Несистемный ресурс

Эль Мюрид 2.05.2018 15:39 | Альтернативное мнение 147

Чуда не произошло. Армянский парламент «не прогнулся» под уличную чернь. Теперь ситуация в Армении стала более привычной с точки зрения реалий постсоветского пространства, где народ является объектом управления, а не источником власти. В каком-то смысле жаль, так как армяне могли продемонстрировать свою цивилизованность в том смысле, что элита страны готова поступиться своими клановыми интересами во имя национального консенсуса. Но чудеса бывают только в сказке, а мы все живем явно не в ней.

755245650825193

Основная проблема постсоветской элиты заключается в том, что она стала ею в силу совершенно случайных и независящих от неё обстоятельств. Предыдущая элита не сумела удержать в руках власть, которая перешла к вчерашним маргиналам, не имевшим в прежней системе не только права на власть, но и возможности в неё попасть — в силу происхождения, а также моральных и деловых качеств. Удержаться у власти первое поколение новой элиты может только силой — политический класс формируется целую эпоху, в ходе которой возникают неформальные правила и общественный договор, которые создают для политического класса (или сословия) консенсус с управляемым им населением. При этом совершенно неочевидно, что предложенный текущей элитой договор будет принят обществом. По России во всяком случае заметно, что даже при тотальном прессе пропаганды и падении всех моральных и нравственных норм, насаждаемых властью, уголовные понятия правящей братвы не вызывают ни малейшего восторга у населения.

В разных постсоветских странах, естественно, обстановка выглядит по-разному, но в целом у новой постсоветской знати нет никаких иллюзий, что кроме насилия, лжи и зачистки любой оппозиции под корень, у неё нет никаких шансов стратегически удержать ситуацию под контролем. В рамках такой логики везде формируются авторитарные режимы той или иной степени жёсткости, где публичная политическая борьба переводится в подковерную аппаратную. Разница двух систем известна: в публичной политической борьбе проигравший всегда имеет гарантии и статус легальной оппозиции, из которой он опять же имеет возможность снова стать властью. В рамках аппаратной борьбы проигравшего ждет деклассирование и изгнание из элиты, что зачастую сопровождается посадкой в тюрьму или смертью.

Аппаратная борьба имеет много отличий от публичной, но главное заключается в том, что здесь вариант «или-или». Нельзя до обеда быть авторитарной диктатурой, после обеда разрешить немножко демократии. Система так не работает.

Проблема в том, что такую систему не получается снести революционным путем. Просто потому, что победители вынуждены в силу текущей необходимости проводить ровно тот же перечень мероприятий, с помощью которых предыдущие пришли и захватили власть ранее. Именно поэтому все «цветные революции» приводят лишь к смене персонажей и внешних сил, на которые они ориентируются, но народ так и остается объектом управления, а значит, исключается из процесса формирования власти.

Выход, безусловно, есть, однако он выглядит пусть и очевидным, но совершенно неинтересен тем, кто пытается свергнуть текущую власть и получить сам ее в руки. Выход — в создании периода антикризисного управления, в ходе которого предыдущая элита полностью лишается не только власти, но и собственности, на ее месте создаются иные механизмы управления собственностью и формирования власти. После чего антикризисное правительство должно уйти практически в полном составе, причем уйти в политическом смысле — никогда более не претендуя на власть. Что, в общем-то, логично: антикризисное управление принципиально отличается от любого «нормального», а потому после того, как создана новая система власти, собственности и управления, должно быть заменено на «нормальное», которое и будет запускать и отлаживать эту новую систему.

На такой подвиг пока на постсоветском пространстве никто не подписывался ни разу, а потому результат всегда один и тот же — одни бандиты и уголовники в лучшем случае уступают место другим таким же бандитам и уголовникам.

Армения в этом смысле мало чем отличается: сегодня у власти так называемый «карабахский клан», который получил ресурс на карабахском конфликте — абсолютно экзистенциальном для всех армян, поэтому герои Карабаха неприкосновенны и сакральны. Чем, естественно, пользуются в полной мере. И точно так же, как везде, в Армении создана авторитарная полувоенная система власти и управления, в которой, конечно, есть декоративные элементы демократии в виде «оппозиции», но система прекрасно управляет такой ситуацией, дозируя допуск «оппозиции» к ресурсам, а потому делая ее вполне управляемой и послушной, вынуждая встраиваться в созданную систему и вести реальную борьбу в рамках аппаратных войн, даже не пытаясь решать задачи через демократические институты, которых, в сущности, нет.

Проблема в том, что невозможно монополизировать все без исключения ресурсы. Есть те, которые в существующей системе ресурсом не являются, а потому любой, кто найдет способ их использовать, получает возможность ведения борьбы с системой за рамками имеющихся правил.

Любая борьба — это соревнование оргструктур и ресурсов. Для успеха борьбы важно получить доступ к ресурсу, сопоставимому с тем, который (которые) имеются у твоих противников, и тогда исход борьбы решается в противостоянии оргструктур и технологий.

…парадокс произошедшего в Армении заключается в том, что народ, который сам по себе является мощнейшим ресурсом, в рамках существующей в Армении политической системы вообще никак не задействован. Существующие схемы и технологии манипулирования задают повестку и правила игры, в которых результат известен заранее, а небольшие флуктуации в ту или иную сторону не имеют ни малейшего значения. Для нас в России это прекрасно известно: какая разница, получит ли Единая Россия конституционное большинство в парламенте или будет иметь только простое. Или вообще не будет ни одной партии, обладающей даже простым большинством. Дума будет штамповать ровно те же людоедские законы ровно таким же голосованием, что и сегодня. Разве что «лидеры» партий будут иметь возможность получать чуть больше плюшек из администрации президента за нужный ей результат. Рутина. В такой системе народ как таковой совершенно не нужен, и если будет поставлена задача провести выборы без его участия, вряд ли система не справится.

Армения — не Россия, но в целом народ для власти тоже требуется только в качестве телевизионной картинки с избирательных участков. Именно поэтому система оказалась совершенно не готовой к тому, что десятки тысяч человек выдвинут не только деструктивные лозунги «Долой», но и вполне конструктивный, сконцентрированный на доверии к протестному лидеру. Причем, как обычно это бывает, реальный человек Пашинян и легенда о нем могут совершенно не совпадать, но пока он будет действовать в рамках созданной народом легенды, у него будет его поддержка.

Легенда Пашиняна и вера людей в эту легенду — это и есть тот ресурс, который никак не вписывается в существующую систему, а потому у нее просто нет механизма противодействия.

Хитрость еще и в том, что заявлено: Пашинян не хочет становиться премьер-министром Армении на последующие пять лет и возглавлять ее правительство всё это время. Он хочет возглавить временное правительство Армении и обеспечить переход к нормальному постоянно действующему правительству. Шаг, уникальный на постсоветском пространстве — во всяком случае, это как раз заявка на антикризисное управление, пусть и не полномасштабное, ограниченное и локальное, но никак не на власть, как таковую:

«…Депутат от блока «Елк» Артак Зейналян заявил, что Пашинян не намерен занимать пост премьер-министра на протяжении следующих пяти лет. Его главная цель — возглавить временное правительство и обеспечить честные выборы, говорит соратник Пашиняна…»

Сложно сказать, насколько Пашинян готов к такому сценарию. Однако главное сказано: речь идет о совершенно нестандартной для бывшего СССР ситуации. Уже поэтому плохо скрываемая неприязнь и даже откровенная ненависть к Пашиняну со стороны российской власти и пропагандистов СМИ, несущих чушь про «цветную революцию», «руку госдепа» и прочую ахинею. Сам факт того, что власть  может быть сметена народом, лидер которого имеет весьма рабочую повестку, потенциально ликвидирующую уголовную публику, захватившую собственность и власть в стране, является чрезвычайной угрозой для всех бандитов во всех странах бывшего СССР. И понятно, что они будут последними, кто станет желать успеха Пашиняну. Который, как можно понять, намерен продолжить борьбу.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...
Партия нового типа
Центр сулашкина