ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (8). Красивы ли «Черёмушки»?

Александр Майсурян 14.05.2018 5:31 | История 67

«Великое переселение народов. За последние десять лет в Советском Союзе переехали в новые дома или улучшили свои жилищные условия сто восемь миллионов человек». Рисунок И. Семёнова

В этот раз, как водится, придётся сделать очередное отступление в сторону, поскольку в предыдущем посте серии один из комментаторов высказал чрезвычайно типичную идею о том, что вот смотрит он на кварталы совершенно однообразной застройки и что-то его сомнение берёт, что «повторение — это красота»…

Это замечание для меня особенно «в яблочко», поскольку об этом же самом — о «кварталах однообразной застройки» (которые в разных городах называли «Черёмушками») и отношении к ним — я писал и 20 лет назад, именно как типичнейшем примере эволюции понятий о красоте. Вот что я писал тогда: «В 50-е годы в Советском Союзе, как известно, началось массовое жилищное строительство. Пока оно насыщало самый первый, острейший «жилищный голод», кварталы однотипных панельных домов, прозванные «Черёмушками», воспринимались как достижение. На кирпичных зданиях того времени строители даже изображали полоски, чтобы дома походили на типовые панельные. Затем одинаковость новостроек уже стала вызывать у многих раздражение, насмешки; теперь общественное мнение требовало разнообразия застройки.»

Вишенка на торте тут, конечно, это «полоски на кирпичных зданиях, чтобы дома походили на типовые панельные». Эта деталь очень ясно и ярко показывает нам господствующие массовые представления о красоте в архитектуре того времени. Но не только она, конечно.


Выставка достижений советской науки, техники и культуры в Нью-Йорке. Посетители изучают макет новейшего панельного дома. 1959


Дегунино. Фото из архива Института модернизма. К концу 1980-х около 70% территории больших городов СССР занимала именно типовая застройка. Таким стал результат самой массовой в истории человечества кампании строительства социального жилья.

На тетрадях для школьников в 60-е годы тоже рисовали эти самые «Черёмушки». Люди радовались этим кварталам, и искренне считали их красивыми (раз даже изображения их на тетрадках были популярны).

Или вот характерный рисунок с обложки «Крокодила». Девочка грустит о том, что вместо «Черёмушек», обещанных на проектном плане, горсовет в реальности оставил старую, разнообразную застройку города: церквушки, одноэтажные домики, дворцы спорта и т.д.

Вот ещё рисунки из советской печати «за Черёмушки»:


На левом рисунке строителям не даёт подступиться к сносу ветхого жилья мемориальная доска со словами «В этом доме то ли родилась, то ли умерла какая-то княгиня, где-то кем-то описанная». На правом — Баба-Яга гордо предъявляет строителям «Охранную грамоту» исторического памятника на свою избушку.

А это ещё более многочисленные рисунки тоже из советской печати «против Черёмушек». Они стали появляться с конца 60-х годов и достигли максимума к 80-м.

Завершающей точкой в этом процессе перемены общественных настроений может послужить рисунок, взятый советской печатью из прессы «братских стран социализма»:

Ну, а своеобразным «манифестом против Черёмушек» стал известный мультик из фильма «Ирония судьбы». К сожалению, усилиями копирастов его сейчас можно посмотреть только на youtube.

Слева — видимо, идеал архитектурной красоты авторов фильма, который появляется вначале под старинную музыку (автор-архитектор довольно улыбается), а справа — то, что из него делают негодные градостроители массовой застройки:

«Теперь чуть ли не в любом советском городе есть свои «черёмушки», – иронически говорит закадровый голос в начале фильма. – Человек попадает в любой незнакомый город и чувствует себя в нём как дома… Типовые лестничные клетки окрашены в типовой приятный цвет, типовые квартиры обставлены стандартной мебелью».

Но особенно показательно, что идею этого легкомысленного мультфильма сочувственно упомянул… Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев в отчётном докладе XXVI съезду партии в 1981 году!

«Не надо объяснять, — заявил генсек с трибуны съезда, — как важно, чтобы всё окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса… Градостроительство в целом нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии. Чтобы не получалось, как в истории с героем фильма, который, попав по иронии судьбы в другой город, не сумел там отличить ни дом, ни квартиру от своей собственной. (Оживление в зале. Аплодисменты.)»

Кстати, вся эта история с критикой «Черёмушек» в печати и кино и последующей переменой официального отношения к ним на 180 градусов хорошо показывает, что, во-первых, дискуссии в СССР по самым насущным вопросам были вполне возможны, а во-вторых, это не власть имущие диктовали обществу его вкусы, а скорее, наоборот, власти подстраивались под меняющееся общественное мнение. Но это, конечно, совсем другая тема…

Возвращаясь же к теме поста, легко видеть, что представление об архитектурной красоте в общественном сознании поменялось. И не просто поменялось за считанные годы, а изменилось на диаметрально противоположное. И перелом в отношении к «Черёмушкам» в середине 70-х совпал, между прочим, с процессами обуржуазивания советского общества. Буржуазно-интеллигентские представления о красоте резко отличались от рабоче-крестьянских.
Если же рассматривать именно эволюцию архитектуры, то мы увидим в действии ровно тот же самый закон, который наблюдается во всех процессах эволюции. От красоты строгой целесообразности — к избыточной красоте, всевозможным «излишествам» и прочим «павлиньим хвостам». Впрочем, об этом уже много раз говорилось в предыдущих постах.

Посты по теме:
ПИСЬМО 1.
ПИСЬМО 2.
ПИСЬМО 3. Красота — это повторение
ПИСЬМО 4. Всегда ли красота целесообразна?
ПИСЬМО 5. Есть ли в природе реклама?
ПИСЬМО 6. Есть ли у животных эстетическое чувство?
ПИСЬМО 7. Почему красота может «погубить мир»?

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...
Партия нового типа
Центр сулашкина