ПНТ. Программные основы. Занятие 6. Ценности, цели и управление

Русранд 5.07.2018 0:45 | Политика 30

Продолжаем публикацию курса лекций по основам политики и методологии формирования партийной программы Партии нового типа, составленного как обязательный партминимум знаний члена ПНТ.

Тема сегодняшнего занятия: «Ценности, цели и управление». Материал для самостоятельной работы рекомендован на предыдущем занятии №5.

Партия — это субъект не только пространства политической борьбы за власть, тут еще при обретении власти важно пространство партийно-опосредованного государственного управления, Кроме того, реализация самих политических проектов. Например, избирательная кампания или лоббистская кампания, которая осуществляется силами партии во взаимодействии с избирателями и, соответственно, с парламентом страны, или завоевание общественного мнения. Это политические проекты и в них тоже есть ценности, цели и управление.


ЧТО ТАКОЕ «ЦЕННОСТЬ»?

Это не цена и не ценник, а что? Начнем, как всегда, с ключевых смыслообразующих категорий — смысл слов часто зависит от контекста, слова многозначны, а нам нужны коренные, ядерные смыслы, отвечающие за содержание последующей деятельности.

Ценность. Для начала черпнем мудрости из словаря: «Ценность — это отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям, является таким, каким он должен быть, он считается хорошим или позитивно ценным. Объект, не удовлетворяющий требованиям, относится к плохим или негативно ценным. Объект, не представляющийся ни хорошим, ни плохим, считается безразличным или ценностно-нейтральным». Что может дать такое определения для нашей деятельности, непонятно. Держим в уме это схоластическое определение и даем свое активно деятельностное определение.

Так что такое «ценность»? Почему мы имеем дело с ценностью, когда занимаемся политическими проектами, политическим и государственным управлением, задачами партийной деятельности? Ценностей как понятий в смысловом словарном пространстве существует несколько. Есть ценность, которая для человека сравнивает свойства необходимого ему предмета с неким эталоном — это компаративная ценность. Отсюда ценники возникают. Мы говорим «ценная вещь», имея в виду, что мы сравниваем ее с какой-то вещью, которая, условно, абсолютно удовлетворяет каким-то нашим представлениям. Например, ценное украшение.

Значит, первое представление о ценности в практике человеческой жизни, в том числе и в политике, — это сравнительная функция этого понятия. Должен быть некий эталон и отношение к этому эталону того предмета, который вы характеризуете как ценный или неценный. Второе смысловое содержание ценности таково: ценность — это источник эстетического наслаждения. Например, красивые образы, красивые предметы, красивый закат. Закат никакие жизненно важные потребности человека не удовлетворяет, сравнивать его не с чем. Но есть такое свойство у человеческого сознания — искать и находить эстетическое наслаждение в совершенстве, в пропорциях, в некоторых, как мыслители определяли, характеристиках субъектов взаимодействия. Это вторая коннотация слова «ценности». Но мы все-таки ищем активно-деятельностное определение, которое способно нагружать человека пониманием, куда нужно двигаться в изучении окружающего мира и в целеполагании своей деятельности. Поэтому третье содержание понятия ценности, важное и близкое нашим задачам и словарю, — это ценность-мотиватор.

Из этого определения для нас возникнет целый шлейф словарных задач.


ЧТО ТАКОЕ «МОТИВАЦИЯ»?

Что такое «мотивация»? Что такое «мотиватор» для человека? Это некоторые психологические обстоятельства, которые заставляют его быть активным, заставляют его действовать. Так мы выходим в определении на активно-деятельностную позицию.

Что такое «ценность» в этом подходе? Ценность-мотиватор — это жизненно или критически значимые характеристики предмета человеческой деятельности. Что такое «жизненно значимые»? Это значит, вы имеете дело с какими-то обстоятельствами вашей жизни, с предметом вашей деятельности, и этот предмет, его характеристики могут лишить вас жизни или, наоборот, придать вам жизненные силы. Вопрос жизни и нежизни. Мы уже затрагивали эту тему и поняли, что смысл жизни — это жизнь как таковая. Если ее нет, нет ничего прочего. Главная мотивация образцов жизни, которые потом развились и превратились в человека, — это обеспечить свою жизнеспособность. И поэтому «жизненно важные» — между жизнью и смертью, или критически значимые в этом же отношении — быть имунно-эффективными, чтобы отражать вирусные, бактериальные и все прочие атаки, угрожающие человеку, его здоровью, его жизни — вот, что значит «критически значимые характеристики».

Что за ценности-мотиваторы? У животных их три: это противоположная голоду — сытость, это возможность размножения, и это возможность отразить опасность. Мы уже об этом говорили, и эта связанность всеобщего построения не случайна. Всего три мотиватора обеспечивают и описывают весь жизненный цикл любого животного. Человек от животного отличается. По-существу, нет ничего более значимого и высокого для человека, чем быть человеком истинным, настоящим. Жить-то можно и как свинья, можно и как античеловек. Поэтому двенадцать ценностей-мотиваторов — ценностных шкал для человека отличают его от животного и античеловека, и они и есть жизненные или критически важные характеристики предмета человеческой деятельности.

Вы можете попросить уточнить, а какая связь между такими истинно человеческими мотиваторами, как труд, любовь, духовное удовлетворение и вопросом жизни и смерти. Связь есть, и она фундаментальна, потому, что сам принцип эволюции жизни как образцов жизни, видов этих образцов жизни, как явления, сама эволюция направлена в сторону увеличения жизнеспособности. Так люди начали разводить костер, чтобы не замерзнуть, начали обрабатывать шкуры животных, чтобы им было тепло, начали готовить на костре мясо, чтобы оно усваивалось лучше, т. е. они все время повышали свою жизнеспособность. На каком-то этапе эволюции индивидуальная жизнеспособность человека стала значительно проигрывать социально достигаемой жизнеспособности. «На миру и смерть красна!» — известная народная мудрость. Но ведь ее обратное прочтение означает, что миром выжить гораздо эффективнее. Отсюда прогрессивный характер социальности, социализма, кооперативности, общежительства, а не этой путинско-грефовской, гайдаровской, чубайсовской конкурентоспособности, социал-дарвинизма (человек человеку волк, выживает сильнейший).


ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ И КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДМЕТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Итак, социальность или способность человека быть человеком настоящим повышает его жизнеспособность. А отсюда характеристики предмета человеческой деятельности, которых в жизнедеятельности человека великое множество. Все, с чем человек соприкасается, является предметами его деятельности. Сейчас предмет моей деятельности — ваши пытливые глаза и сознание, которые воспринимают поток информации и для меня очень важно (это для меня сейчас мотивация), чтобы вы наиболее эффективно уловили смыслы, которые я стремлюсь передать.

Итак, двенадцать человеческих ценностей-мотиваторов — труд, коллективизм, любовь мужчины к женщине, человека к человеку, детей к родителям, родителей к детям, духовное удовлетворение, нематериальные ценности, инновационность, альтруизм, терпимость, ценность жизни, сопереживание, креативность или способность к творчеству, стремление к совершенству — жизненно и критически важны в качестве характеристик предмета человеческой деятельности. Что за предметы тут уместно упомянуть? Институты воспитания, образования, науки, СМИ, пропаганды, идеологии, наконец, политики, государственного управления.

Исходя из этих представлений, по указанной смысловой цепочке выдвигаем политическую программу, проект нашей Конституции для устроения страны на новых основаниях.

В силу высших ценностей-мотиваторов мы утверждаем приоритетность общественного над индивидуальным. Но при этом способность к творчеству, стремление к совершенству, терпимость, ценность жизни, духовность, любовь — это же характеристики индивидуальные! Поэтому возникает творческая задача одновременного достижения успеха в комплексе характеристик, делающим жизнеспособность нашего общества и каждого индивида максимальной.

Идем дальше. Ценность является атрибутом человеческой деятельности, характеристикой предмета человеческой деятельности. Но человеческая деятельность целеположена. Всегда ставится цель, для которой ищутся пути и средства достижения. Цель и ценность таким образом связаны, и не случайно. Обычно, когда спрашиваешь, что такое цель, говорят: «Это то, чего хочется». Спрашиваешь: «А то, чего хочется, это что?». Связка «ценность и цель» жесткая, прямая, смысловая. Цель — это желаемые по каким-то соображениям характеристики предмета человеческой деятельности. «Опаньки!», — вы скажете. Так это же ценность!

Ценность — это жизненно и критически важные, а цель — это желаемые по некоторым соображениям характеристики. Ценностей-мотиваторов, которые человека делают человеком, а сообщество человеческим, двенадцать. Плюс три, которые связаны с биологической компонентой нашей человеческой сущности. Итого — пятнадцать. А целей у человека? Гораздо больше.


ПРОБЛЕМНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДЕРЕВЬЯ

Я обещал показать работы по теме сегодняшнего занятия. Представляю работу «Проблемная повестка современной России»[1].

В ней перечислены 72 направления устроения и управления страной. Какие?

В финансово-экономической сфере — производительность труда, управление инфляцией, ценовое регулирование, игорный бизнес, туризм, профессиональный спорт, зрелищные мероприятия, инвестиции, денежно-кредитная и банковская политика, бюджет, налоги, финансовые рынки.

Социальная сфера — доходы и оплата труда, пенсионное обеспечение, ЖКХ и жилье, семья, гендерное направление, молодежь, экология.

Гуманитарная сфера — образование, здравоохранение, демография.

Внутриполитическая сфера — властная вертикаль, кадровая политика, элита, гражданское общество. Я не все зачитываю, их гораздо больше.

Внешнеполитическая сфера — суверенность внешней политики, научно-теоретическая школа внешней политики, работа в министерстве иностранных дел.

Направлений партийной или государственно-управленческой деятельности — 72. У каждого из направлений есть цели управления, и часто таких целей больше, чем одна. Значит, цели от наших ценностей как абсолютных констант отличаются числом! Потому и определение цели таково: цель — это желаемые по каким-то соображениям характеристики предмета человеческой деятельности. Предметы я перечислял: это направления государственного управления страной. Если «желаемые по каким-то соображениям», то эти соображения человек должен сформулировать, делая выбор. Например, я покажу вам сейчас, как форматируются на основе этих, казалось бы, академических, теоретических рассуждений о ценностях и целях реальные управленческие проекты и будущие планы управления страной. Это, так называемое, проблемно-управленческое дерево. Для экономического устроения и управления страной имеют место 33 такие экономические политики (производительность труда, доходов и оплаты труда, занятость и т.д.). Со своими конкретными, показанными в общем виде на рисунке, атрибутиками.

Если такое понимание проблемного поля и управленческих решений есть, то рождается готовность, профессиональные претензии на власть, на реальное государственное управление. Эти темы еще впереди.

С чего все начинается? С ценностей, с тех самых желаемых соображений, которые формулируют ценностные цели. Что это в случае экономической политики государства? Экономический рост и развитие Российской Федерации в долгосрочной перспективе. Эта ценностная цель требует уточнения, потому что интересует не «валовой рост», а рост по конкретным показателям, и уточним, кстати, что такое развитие. Это качественное структурное распределение в социальном пространстве — распределение по доходам, в региональном пространстве — между субъектами Федерации и в отраслевом пространстве экономики.

Расшифровываем главную, высшую ценностную цель, которая в силу своей интегративности ближе к ценности: экономический рост и развитие — что это такое? Это социальный гуманизм. Это устойчивость роста и развития. И это национальная безопасность.

Помним, что цели это характеристики предмета вашей деятельности. Предмет деятельности в данном случае — обустройство экономики — производства, распределения и потребления, характеристики — измеримые параметры. Экономический рост — это первая производная или скорость изменчивости показателя, например, валового внутреннего продукта или себестоимости производства, или индекса инфляции.

При таком понимании цели возникает понятийная цепочка управления: цели — проблемы — задачи — решения. Возникает управление.


ЧТО ТАКОЕ «ИНТЕРЕС»?

Вернемся ненадолго к исходным смысловым задачам. Мотивация — это психологическое состояние человека, которое заставляет его действовать для удовлетворения своих потребностей. Потребности — это необходимость для образца жизни обменов с окружающей средой веществом, энергией и информацией. А что же такое интерес? Это очень важный термин, потому что от него мы перейдем к тому, что такое национальный интерес.

Итак, интерес — это… Помните, мы договаривались, что определение — это почти математическая формула. Уточняю, это уравнение. Слева — определяемое, справа — три смысловых слагаемых и знак равенства. Первое смысловое слагаемое справа отвечает на вопрос: «Что это?». Второе смысловое слагаемое: «Какое оно, это? Что там полезного, а что там вредное?». И третье смысловое слагаемое: «Что с этим будем делать?». Это же почти математическая формула, абсолютная, которую вы берете как шаблон к любому определяемому слева, напрягаете свой опыт и знания всех его проявлений в жизненных наблюдениях, их компрессируете, как мы в прошлый раз говорили, и упаковываете в эти три смысловых слагаемых: «Что это такое, исходя из вашего опыта и понимания?», «Какое оно: полезное или вредное?» и «Что с этим потом будем делать?».

Пройдя по такому пути и получаем, что интерес — это психологическое состояние человека, мотивирующее его на действия по удовлетворению потребностей. Про потребности мы уже поговорили. Кстати, главная потребность у образца жизни в чем? Жить. Потому что, если нет жизни, разговора ни о чем больше не возникает. Но для человека — главное жить — не просто осуществляя биологический цикл, но жить человеком, человеком истинным, категориальным, а не свиньей, ублюдком, фашистом, негодяем, людоедом.


НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

В политическом словаре есть два часто употребляемых и связанных между собой понятия — «национальная безопасность» и «национальный интерес».

Попробуйте начать отвечать на вопрос: «Что такое «национальные интересы»? В случае частного интереса, мы только что разобрались, — это то, что человека мотивирует. А что такое «национальные интересы» для государства, для политического управления государством во внешнеполитической сфере, например? Что государство мотивирует?

Начнем со стандартного источника мудрости — Википедии: «Национальный интерес — это реальные причины действия государства, направенные на обеспечение стабильности его функционирования и развития; совокупность национальных целей и базовых ценностей, играющих важную роль в сфере национальной безопасности». Проанализируем. «Национальный интерес — это причины действий». Интерес — это причины действий? Интерес — это причина? Очевидно, что нет. Очевидно, что это ошибочно, если на сказать глупо. Дальше: «Интерес — это совокупность целей и ценностей». Значит интерес — это цель и ценность. Очевидно, что интерес — это не цель и это не ценность. Что в Вики написано? Написана глупость, которая только дезориентирует.

Так что ж такое «национальные интересы»? Исходя из нашей систематики, из определения интереса на уровне отдельного человека, предположить, что национальный интерес — это психологическое состояние, невозможно. Потому что не понятно, чье психологическое состояние? Государства? Нации? И что это у них за психологическое состояние? Поэтому здесь, конечно, нужна определенная смысловая модификация.

В итоге получаем, что национальный интерес — это состояние (помните, интерес человека — психологическое состояние человека) постоянного планирования государством государственного управления с целью достижения максимальной успешности государства. Вот, что это такое. Но вытекают отсюда важнейшие вещи. Для государства постулируется обязанность государственного управления. Либерализм с его минималистским государством — на свалку истории — и этого требует определение национального интереса. Дальше. Оно требует планирования государством государственного управления. А это конфронтирует с нынешним «Рынок со всем разберется! Никаких целей, планов, даже индикативного». И третье требование — «постоянного» — это неотрывная, как говорят, имманентная, т. е. органично присущая нормальному государству функция. Вот, сколько важного мы получили из определения, которое построено по нашей почти математической формуле и в четком контексте политического управления, политического проектирования, политической, партийной, государственной деятельности!

ВСЕ В НАШИХ РУКАХ, А ЗНАЧИТ, МЫ НЕПОБЕДИМЫ!

Идем дальше. Сколько целей управления и устроения имеет место для реальной России? 72 направления и в каждом из направлений по несколько целей.

А как же потом управлять-то достижением такого количества целей? В пирамиде проблемно-управленческих деревьев для каждой цели определены проблемы. Проблема — это (опять определение, почти математическое) препятствие на пути достижения поставленной вами цели. На пути достижения поставленной цели необходимо решать задачи. Я специально анализировал современные российские государственно-управленческие документы, начиная с Конституции — доктрины, политики, концепции — и вижу, что люди, которые их писали, которые за их принятие голосовали, а потом президент, который их подписывал, не понимают и потому путаются с тем, что такое проблема, задача, что такое средства достижения, решений этих задач. Это просто поразительно, но отсюда и недопустимо низкое качество реальной политики, такое, которое мы видим — и это не безобидные вещи!

Если проблема — это препятствие на пути достижения поставленной цели как характеристики предмета вашей деятельности, значит, и характеристика должна быть измеримой, мониторируемой и сопоставляемой с целеполаганием. А что такое «задача»? Задача — это постановка вопросов по преодолению препятствий на пути достижения поставленных целей. Соответственно, решение — это ответ на поставленные вопросы: «Как преодолеть препятствие?».

И еще одно важное обстоятельство. Целей по всей повестке устроения и управления страной множество и ни одна из них не должна отставать в достижении от других. Отсюда вытекает важный принцип и требование к государственному управлению — комплексированность управления. Дернешь за одну ниточку, а резонировать начинает весь сложнейший организм, поэтому решение должно иметь в виду все сложное пространство государственного устроения.

Множество задач необходимо решать одновременно, и во взаимодействии друг с другом.

А началось все с простеньких упражнений определения смысла понятий «ценность», «цель», «проблема», «задача»!

Итак, управление как неотъемлемое содержание человеческой деятельности, в которой цели, предмет деятельности, характеристики — без ценностей не бывают. Управление без целей не бывает. Управление без измеримых характеристик целеполагания не бывает. В управлении всегда присутствует объект и субъект управления. Субъект управления в силу смысловой пирамиды, которую мы выстроили, должен знать состояние объекта, имея в виду те самые важные характеристики объекта, должен их мониторировать, соотносить с целеположенными. И, если все правильно, средства воздействия на объект были правильными, то развитие (валовой рост, качество развития) идут в направлении целей. Все правильно, правильной дорогой идете, товарищи! Если же измеряемые показатели отличаются от целеположенных, то надо что-то менять: либо средства воздействия, либо коней на переправе — субъекта управления. Особенно такого субъекта как наш, который не в состоянии ничего ни целеположить, ни отмониторить правдиво и достоверно.

Когда рассогласование целеположенного и реально наблюдаемого нарастает, то объект управления идет в сторону от целеположенного. В таком направлении сейчас и идет Россия. И никаким враньем этот медицинский факт опровергнуть невозможно. В нормальном же случае это такое рассогласование по обратной связи, которая обязательна от объекта управления к субъекту управления (так называемый, рефлексивный тип управления, рефлексия, рефлекс, refl ection — отражение) приводит к мерам корректировки средств воздействия.

Таким образом, основные особенности такого вида человеческой деятельности как государственное управление мы получили из нескольких базовых понятий, которые мы определили по своим, почти математическим, правилам. Очевидно, насколько этот подход, развиваемый в нашей партийной школе и в нашем мыслительном арсенале, отличается от болтовни, беспомощности, профессиональной безответственности, схоластики: «Подымем Россию с колен! Напишем десять пунктов, за которые проголосуем на собрании людей с улицы!». Всем этим пичкают сейчас студентов в университетах, чтобы уж точно никогда страна не вернула себе когнитивные потенциалы, собственные мозги! Насколько все то, о чем мы с вами говорим в программе партийной школы ПНТ отличается осмысленностью, деловитостью, активностью! А значит, мы всегда будем сильнее, честнее, справедливее, эффективнее, потому что мы настоящие, потому что включаем собственные мозги, потому, что понимаем, что есть что. Мы видим ценности, мы ставим цели, мы понимаем, что именно обязаны предусмотреть, чтобы эти цели были достигнуты, чтобы не обмануть избирателей, народ, страну, перед которыми мы, как партия, берем свои обязательства.



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И УГЛУБЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННОГО ЗНАНИЯ

1. Что такое ценности и цели?

2. Может ли субъект управления быть одновременно объектом?

3. Бывает ли неодушевленный субъект управления?

4. Может ли быть в обществе развитие без управления?

5. Оцените сколько самостоятельных направлений управления страной может быть?

6. Почему увеличивая бюджет одной статьи госбюджета неизбежно столкнемся с вопросом, что делать с остальными статьями?

7. Что такое национальный интерес?


ПРИМЕЧАНИЯ

[1]  Сулакшин С.С., Новиков Д.Б., Гаганов А.А. и др. Проблемная повестка современной России. М.: Наука и политика, 2015. 181 с.


Автор Степан Степанович Сулакшин — председатель Партии нового типа, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.

Фото: Школа Лонжюмо. Слушатели горячо обсуждают задачу, поставленную перед ними товарищем Лениным… Рисунок С.Трофимова

#ПрограммаСулакшина  #ПартияНовогоТипа  #ПартминимумПНТ  #ПартшколаПНТ


ПРЕДЫДУЩИЕ ЗАНЯТИЯ КУРСА

ПНТ. Программные основы. Замысел партшколы. Вводное занятие

ПНТ. Программные основы. Занятие 2. Партия и государство

ПНТ. Программные основы. Занятие 3. Человек истинный. Нравственность. Добро и зло

ПНТ. Программные основы. Занятие 4. Успешность страны

ПНТ. Программные основы. Занятие 5. Идеология


Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...

Популярное за месяц

Партия нового типа
Центр сулашкина