По поводу «первой» и «второй» нефти

Редакция "Народного Журналиста" Экономика 61

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Иногда кажется, что наши начальники действительно представляют себе «капитализм» по образцам 18 века, причем не европейским даже, а каким- нибудь колониальным. Ну там рабы, плантации.

По оценке Всемирного банка, на «природный капитал» приходится 20% богатства России
— на «произведенный капитал» — 33% ,
— на чистые иностранные активы — 1%,
— максимальная же доля, 46%, – на «человеческий капитал».
«Человеческий капитал» обеспечил и максимальный вклад в прирост объема богатства на душу населения за : 47%, тогда как природный капитал – 15,5%.

То есть большая часть того, что с начала нулевых было создано в РФ (и присвоено ее хозяевами) — это результат эксплуатации (ну да, эксплуатации) человеческого труда, а не «продажи ресурсов» и, тем более, не «гасударственыхинвсетиций». Вот тупо не платят за работу — вот и вся бизнес модель.

В исследовании WorldBank «Returns to Education in the Russian Federation» есть вот какие примечательные данные

«Return to education» — отдача от образования, или доходность инвестиций в образование. Это зависимость между количеством лет обучения и заработком: показатель «индивидуальной отдачи» означает рост заработка за каждый дополнительный год образования, «социальная отдача» измеряется как прирост национального дохода за каждый год увеличения средней продолжительности обучения.

Так вот, в «девяностые» т.н. «личная отдача от образования» в России резко возросла. Чем более образован был человек, тем на большую зарплату он претендовал.
Вот это все «заводы-встали-дакатаранаук-пашли-в-челноки» — ну, не бьется со статистикой. Если «доктора наук» и пошли «в челноки», то это были какие-то очень хорошо оплачиваемые челноки. В целом же действовала четкая зависимость — больше знаний — больше денег.К началу нулевых «return to education» в РФ достиг пика — 9%. Нормальный мировой уровень. Причем для женщин этот показатель был даже выше — девушка «с образованием» зарабатывала сильно больше. Короче, «знание — сила».

А потом — в 2002-04 годах — что-то сломалось, и «отдача от образования» начала устойчиво снижаться. И сейчас в два раза уступает среднемировой.
Все поняли, что «сила» не в «знании», а в чем то другом.
Важно стало не ЧТО знаешь ты, а КТО знает тебя (ну, и КОГО знаешь ты). И какие люди за тебя слово скажут. А если не скажут — тогда никакой диплом не поможет.

Опубликовано ТГ-каналом «Деньги и песец«

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора