Последняя ступень(ка)

Русранд 19.01.2018 7:17 | Наука и техника 93

Автор Вадим Александрович Жартун — гендиректор консалтинговой компании «Nova Team» (г. Санкт-Петербург), консультант по управлению и организационному развитию, разработчик и ведущий бизнес-семинаров и тренингов, яркий — с нестандартным аналитическим взглядом — публицист и блогер.

После того, я на скорую руку свёл статистику космических запусков, в которой мы заняли позорное шестое место по аварийности, мне стало обидно за державу, захотелось проверить и уточнить этот результат, а кроме того — разобраться в вопросе подробнее и попытаться понять, в чём же, собственно, проблема.


ДЛИННОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

На самом деле, ответ на простой вопрос «чьи ракеты чаще падают» можно уточнять практически до бесконечности. На первый взгляд кажется, что всё просто: вот наши ракеты, вот — европейские, а вот — американские, но на деле ситуация немножко сложнее.

Европейцы запускаЮТ российские ракеты с космодрома Куру, южнокорейская ракета Наро — это наполовину наша Ангара, украинский Днепр летал с российских космодромов, а использовавшийся в международном проекте «Морской старт» Зенит был частично российским и частично — украинским.

В прошлом анализе для простоты я выбросил запуски ракет, созданных более чем одной страной.

Но чтобы точнее оценить вклад разных стран в аварийность запусков, сейчас мне пришлось собрать информацию о восьми сотнях космических запусков за последние 10 лет: кто запускал, кто произвёл первую ступень ракеты-носителя, кто — последнюю ступень или разгонный блок и, разумеется, по чьей вине произошла авария. Что считать аварией — тоже вопрос. Когда спутник упал в океан или ракета взорвалась в воздухе — всё ясно, но бывают и другие инциденты. Например, спутник выведен, но на нерасчётную орбиту. Часть спутников при этом может свою орбиту скорректировать, а часть — нет и становится бесполезным хламом. Бывает и так, что одним носителем выводится сразу несколько спутников, причём часть успешно, а часть не может отделиться от разгонного блока или просто падает. Отдельный разговор — аварии, которые произошли до запуска, как это было со взорвавшимся на стартовом столе Фальконом-9: полёта не было, а ракета и спутник — потеряны.

К сожалению, если учесть абсолютно все нюансы, то сравнить ничего не получится — почти каждый случай будет уникален. С другой стороны, увлекаться обобщениями тоже плохо — за цифрами легко потерять суть и причины происходящего. Нужно искать золотую середину.

С учётом всего этого я и составил свой рейтинг аварийности космических запусков по странам. Точнее, сразу три.


УСЛОВИЯ СОРЕВНОВАНИЯ

Первый рейтинг — по отношению аварий носителей (ступеней с первой по предпоследнюю) к количеству запусков.

Второй — по отношению аварий последних ступеней или разгонных блоков к запускам, в которых они отработали.

Третий (самый показательный) — суммарный: по отношение всех аварий ко всем запускам.

В рейтингах участвуют ракеты, способные вывести на орбиту более 400кг и запуски, в которых ракета оторвалась от земли.

Успехом считается такой вывод основной полезной нагрузки, при котором спутник или корабль оказались в состоянии выполнить свою миссию.


АВАРИЙНОСТЬ НОСИТЕЛЕЙ

За десять лет из 269 запусков российских ракет 7 закончились авариями, что даёт уровень аварийности носителей в 2,6%. У американцев за те же 10 лет из-за экспериментов Илона Маска аварийность носителей оказалась чуть лучше — 1,52%. У Китая — 0,64% а Япония с ЕС вышли в отличники, не потеряв ни одной ракеты из 32 и 70 соответственно. Только индусы оказались хуже нас с 2,7% аварий.

В последние пять лет ракеты вообще теряли только мы и американцы, и мы теряли больше — 2,27% против 1,79%. Статистика за три года сократила разрыв, но расстановка сил осталась неизменной: у нас 1,52% аварий, у американцев — 1,43%.

В общем, всё как в старом советском анекдоте: у нас почётное шестое место, у американцев — предпоследнее. Разница, правда, в том, что у них падали новые, неотработанные ракеты, совершившие свой первый успешный полёт всего несколько лет назад (Фалькон-1, Фалькон-2 и Антарес), а у нас Протоны, которым 53 года, и Союзы с более чем 60-летней историей. На самом деле, это меня беспокоит куда больше, чем последнее место, потому что говорит не о конструктивных недостатках ракет, которые можно сравнительно легко исправить, а о низкой культуре производства. Отвратительный менеджмент, нищенские зарплаты, тотальная некомпетентность — вот истинные причины аварий, а задом наперёд установленные датчики идущие вразнос турбонасосные агрегаты это всего лишь следствие. Так что пока по телевизору будут обсуждать технические аспекты аварии, а не организационные, можете быть уверены — наши ракеты будут продолжать падать.

АВАРИИ ПОСЛЕДНЕЙ СТУПЕНИ

Больше половины наших аварий произошло буквально в одном шаге от успеха: во время работы последней ступени или разгонного блока. За десять лет на этой стадии полёта мы потеряли 9 из 281 космических аппаратов, то есть 3,19%. Китай — 1,92%, США — 1,03%, Япония и ЕС не потеряли ничего. Хуже нас с показателем 5,56% аварий опять оказалась только Индия.

За пять лет распределение мест в рейтинге аварийности последней ступени по странам выглядело похоже, мы поднялись на ступень выше и поменялись местами с Китаем:

1. США: 0%, 110 пусков
2. ЕС (ESA): 0%, 38 пусков
3. Япония: 0%, 21 пуск
4. Россия: 3,03%
5. Китай: 3,45%
6. Индия: 4,17%

А вот в последние три года кое-что изменилось:

1. США: 0%, 69 пусков
2. ЕС (ESA): 0%, 26 пусков
3. Япония: 0%, 14 пусков
4. Китай: 3,45%
5. Индия: 5,88%
6. Россия: 5,97%

Да, вот и оно — наше очередное шестое место. И это не считая ещё четырёх случаев, когда наши разгонные блоки выводили спутники на орбиту с серьёзными отклонениями.

Вообще, разгонные блоки Фрегат и, особенно, Бриз, использующиеся на последней стадии выведения, это буквально ахиллесова пята отечественной космонавтики. Аварийность Бриз-М — запредельные 8,5%.

Причина проста: к нашей низкой культуре производства добавились ошибки, допущенные при разработке блока. Блок очень плотно скомпонован и представляет собой кольцо из баков с горючим и окислителем, внутри которого находится двигатель и прочая аппаратура. Из-за плотной компоновки многие детали работают почти на пределе прочности, а работающий двигатель разогревает баки. В одной из аварий перегрев двигателя всего на 1–2 градуса в сочетании с повышенной на пару градусов выше нормы температурой топлива привёл к закипанию окислителя и нарушению работы турбонасосного агрегата. В стране, где всё делается на глазок и на авось, где в ракету могут залить топлива на 1,6 тонны больше, чем нужно, а содержащий драгметаллы состав для пайки заменить на какой-то другой с неизвестными характеристиками, без запаса прочности не обойтись.

ОБЩИЙ РЕЙТИНГ

Включение в анализ запусков ракет совместного производства не изменило расстановку сил. За последние десять лет лидируют ЕС и Япония, потом идут США и Китай, а замыкают рейтинг Россия и Индия. За последние пять лет и три года Россия и Индия поменялись местами — здесь сюрпризов тоже не произошло.

Как цифры ни крути, суть от этого не меняется: состояние космической отрасли РФ явно не соответствует статусу сверхдержавы. Мы очевидным образом проигрываем конкуренцию: проблемы с качеством и исчезновение преимущества по цене привели к тому, что мы уже два года как утратили лидерство даже по количеству запусков.

Ходят слухи, что Роскосмос решил в пику Илону Маску разработать свою многоразовую ракету. Отличная идея! Но если качество конструкторских решений и культура производства останутся теми же, эту ракету не нужно запускать. Даже из ангара можно не выкатывать, спутники грузить в грузовик и сразу же топить в океане. Результат будет тот же, что и при запуске, но гораздо дешевле.

P.S. Файл Excel с исходными данными для самостоятельного анализа можете скачать здесь. А здесь — таблицы аварийности запусков.

Вадим Жартун

Источник


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Космические аварии

Новая госкорпорация — «Роскосмос», как диагностика России

Цена поддержки станкостроения РФ меньше стоимости Ельцин-центра

Станки, станки, станки…

Праздник высокотехнологичной цивилизации прошлого

Всего доброго, хорошего настроения и здоровья

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...

Популярное за неделю

Популярное за месяц