В последнее время обсуждение судьбы единственного авианосца РФ жутко популярно, одни гордятся тем что государство нашло 60 миллиардов рублей на его ремонт, другие — кричат о зраде и попиле бюджетных средств, третьи (портал Русская весна) клянут проект корабля, потому как он строился в Николаеве, а цэ Украина сейчас, соответственно вывод — каклы хороший корабль построить не могут…

При этом данный корабль — воплощенная в металл история даже не флота, а внешней политики СССР/РФ в послевоенный период. А началось все более чем за тридцать лет до рождения корабля…

Тогда, в голодный послевоенный период, адмирал Кузнецов(именем которого и назовут корабль) предложил судостроительную программу, которая должна была дать ВМФ СССР силы и средства для бодания с Юс Неви, в том числе 6 авианосцев. Сталин, за что его до сих пор ругают моряки и историки, программу зарезал. Понять его можно — строить абсолютно новый тип кораблей, за огромные деньги и с непонятным результатом, заведомо зная что у США все равно будет больше, и с учетом того что экономика только восстанавливалась после Великой отечественной… В итоге ставку сделали на подводные лодки и ракеты.

После смерти Сталина тема авианосцев, чтоб как в Америке, присутствовала во всех кораблестроительных программах, но когда доходило до дела… Правда Хрущев таки утвердил к постройке два корабля вооруженных авиацией, но это были носители противолодочных вертолетов «Москва» и «Ленинград».

При Брежневе метания продолжились, с одной стороны возможность доставить в любую точку земного шара пару полков авиации дорого стоит, и превращало ВМФ СССР с флота оборонительного, на случай Третьей мировой, в флот способный вести активные операции в странах третьего мира, с другой — опыта мало, дорого, непривычно… Итогом стал некий компромисс — ТАВКР проекта 1143, которые несли вооружение крейсера, но при этом еще и 36 самолетов вертикального взлета и вертолетов. Таких кораблей построили 4 единицы, но гибридный проект имел множество недостатков, и в 1982 году был заложен наш герой — авианесущий крейсер «Рига».

Увы, но наш первенец тоже во многом был компромиссным кораблем, как и предшественники. Так на корабле отказались от ядерной силовой установки, от возможности базирования самолетов ДРЛО, ради экономии уменьшили длину и снабдили трамплином вместо катапульты, а зачем авианосцу 12 противокорабельных ракет, никто внятно и не объяснил. Тем не менее, спустя 25 лет после совещания у Сталина мы смогли, став одним из четырех государств в мире способных на постройку такого корабля.

Строительство шло тяжело, проблема возникла даже с названием, после смерти Брежнева самый большой отечественный корабль переименовали в «Леонид Брежнев», но быстро одумались, и снова переименовали — на этот раз в «Тбилиси». В разгар перестройки, дабы ударить авианосцем по проклятому советскому прошлому имя сменили на «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», которого в те годы превозносили как жертву сталинских репрессий.

Несмотря на 9 лет стройки, что кстати еще не много:

«американский авианосец Gerald R. Ford вновь оказался не готов к боевой эксплуатации. Задержки с его вводом в строй продолжаются с 2014 года. «

Строительство тянется с 2009 года, закончат, по плану в 2022 году… Наш же корабль родился раньше срока. СССР рухнул, и началась грызня за его наследство, и авианосец, в не доведенном виде перегнали на Север, где, не создав нормальных условий базирования, активно эксплуатировали на износ. Апофеозом стал 1996 год, когда требующий ремонта корабль погнали в Средиземное море, дальше был двухлетний ремонт, который проблем не решил, потом снова ремонт, этот раз четырехлетний(2000-2004), и опять только лишь бы продлить агонию.

Для РФ, после катастрофы 1991 года, авианосец был с одной стороны крайне нужен, как некий символ сверхдержавности, с другой же — ни планов использования (у России враги только тыррорысты), ни денег на приведение его в порядок (в идеале это надо было делать в Николаеве, в 90е вполне реально, но..удельные князьки бодались) попросту не было.

Задачу ТАВКР нашли уже при Путине, его, не доведя до ума, стали гонять в дальние походы. В итоге ГЭУ корабля износилась в конец, небольшой ремонт 2008 года, проблему только отстрочил..на какое то время. Апофеозом стал поход в Сирию, за который авианосец награжден орденом Ушакова. Гнать плавучий аэродром что бы побомбить дикарей без флота и ПВО, имея сухопутные авиабазы — это сильно, толку ноль, зато смотрелось сверхдержавно, правда ГЭУ добили, судя по суммам на ремонт, этот раз капитально. Если верить тому что попало в СМИ -требуется полная замена котлов, на все — 4 года.

Что дальше? Вопрос не в самом корабле, вопрос, как и во всей истории отечественного флота, в геополитике.

Если Россия маленькая страна огромного размера, Кузю надо пускать на иголки, строить малые корабли прибрежной зоны, сдавать союзников, пилить ЯО, и, избавившись от последних нахлебников, в виде не только непризнанных республик, но и всех этих несакральных Калининградов и Сахалинов, потом идти в будущее… для кого то светлое.

Если Россия реально встает с колен — нужно строить еще, минимум, три таких корабля, создавать эскадры, а это Русский мир (одна РФ такого не потянет) и совершенно другая внутренняя и внешняя политика.

Но, боюсь, корабль опять подремонтируют, и будет он (и еще три-четыре таких же осколка СССР) радовать взгляд стареющего Президента, до 2030 в аккурат хватит, а дальше будет новый президент, и это будут уже его проблемы. Ведь после нас, как известно…

В принципе чему удивляться? Был второй флот мира — теперь осколок, была пророссийская Украина, теперь осколок, была союзная Сирия, теперь… не будем о сакральном.

Был такой писатель Валентин Пикуль, и была у него фраза «Лучше быть, чем казаться». Фрагменты СССР живут в наши дни по обратному принципу — «Казаться лучше чем быть». И не вина кораблей и их конструкторов и строителей в том, что их творения теперь используют не совсем по назначению, они то как раз сделали что могли.