Ответ юриста

Евгений Павлович Железняк Русранд 15.04.2020 15:28 | Закон 131

Граждане России очень обеспокоены незаконностью действий властей. Ответ дает юрист на примере Краснодарского края.

Юридическая экспертиза нормативных правовых актов главы администрации (губернатора) Краснодарского края, принятых в период с 13 марта по 11 апреля 2020 года в связи с распространением новой коронавирусной инфекции

14 марта 2020 года в Российской газете опубликовано Постановление губернатора Краснодарского края № 129 от 13 марта 2020 года (далее по тексту — Постановление № 129) «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)».

Как следует из преамбулы Постановления № 129, это постановление издано в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А., подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)».

Постановлением № 129 на территории Краснодарского края с 5 марта по 1 мая 2020 года введён режим повышенной готовности. Постановлением № 129 также запрещено проведение массовых мероприятий среди учащихся и студентов с числом участников более 1000 человек. Помимо запрета, рекомендовано максимально сократить количество проводимых массовых мероприятий.

Также Постановление № 129 содержит рекомендации гражданам, прибывшим из стран, где зарегистрированы случаи коронавирусной инфекции, передавать сведения о датах и местах их пребывания на горячую линию министерства здравоохранения Краснодарского Края, при обнаружении первых признаков респираторных заболеваний, незамедлительно обращаться в медучреждения для оказания им помощи на дому, а также соблюдать рекомендации главных санитарных врачей о нахождении в режиме самоизоляции (на дому).

Кроме этого в Постановлении № 129 даны рекомендации работодателям касательно контроля за прибывшими из стран, где зарегистрированы случаи коронавирусной инфекции, работниками, а также рекомендации по дезинфекции помещений.

Постановлением № 129 Минздраву края поручено обеспечить выполнение пункта 2 постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, от 2 марта 2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)».

17 марта 2020 года в Российской газете опубликовано Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 марта 2020 года № 148 (далее по тексту — Постановление № 148) «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)».

Постановление № 148 принято, как следует из его преамбулы, принято в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 марта 2020 г. № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019», в целях предотвращения угрозы распространения на территории Краснодарского края коронавирусной инфекции (COVID-2019).

Постановлением № 148 внесены незначительные изменения в Постановление № 129, касающиеся уменьшение с 1000 до 100 человек — участников массовых мероприятий, проведение которых запрещается.

Также Постановлением № 148 даны поручения руководителям органов исполнительной области и главам муниципальных образований разработать дополнительный комплекс мер, связанных с профилактикой и предупреждением распространения коронавируса. Последнему дано переименование с «2019-nCoV» на «COVID-2019».

20 марта 2020 года в Российской газете опубликовано Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 марта 2020 года № 149 (далее по тексту — Постановление № 149) «О дополнительных мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) и о внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 года № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)».

Как следует из преамбулы Постановления № 149, оно принято в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», в целях предотвращения угрозы распространения на территории Краснодарского края коронавирусной инфекции (COVID-2019).

Постановлением № 149 Минздраву Краснодарского края поручено обеспечить проведение мероприятий, предусмотренных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7.

Помимо этого Постановлением № 149 определено лицам, проживающим и (или) прибывшим в Краснодарский край и посещавшим территории иностранных государств выполнять требования по самоизоляции в домашних условиях.

27 марта 2020 года в Российской газете опубликовано Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 марта 2020 года № 172 (далее по тексту — Постановление № 172) «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)».

Как следует из преамбулы Постановления № 172, оно издано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», протоколом заседания рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, от 20 марта 2020 г. № 4-28-3/20, постановлением главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 25 марта 2020 г. № 6 «О введении ограничительных мероприятий в организациях и на объектах», решением комиссии администрации Краснодарского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 25 марта 2020 г. № 840, обращением Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г., Правительственной телеграммой от 19 марта 2020 г. № 12–1/10/В-2200, предложением главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 26 марта 2020 г. № 23-00-07/01-5156-2020, в целях выполнения решений, принятых на заседании президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 25 марта 2020 г., предотвращения угрозы распространения на территории Краснодарского края коронавирусной инфекции (COVID-2019).


Замечание 1. Президиум Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации действует на основании Положения, утверждённого Постановлением Правительства России от 14 марта 2020 года № 285 (с изменениями и дополнениями). Как следует из Положения, Координационный совет по своему функционалу не призван выступать в качестве Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Требование о создании такой Единой системы закреплено в статье 4 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», о чём речь пойдёт ниже.

Постановлением № 172 внесены изменения в Постановление № 129 в части запрета на проведение мероприятий с очным присутствием граждан, посещение баров, кафе, ресторанов. Ограничена деятельность гостиниц (в части бронирования и заселения), торгово-развлекательных центров. Впервые упомянута самоизоляция (пожилых граждан старше 65 лет). Рекомендован карантин для объектов и организаций, где обнаружен больной новой инфекцией. Ограничено движение внутримуниципального, межмуниципального транспортного пассажирского сообщения, а также внутрирегионального авиационного и железнодорожного сообщения. Срок действия ограничений — с 28 марта по 5 апреля 2020 года.

31 марта 2020 года в Российской газете опубликовано Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 марта 2020 года № 178 (далее по тексту — Постановление № 178) «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)».

Как следует из преамбулы Постановления № 178, оно введено в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г., в целях предотвращения угрозы распространения на территории Краснодарского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).

Постановлением № 178, в соответствии с поручением Правительства введены ограничения на работу гостиниц, горнолыжных трасс с 5 апреля до 1 июня 2020 года. На период действия режима «повышенная готовность» приостановлена деятельность организаций, посещения гражданами зданий, строений и сооружений, парков и скверов. Приостановлена деятельность объектов, оказывающих услуги гражданам. Режим самоизоляции рекомендован, помимо граждан старше 65 лет, гражданам, страдающими некоторыми видами заболеваний. Частично разрешена деятельность по организации автобусных перевозок (в режиме «утро» и «вечер»).

31 марта 2020 года в Российской газете опубликовано Постановление губернатора Краснодарского края № 185 от 31 марта 2020 года (далее по тексту — Постановление № 185) «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края».

Как следует из преамбулы Постановления № 185, оно введено в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», предписанием главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 31 марта 2020 г. № 7, в целях предотвращения угрозы распространения на территории Краснодарского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).


Замечание 2. Предписание главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 31 марта 2020 г. № 7 надлежащим образом для всеобщего сведения не опубликовано. Его содержание мне найти не удалось. Как и депутату Государственной Думы Н.Осадчему, который был вынужден по этому поводу подать депутатский запрос в прокуратуру края.

Постановлением № 185 объявлены ограничительные мероприятия (карантин) с 31 марта по 5 апреля 2020 года — запрет лицам, проживающим (находящимся) на территории Краснодарского края, покидать места проживания (пребывания), за некоторыми исключениями. Помимо этого введены запреты на проезд автотранспорта по населённым пунктам муниципальных образований (как транзитного автотранспорта, так и автомобилей местных жителей. Исключение касается только тех населённых пунктов, где объездные дороги отсутствуют).

5 апреля 2020 года в Российской газете опубликовано Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 апреля 2020 года № 194 (далее по тексту — Постановление № 194) «О продлении срока ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края и о внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 марта 2020 г. № 185 «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края».

Как следует из преамбулы Постановления № 194, оно издано в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», предписанием главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 31 марта 2020 г. № 7, в целях предотвращения угрозы распространения на территории Краснодарского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).


Замечание 3. Предписание главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 31 марта 2020 г. № 7 надлежащим образом для всеобщего сведения так и не опубликовано. Ссылка губернатора на одно и тоже предписание главного государственного санитарного врача при увеличении срока проведения ограничительных мероприятий ставит под сомнение наличие вообще каких-либо оснований для продления ограничительных мероприятий.

Постановлением № 194 внесены изменения в Постановление № 185. Сроки проведения карантина увеличены до 12 апреля (ранее — до 5 апреля). В преамбуле ссылка на Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» дополнена словами «Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Данным постановлением расширен список оснований, по которым гражданам разрешено покидать свои дома — для следования в суд и для следования в орган или к должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях. Постановлением № 194 введены пропуска для автомобильного транспорта (красного цвета — общие, зелёного — специальные).

5 апреля 2020 года в Российской газете опубликовано Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 апреля 2020 года № 195 (далее по тексту — Постановление № 195) «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)».

Как следует из преамбулы Постановления № 195, оно издано в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 762-р, в целях предотвращения угрозы распространения на территории Краснодарского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).


Замечание 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 762-р касается исключительно вопроса установления перечня товаров первой необходимости, а также способов их реализации (дистанционным способом).

В соответствии с Постановлением № 195, действие режима повышенной готовности продлено до 12 апреля 2020 года.

11 апреля 2020 года на портале администрации Краснодарского края в сети Интернет размещено Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 апреля 2020 года № 215 (далее по тексту — Постановление № 215) «О продлении срока ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края и о внесении изменений в постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 года № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», от 31 марта 2020 года № 185 «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края».

Как следует из преамбулы Постановления № 215, оно издано в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях предотвращения угрозы распространения на территории Краснодарского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).

Постановлением № 215 продлён срок ограничительных мероприятий (карантина) до 18 апреля 2020 года. А также внесены изменения в Постановление № 129:

— в преамбулу после слов «COVID-2019» дополнено словами «и выполнения правил поведения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации».

— пункт 3 изложен в новой редакции, в соответствии с которой лица, проживающие (находящиеся) на территории Краснодарского края, обязываются не покидать места проживания (пребывания) и перейти на режим самоизоляции до 18 апреля 2020 года, за исключением случаев передвижения с целью обращения в медучрежения, за покупками, для выгула собак и следования в суд и в уполномоченный орган по рассмотрению дел об административных правонарушениях. А также с иными целями (при наличии специального пропуска).

Постановлением № 215 ограничено перемещение граждан как внутри муниципального образования, так и между муниципальными образованиями края на принадлежащих им автомобилях при отсутствии у них специального попуска.

Помимо этого Постановлением № 215 запрещена деятельность организаций, оказывающих услуги по кратковременной аренде транспортных средств.

Разрешена деятельность ярмарок и рынков, осуществляющих продажу продовольственных товаров. А также автомоечных комплексов, пунктов техобслуживания по оказанию услуг организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по доставке продовольственных товаров.

Постановлением № 215 с 13 апреля 2020 года возобновлена деятельность по оказанию образовательных услуг дистанционным способом. Помимо этого, уточнено время работы пригородных автобусных маршрутов в режиме «утро» и «вечер».

Постановлением № 215 также внесены изменения в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 марта 2020 года № 185 «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края».

Так, карантинный режим продлён до 18 апреля 2020 года. Введён запрет на перемещение гражданами по территории нескольких муниципальным образованиям без наличия специальных пропусков (за исключением следования в суд и в уполномоченный орган по рассмотрению дел об административных правонарушениях).

На дату 12 апреля 2020 года Постановление № 215 официально для всеобщего сведения не опубликовано.

Таким образом, на территории Краснодарского края с 14 марта 2020 года в целях предотвращения угрозы распространения коронавируса принято и действует два Постановления губернатора:

— Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 года № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (с изменениями и дополнениями от 17.03.2020, 20.03.2020, 27.03.2020, 31.03.2020, 5.04.2020, 11.03.2020 года);

— Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 марта 2020 года № 185 «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края» (с изменениями от 5.04.2020 и 11.03.2020 года).

То есть, на территории Краснодарского края в обозначенный выше период действует как режим повышенной готовности, так и ограничительные мероприятия (карантин).

Как следует из установочных частей постановлений, основаниями для их издания послужили следующие федеральные законы:

— Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту — ФЗ о ЧС);

— Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту — ФЗ о СЭБН);

Помимо этого, основаниями выступили указы Президента России, постановления Правительства России, постановления главных государственных санитарных врачей.

В соответствии с положениями действующей редакции ФЗ о ЧС, режим повышенной готовности на территории субъекта может быть введён на основании решения руководителя органа исполнительной власти субъекта России. Так, в случае введения режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, глава субъекта России в праве установить: региональный уровень реагирования — решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, городского округа и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.


Замечание 5. В ФЗ о ЧС в последнее время был внесён ряд изменений и дополнений, вступивших в силу 31 декабря 2019 года и 1 апреля 2020 года. Так, с 1 апреля 2020 года в понятие ЧС было включено и такое понятие, как заболевания, представляющего опасность для окружающих. Ранее чрезвычайной ситуацией признавалась обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы. Тем самым законодатель решил, что регулирование правоотношений, связанных с эпидемиями и эпизоотиями должно регулироваться и ФЗ о ЧС. Дополнения касались и изменения понятия режима повышенной готовности. Ранее введение этого режима не рождало каких-то дополнительных обязанностей у граждан. Новациями (при режиме повышенной опасности и чрезвычайной ситуации) граждан обязали исполнять нормы и правила поведения. Нововведения внесли некоторую неопределённость в полномочиях должностных лиц на уровнях Федеральный центр — субъекты — муниципальные образования. Так не установлена строгая регламентация прав и обязанностей, а также не определены критерии по отнесению той или иной чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального, местного или объектового масштаба (в части именно случаев распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих). Не определены критерии для введения режима повышенной готовности и их отличия от критериев введения режима чрезвычайной ситуации. Что привело к произвольному толкованию норм ФЗ о ЧС федеральными и региональными органами власти. Да и попросту непонимания — какие действия и кем должны быть предприняты. Всё это, как оказалось, привело к произвольному толкованию норм права правоприменителем.

В нарушение положений ФЗ о ЧС, координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лице Правительственной комиссии, в лице соответствующих комиссий субъектов так и не создано. Соответственно нет и никакого федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Некому и принять решение об отнесении чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера (пункт 2.3 статьи 4.1 ФЗ о ЧС). Специальный фонд Правительства (по борьбе с распространением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций был ликвидирован). Чрезвычайная ситуация ни на региональном, ни на федеральном уровне до сих пор так и не объявлена. Только режим повышенной готовности. Который сам по себе не предполагает каких-либо действий по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Анализ Постановления губернатора Краснодарского края от 13 марта 2020 года № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» показал, что в нарушение положений ФЗ о ЧС губернатором не назначено ответственное за ликвидацию чрезвычайной ситуации должностное лицо. Себя он в качестве такого должностного лица не назначил, однако это не помешало ему издавать соответствующие постановления, которыми установлены требования по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Статьёй 11 ФЗ о ЧС (часть 1) установлены полномочия органов государственной власти субъектов России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Так, органы государственной власти субъектов России:

а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;

г) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;

и) отменён;

к) содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

л) принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;

м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

н) устанавливают региональный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;

о) осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обеспечивают ее эксплуатацию и развитие;

п) создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

р) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

с) устанавливают порядок организации и обеспечивают осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера с учетом порядка осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленного Правительством Российской Федерации;

т) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъектов Российской Федерации;

у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта;

ф) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона.

Оказалось, что по прошествии месяца с даты введения режима повышенной готовности губернатором Краснодарского края не разработан и не утверждён план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Доказательством этому служит как отсутствие официально опубликованного плана действий, так и наличие большого числа изменений в соответствующие постановления губернатора.

Помимо этого губернатором не доведено до населения и решение об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам России в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены. Не заметна и деятельность губернатора по содействию устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера. Напротив, деятельность большинства организаций запрещена или ограничена. Нет никакой информации и о создании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Зато постановления губернатора содержат запреты и ограничения, касающиеся свободного передвижения граждан. Путём установления для них норм и правил поведения, а также карантина.

Что касается норм и правил поведения. Выше мы уже касались этого вопроса, когда приводили положения ФЗ о ЧС. Как было сказано, 1 апреля 2020 года в ФЗ о ЧС введены дополнения. Они касаются и того, что помимо Президента, правом объявления чрезвычайного положения наделено и Правительство России. При объявлении режима повышенной готовности Правительство России и главы субъектов наделены правом на установление обязательных норм и правил поведения. При этом следует отметить, что нормы и правила поведения, установленные главами субъектов, не могут противоречить нормам и правилам поведения, установленными постановлением Правительства России.

Соответствующие Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации утверждены Постановлением Правительства России от 2 апреля 2020 года № 417.

Так, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны:

а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее — уполномоченные должностные лица);

в) при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

г) при обнаружении пострадавшего (пострадавших) принимать меры по вызову уполномоченных должностных лиц и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему (пострадавшим) первую помощь;

д) иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом «в» настоящего пункта и подпунктами «б» и «в» пункта 4 настоящих Правил.

При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается:

а) создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта;

б) заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону;

в) осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью;

г) осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации;

д) распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

Как видно, Правительством России не установлено запретов на свободное передвижение граждан. Из чего можно сделать вывод о том, что положения постановлений губернатора Краснодарского края, которыми при объявлении режима повышенной готовности введены запреты на свободное передвижение граждан, в том числе и на личном автотранспорте, противоречат нормам и правилам поведения, установленных Постановлением правительства и в силу положений пункта 1.1 статьи 11 ФЗ о ЧС (и вследствие только одного этого обстоятельства) не имеют никакой силы.


Замечание 6. После внесения изменений в ФЗ о ЧС в части расширения понятия ЧС (распространения заболевания, представляющего угрозу для окружающих) не были внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства России от 27 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятого во исполнение положений ФЗ о ЧС. В соответствии с данным Постановлением ЧС подразделяются на ЧС муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера. Классификация осуществляется в зависимости от числа умерших или получивших ущерб здоровью либо размера материального ущерба (от 10 человек и 240 тысяч рублей до более 500 человек и 1,2 млрд. рублей). Что дало возможность органам государственной власти и их должностным лицам сколь угодно долго сохранять режим повышенной готовности, не вводя режим ЧС.

Указанные выше постановления губернатора Краснодарского края в своей преамбуле, помимо ссылок на положения ФЗ о ЧС, вводя ограничительные мероприятия (карантин), ссылаются и на ФЗ о СЭБН (Постановление № 185, № 194 и № 215).

В соответствии с положениями действующей редакции ФЗ о СЭБН, ограничительные мероприятия (карантин) — административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

В соответствии со статьёй 6 ФЗ о СЭБН, к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся, в том числе, и введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

То есть, в соответствии с законом, введение и отмена ограничительных мероприятий возможно только на основании соответствующих актов главных санитарных врачей.

Полномочия главных санитарных врачей и их заместителей установлены в статье 50 ФЗ о СЭБН.

Так, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в полномочиях указанных должностных лиц есть и право выносить мотивированные постановления о:

— госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

— проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

— временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

— проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;

— введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.

Таким образом, в соответствии с требованиями ФЗ о СЭБН, ограничительные мероприятия (карантин) могут быть объявлены губернатором, но не иначе как на основании соответствующего акта главного санитарного врача. Последний, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина), но ТОЛЬКО В ОРГАНИЗАЦИЯХ И НА ОБЪЕКТАХ. Соответственно, введение карантина в том виде, который изложен в вышеназванных постановлениях губернатора Краснодарского края не соответствует требованиям законодательства. Ввиду того, что ограничительные мероприятия (карантин) могут касаться только запрета на посещения строго определённых объектов и организаций. Запрет на выход из дома — это не мера по соблюдению ограничительных мероприятий (карантина), а что-то иное. Оказалось, что вводя ограничительные мероприятия (карантин) в виде запрета гражданам покидать места проживания, губернатор вышел за пределы своих полномочий и нарушил права граждан на свободу передвижения, о чём более подробно мы скажем ниже. К сказанному следует добавить то, что в Постановлении № 215, продляющим сроки действия ограничительных мероприятий, вообще нет ссылки на акт главного санитарного врача.


Замечание 7. Само по себе введение ограничительных мероприятий касается только тех граждан, кто находится в зоне риска (например, прибыл из мест распространения опасного заболевания) или тех, кто заражён либо имеет явные признаки заболевания. Смотрите Постановление главного санитарного врача России от 30 марта 2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения covid-2019».

Исходя из изложенного, представляется возможным сделать промежуточный вывод: положения постановлений губернатора Краснодарского края, приведённые выше, не соответствуют требованиям законодательства (ФЗ о ЧС, ФЗ о СЭБН) в части введения норм и правил поведения и ограничительных мероприятий, связанных с введением запрета на свободное передвижение граждан.

Существуют ли другие основания, по которым мы можем признать не соответствующими закону и нарушающими права граждан соответствующие нормы приведённых выше положений постановлений губернатора Краснодарского края? Да, существуют. Такие основания закреплены в Основном законе страны — Конституции России.

В соответствии со статьёй 15 Главы 1 Конституции России, Конституция России имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции России (часть 1).

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию России и законы (часть 2).

В соответствии со статьёй 16 Главы 1 Конституции России, положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя России и не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленным настоящей Конституцией (часть1). Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя России (часть 2).

В соответствии с частью 1 статьи 27 Главы 2 Конституции России, каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии со статьёй 56 Главы 2 Конституции России: в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (часть 1).

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом (часть 2).

В соответствии со статьёй 64 Главы 2 Конституции России, положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в России и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Исходя из приведённых выше положениий Конституции России, право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства может быть ограничено не иначе, как на основании федерального конституционного закона.

Как нами было показано выше, постановления губернатора Краснодарского края, в качестве обоснования принимаемых мер, имеют ссылки на федеральные законы, но не на положения федерального конституционного закона.

А имелась ли возможность у губернатора в качестве обоснования собственных распоряжений, направленных на ограничение права граждан на свободное передвижение, привести положения федерального конституционного закона? Оказывается, нет, такой возможности у должностного лица не имелось. По причине того, чрезвычайное положение в России не объявлено.

В соответствии с положениями Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» (далее по тексту — ФКЗ о ЧП), чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю России и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя России, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (статья 3).

Как видно, возникновение эпидемии на территории России является одним из оснований для объявления чрезвычайного положения. И у законодателя не было никаких оснований усложнять действующее правовое регулирование, вводя изменения в ФЗ о ЧС, когда распространение заболевания, представляющего угрозу для окружающих, было включено в понятие чрезвычайной ситуации.

В соответствии со статьями 4 и 5 ФКЗ о ЧП, чрезвычайное положение на всей территории России (или отдельной её части) вводится указом Президента России с незамедлительным уведомлением об этом Федерального Собрания России. В указе при этом, кроме прочего, должны быть указаны как чёткие обоснования необходимости введения ЧП, так и пределы вводимых ограничений прав граждан, а также срок, на который вводится режим ЧП.

Указ Президента подлежит немедленному опубликованию и в течение 72-часов он должен быть утверждён (или не утверждён) Советом Федерации. В случае его не утверждения Указ теряет силу (статьи 5 и 6 ФКЗ о ЧП).

Срок действия ЧП — 30 дней (в случае введения ЧП на всей территории России) и 60 дней — в случае его введения на отдельной территории. По истечении срока ЧП может быть продлено по той же процедуре. То есть Указ Президента — его утверждение (не утверждение) СФ (статья 9 ФКЗ о ЧП).

Статья 11 ФКЗ о ЧП содержит меры и временные ограничения, применяемые при введении ЧП. Статьи 12 и 13 содержат дополнительные меры и временные ограничения, которые могут быть введены дополнительно. Особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что меры и временные ограничения отличаются, в зависимости от обстоятельств, послужившими основаниями для введения ЧП (см. п.п. «а» и «б» статьи 3 — см. выше). Так, комендантский час может быть введён только при наступлении обстоятельств, предусмотренных п. «а», а карантин — только при наличии обстоятельств, предусмотренных п. «б».

Статьёй 28 ФКЗ о ЧП установлены пределы применения мер и временных ограничений, в соответствии с которыми ограничение конституционных прав граждан осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.

Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством России (часть 2 статьи 29 ФКЗ о ЧП).

В условиях действия ЧП не прекращается деятельность судов и органов прокуратуры. Установлена ответственность как граждан за невыполнение ФКЗ о ЧП, так и государственных органов и должностных лиц (в части превышения должностных полномочий при применении силы и специальных средств, а также в случае нарушения установленных ФКЗ о ЧП гарантий прав и свобод человека и гражданина).

При ознакомлением с положениями ФКЗ о ЧП, нельзя не прийти к выводу о том, что Президент России самоустранился от исполнения своих должностных обязанностей, предусмотренных статьёй 80 Конституции России, когда вместо Указа о введении чрезвычайного положения ввёл последовательно два своих Указа (от 25 марта и 2 апреля 2020 года) «Об объявлении в России нерабочих дней» и «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Вместо того, чтобы взять на себя ответственность, выступить гарантом Конституции, Президент Путин В.В. поручил губернаторам самостоятельно обеспечить разработку комплекса ограничительных и иных мероприятий. Так, как будто проблема носит не федеральный, а региональный характер. При этом положения его указов вошли в явные противоречия с действующими положениями законов (Трудовой кодекс, ФЗ о ЧС, ФЗ о СЭБН). Ибо даты выходных (нерабочих) дней определяются Федеральным законом и не могут быть изменены Указом президента, а комплекс ограничительных и иных мероприятий, изложенный в тексте указа, якобы в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечивается совершенно иными мероприятиями, указанными в статье 3 ФЗ о СЭБН.

Среди тех, кто откликнулся и принялся исполнять незаконные указы Путина В.В., оказался и губернатор Краснодарского края В. И. Кондратьев. Последний явно вышел за пределы своих полномочий, произвольно и в нарушение Конституции, введя в действие целый перечень мер, ограничивающих конституционные права граждан.


ВЫВОД

Представленные для юридической экспертизы постановления губернатора Краснодарского края В. И. Кондратьева приняты с нарушением действующего законодательства и в отсутствии законных оснований. Содержание указанных постановлений вступило в прямое противоречие с положениями Конституции России и грубо нарушило основные конституционные права граждан, прежде всего, право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. Исходя из сложившейся в России ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции, у Президента России возникла обязанность в объявлении соответствующего указа о введении чрезвычайного положения на всей территории России, предусмотренного Федеральным конституционным законом. Либо введения чрезвычайной ситуации на федеральном уровне с одновременной отменой соответствующих постановлений и иных нормативных правовых актов глав администраций субъектов России, ограничивающих свободное передвижение граждан (при сохранении карантинных мероприятий для граждан, прибывших из заражённых территорий, заболевших или с признаками заболевания).

В том случае, если кто-либо из граждан был привлечён к административной ответственности за несоблюдение правил и норм поведения, а также ограничительных мероприятий в части несоблюдения режима так называемой самоизоляции или карантина (в отсутствии негативных последствий в виде распространения заболевания или создания угрозы такого распространения), в таком случае соответствующие постановления о привлечении к административной ответственности подлежат обжалованию в 10-ти дневный срок в мировой суд по месту жительства — на основании положений Конституции России, федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства России от 2 апреля 2020 года и Постановления главного санитарного врача России от 30 марта 2020 года «О дополнительных мерах по недопущению распространения covid-2019», с учётом положений настоящей юридической экспертизы о несоответствии постановлений губернатора Краснодарского края требованиям действующего законодательства.

Евгений Павлович Железняк
12 апреля 2020 года

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора

Популярное за неделю