Новости экономики: труба, прорывы и не только. 18.02.2019

Редакция "Народного Журналиста" 18.02.2019 16:53 | Экономика 66

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Фото: Вася Ложкин

Тяжело быть инвестором в России

Российское правосудие, бессмысленное и беспощадное, продолжает дожевывать остатки инвестиционного климата в стране.

В субботу Басманный суд Москвы отправил на два месяца под арест американца Майкла Калви — основателя крупнейшего фонда прямых инвестиций в Россию Baring Vostok, на счету которого более 80 проектов и 3 млрд долларов капитала, привлеченного в российскую экономику.

Выпускник Университета Оклахомы и Лондонской школы экономики и политических наук, Калви приехал в Россию в 1994 году и создал один из первых инвестиционных фондов в стране после развала СССР. Фонд вкладывал в проекты от «Яндекса» и «СТС-Медиа» до GettTaxi и сети пиццерий PapaJones и избегая лишь одного — бизнеса, связанного с государством.

Но государство само пришло за Калви в лице судьи Артура Карпова, который отправил американца в СИЗО «Лефортово» до 13 апреля, удовлетворив ходатайство СК РФ, подозревающего американца в хищении 2,5 млрд рублей из банка «Восточный», где его фонд является контролирующим акционером с долей 51,6%. По версии следствия, подконтрольное Калви «Первое коллекторское бюро» задолжало «Восточному» 2,5 млрд рублей и в оплату долга передало акции люксембургской Financial Technology Group по заведомо завышенной цене. Как заявили следователи, их реальная стоимость не превышает 600 тысяч рублей, а по оценке ЦБ, и вовсе «стремится к нулю».

«Речь идет о неправильной оценке акций, а это является абсолютно хозяйственным спором, который должен решаться в гражданском правовом поле. Уголовное право здесь совершенно ни при чем», — прокомментировал ситуацию бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Калви обвиняют в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК РФ), за что ему грозит до 6 лет тюрьмы.

Президенту Владимиру Путину «доложено» о ситуации, заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.

***

Очередной рывок — на сей раз «рванула» обрабатывающая промышленность

Российская экономика продолжает лететь на одном, нефтегазовом крыле, в то время как отрасли, не связанные с добычей простейшего минерального сырья стремительно теряют рентабельность и сжимаются под давлением растущих налогов и падающего платежеспособного спроса.

Январь принес дальнейшее ухудшение обрабатывающему сектору российской промышленности, следует из данных Росстата.

После двух месяцев стагнации фабрики и заводы, не связанные с сырьевой трубой, вновь начали сокращать производство. В годовом выражении оно упало на 1%, или максимальную величину с декабря 2017 года.

Промышленность в целом осталась в плюсе — на 1,1% год к году. Зафиксированный рост стал минимальным за последние 13 месяцев и оказался полностью обеспечен усиленной добычей сырья. По итогам месяца Россия извлекла на поверхность из недр на 3,1% больше нефти, на 2,5% больше газа и на 4,6% больше каменного угля.

«Основным фактором торможения в обрабатывающей промышленности продолжает оставаться относительно слабый потребительский спрос на фоне усиления налоговой нагрузки и ускорения инфляции в январе 2019 года», — объясняет главный аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Девятов.

Каждое четвертое промпредприятие оценивает объемы выпуска как «ниже нормального», более трети — 38% — жалуются на недостаточный платежеспособный спрос внутри страны; 17% констатируют ухудшение ситуации с собственными финансовыми средствами, показало декабрьское исследование ВШЭ.

***

Автомобиль все-таки роскошь?

В России началась гонка цен на новые автомобили, пишут «Известия». С начала 2019 года практически все автопроизводители обновили ценники, объясняя это увеличением ставки НДС с 18% до 20%. Свою роль сыграли также дальнейшее ослабление рубля и увеличение затрат автопроизводителей и дилеров.

В результате Lada Vesta и Hyundai Solaris — модели, считавшиеся бюджетными, впервые пересекли психологическую отметку в один миллион рублей. Так, «АвтоВАЗ» начал продажи седана Lada Vesta Sport со стартовой рекомендованной ценой в 1 009 900 рублей (впервые в новейшей истории Волжского завода его машина преодолела этот порог). Седан Hyundai Solaris в максимальной комплектации уже стоит 999 тысяч рублей, а с дополнительным оснащением машина потянет на 1,1 млн рублей.

Продолжающееся падение российской валюты вынуждает автопроизводителей выравнивать ценники в соответствии с динамикой курсов, отмечает управляющий партнер консалтинговой компании EURussia Partners Сергей Бургазлиев. Не в последнюю очередь на ценообразование влияет общий рост инфляции, добавляет он. Возникает кумулятивный эффект от всей цепочки производства автомобиля, начиная от поставщиков автопроизводителей начальных уровней, заканчивая логистикой и дистрибуцией через дилера, указывает эксперт.

***

Меньше продуктов, хороших и разных

Федеральная таможенная служба (ФТС) предложила расширить перечень сельскохозяйственной продукции и продовольствия, запрещенных к ввозу из ряда западных стран. Таможенники хотят прекратить ввоз непосредственно товарных групп, пишут «Ведомости».

Среди таковых в письме исполняющего обязанности руководителя ФТС Руслана Давыдова в Минсельхоз упоминаются мясо и пищевые субпродукты, рыба и ракообразные, молочная продукция, яйца, мед, овощи, фрукты, в том числе в переработанном виде, а также живые животные (кроме чистопородных племенных). В ведомстве рассматривают поступившие предложения, сообщил представитель министерства.

Отдельно служба предлагает включить в перечень и некоторые пищевые добавки, следует из письма. Это может создать проблему для рынка специализированного и диетического питания, предупреждает Сэм Клебанов, LCHF Foods которого поставляет в Россию продукты для диетического питания. Исключение должна составить специализированная пищевая продукция для питания спортсменов.

Высокие риски и для индустрии безалкогольных напитков, если в итоговый перечень попадут пищевые добавки и концентрированные основы, добавляет президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков. Зачастую эта основа для некоторых безалкогольных напитков, производимых в России, здесь не выпускается, а импортируется из стран дальнего зарубежья, поясняет он.

В списки ранее запрещенных к ввозу попали отдельные категории продуктов: например, молоко и молочная продукция, в том числе сыры, сырое мясо и продукты его переработки, свежая рыба, фрукты и овощи.

Запрет действует как минимум до конца 2019 года.

***

Sukhoi Superjet в Европе больше не летает

Ирландская авиакомпания CityJet, которая была единственной в Европе компанией, эксплуатировавшей Sukhoi Superjet, отказалась от этих самолетов, сообщили «Ведомостям» топ-менеджеры двух лизинговых компаний. Авиаперевозчик перестал указывать их на своем сайте в разделе «Флот». Теперь в нем значатся только иностранные региональные реактивные суда: 25 Bombardier CRJ900 и 13 Avro RJ85.

CityJet, которая работает по модели «мокрого» лизинга и выполняет на своих судах полеты для других авиакомпаний, получила семь SSJ100 в 2016-2017 гг. Все они летали по маршрутной сети Brussels Airlines, причем четыре самолета — в ливрее последней. Пять SSJ100 с 10 ноября 2018 года по 7 января 2019 года выполнили последние рейсы для брюссельской авиакомпании, а затем перелетели в ирландские Дублин или Шэннон и с тех пор находятся там.

Еще два самолета последний раз летали для Brussels Airlines 29 августа и 29 октября, после чего отправились в Венецию, где стоят до сих пор. В Венеции находится европейская база технического обслуживания и центр кастомизации компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), производителя SSJ100.

***

ЦБ РФ хочет усилить контроль над торговлей бензином

Центробанк России предложил дополнительные меры рыночного регулирования, которые должны снизить вероятность манипулирования ценами на моторное топливо.

Инициативы изложены в официальном письме в адрес Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, через которую осуществляется 99% организованных торгов нефтепродуктами, сообщают «Известия».

«По мнению ЦБ, существующая схема работы трейдеров создает определенную «серую зону» вокруг их клиентских операций на товарном рынке с использованием биржевых торгов. Этой практике необходимо положить конец. Регулятор предлагает повысить требования к трейдерам, допущенным на СПбМТСБ. Они должны будут вести учет клиентских поручений и информации об исполнении, хранить эти данные, в том числе записи телефонных звонков. От трейдеров также будут требовать раскрытия финансовой отчетности, предоставления информации о деловой репутации, судебных спорах, об участии в торгах на других биржах», – говорится в публикации.

Кроме того, Центробанк предлагает разработать кодекс этики участников торгов, куда будет включен пункт о лишении недобросовестного трейдера права торговать на бирже. Пока у СПбМТСБ такой возможности нет.

***

Крым «Приватбанку» ничего не должен

Крым не станет возвращать активы украинского Приватбанка и выплачивать ему компенсацию, заявил первый вице-спикер крымского парламента Ефим Фикс.
«После того как этот банк ушел из Крыма, забрав вклады сотни тысяч крымских вкладчиков, ни о каком возврате активов и выплате компенсаций речи быть не может. Они получат свои деньги, когда рак на горе свистнет, то есть никогда», — сказал он РИА Новости
По его мнению, требования Приватбанка выглядят по меньшей мере цинично, так как никто из его представителей почему-то не спешит возвращать крымчанам миллиардные долги.
На днях Приватбанк заявил, что арбитраж в Гааге поддержал его иск к России за потерю активов в Крыму. Размер компенсации пока не известен, но в самом банке настаивают на миллиарде долларов.
Продолжение следует…
Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора