путем создания такой системы террора со стороны вооруженных сил, которая будет достаточна для того, чтобы искоренить у населения всякое намерение сопротивляться. Командиры должны изыскать средства для выполнения этого приказа путем применения драконовских мер». Такими мерами становились заключения в лагеря смерти, повешения и массовые расстрелы: за каждого убитого немецкого военнослужащего казни подлежали 100 первых попавшихся местных жителей.

Бои за освобождение Сталино начались 7 сентября 1943 года после того, как солдаты 301-й и 50-й стрелковых дивизий преодолели оборону противника за поселком Щегловка. Полностью город был освобожден уже в первой половине следующего дня, 8 сентября. Удары по вражеским войскам были одновременно нанесены с севера и юга (силами 50-й стрелковой дивизии), а позже по восстановленным мостам через Кальмиус в Сталино вошли танковые войска.

После того как немецкие войска были выбиты из города, Сталино предстал перед своими освободителями почти полностью разрушенным. И хотя на окраинах еще оставались нетронутыми целые кварталы, заводы и центр города лежали в сплошных руинах. Активное восстановление промышленности Сталино началось в первые послевоенные годы, и уже к 1950-му году город вышел на довоенный уровень промышленного производства.

К началу 70-х годов в городе осуществили грандиозную программу озеленения, задуманную еще в 50-е годы первым секретарем обкома партии Владимиром Дегтяревым. При нем Донецк стал называться «Город миллиона роз». В это время в городе насчитывалось более 9 000 000 кустов роз — по девять кустов на каждого жителя. В 1970 году ЮНЕСКО присвоило Донецку звание «Город миллиона роз», как самому зеленому индустриальному городу Европы.

***

Неудивительно, что дончане гордятся своим Городом – поистине есть чем. Гордятся тяжким трудом своих предков, создавших невероятный по красоте и мощи мегаполис в голой степи, победивших кровожадного  «молоха», гордятся подвигом защитников Донецка, гордятся великолепными розами и своими земляками, прославившими Город на весь мир. Даже знаменитым корабельным гудком ДМЗ гордятся, рукотворными горами — терриконами и песней «Спят курганы темные». Наш Город очень молод, но за 150 лет на его долю выпало немало испытаний, и все они не убили и не сломали, а в огне смертельно опасных трудов (помните «дни работы жаркие, на бои похожие»?) и кровавых сражений выковали знаменитый донецкий характер и воспитали в горожанах особое, трепетное уважение к труду, упорству, взаимовыручке, товариществу, справедливости, чувству собственного достоинства и любовь к Родине, которую доказывать принято делами, а не казенными разглагольствованиями о патриотизме.

Наши предки выстояли и победили – и силы природы, и орды врагов, а нам завещали, пожалуй, самое драгоценное наследство, заключенное в словах: «Донбасс никто не ставил на колени, и никому поставить не дано».

И ни слова о грустном – только не сегодня. Ведь сегодня – праздник, день рождения Города. Наш общий день рождения, дорогие товарищи дончане!

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора