О великих стройках путинской России

A_NALGIN 7.03.2018 5:47 | Политика 285

С какой стороны ни посмотри, но не воздать должное Владимиру #Путин­у нельзя. Он исключительный «везунчик», и это – благо. Именно при нём России удивительно, фантастически повезло. Внешнеторговая конъюнктура широко улыбнулась нефтезависимой сверхдержаве, и мировые #цены на #нефть выросли с 28,5 долл./барр. в 2000 году до 102 долл./барр. в среднем за 2010–2014 годы. И даже сейчас, несмотря ни на что они более чем вдвое выше средних значений 18-летней давности.

А если учесть сопоставимое удорожание газа, металлов, другого сырья, то невозможно не признать: Россия получила колоссальный бонус от мировых рынков. Его было вполне достаточно, чтобы превратить страну если не в очередной #Китай, то хотя бы в новые Эмираты, заложив основы для экономического подъёма на несколько десятилетий вперёд.

Но что же реально было построено благодаря шальным нефтяным деньгам?

Распространённый ответ ничего – грубая ошибка и крупная натяжка. В Сети немало бродит списков промышленных предприятий, аграрных комплексов, инфраструктурных объектов и многого прочего, построенного в России при Владимире Путине. Некоторые из них можно увидеть вот на такой карте.

Building-Putin

Это не самый полный перечень, есть и более пространные. На популярных в некоторых кругах РуЭксперте имеется большой список путинских строек.

Правда, по многим свежим проектам информация, мягко говоря, устарела. Например, строительство Калининградского автокластера де-факто заморожено до лучших времён, а действующее производство работает на треть от возможного. Китайская компания Lifan, изначально планировавшая начать полноценный выпуск автомобилей на заводе в Липецкой области в прошлом году и построить для этого новый завод, теперь ограничится небольшим сборочным цехом. И такие корректировки за пределами сырьевого сектора встречаются сплошь и рядом. Обрабатывающая #промышленность чувствует себя золушкой.

Да и у сырьевиков не всё гладко. «Газпром», крупнейшая монополия страны, за все эти годы построила или всё ещё строит несколько впечатляющих трубопроводов, но в то же время добыла в 2017 году газа меньше, чем в 1999-м: 472 млрд м3против 545 млрд м3. «Роснефть», которая собрала все возможные нефтяные активы, от ЮКОСа до «Итеры», купила в 2013 году ТНК-ВР за 55 млрд долл., но сама сейчас оценивается лишь около 53 млрд долл. И если продолжить речь о госкомпаниях, то ВЭБ, главный «институт развития», — всё ещё потенциальный банкрот, а «Ростехнологии» — ничто без военных заказов, истощающих бюджет.

Вернёмся к стройкам, однако. Транспортная инфраструктура в России развивается, но черепашьими темпами. Например автодорог в 2017 году строилось 2,4 тыс. км в год — почти в 3 раза меньше, чем в 2000-м., а в 2014-2016 гг. эти показатели были ещё ниже. Высокоскоростные железнодорожные магистрали по большей части остаются бумажными проектами. Развиваются разве что трубопроводы, порты, а также прочие объекты экспортной инфраструктуры. И несколько реализованных мегастроек, от сочинских олимпийских объектов до стадионов к ЧМ-2018, служат памятниками расточительства прекрасной эпохи.

По сути, великие путинские стройки последних 18 лет либо обслуживали потребности сырьевых экспортёров, либо удовлетворяли амбиции высшего руководства страны. В том числе – оружейные: российский ВПК получил более триллиона долларов, на которые изготовил красивые макеты и снял впечатляющие мультики. Во всём остальном огромный конъюнктурный бонус ушёл, как вода в песок.

Почему же России так не повезло при самом везучем со времён Л.И.Брежнева главе государства?

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...
Партия нового типа
Центр сулашкина