Послесловие к шахтёрскому празднику

Русранд 30.08.2018 22:13 | Политика 42

В минувшее воскресенье угольщики всех республик бывшего СССР отметили юбилейный, 70-й День шахтёра. Самое первое празднование по предложению министров углепрома СССР Дмитрия Оники и Александра Засядько состоялось 29 августа 1948 года. С течением времени День шахтёра стал главным праздником в городах Донбасса и Кузбасса, а также других угольных бассейнов. Но сегодня не о празднике. А о его обратной стороне — труде.

День шахтёра стал данью трудовому подвигу Алексея Стаханова. Массовое движение его последователей получило одноимённое название — Стахановское, причём взяв старт в угольной промышленности, оно получило развитие среди новаторов социалистического производства в других отраслях хозяйствования, было поддержано в странах соцориентации. Труд в СССР был своего рода культом. Звание Героя социалистического труда, Орден Трудового Красного знамени, медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие», газета «Труд», Институт труда, Первомай с его неувядаемым девизом «Мир. Труд. Май». Всего и не перечислить.

В честь трудовых подвигов и будней писались книги, снимались фильмы, именами рабочих назывались улицы и площади. Где, в какой стране мира именем простого шахтёра был назван целый город? Стотысячный Стаханов в Луганской народной республике — единственный в своём роде на всей планете.

К сожалению. Чем Алексей Стаханов, например, менее достоин каких-нибудь царей, купцов, чиновников или святых великомучеников, именами которых названы или переименованы тысячи населённых пунктов? Да простят меня верующие и атеисты, но идея труда ничем не противоречит Библии, а Библия не возбраняет труд. Изгоняя Адама из рая, Бог напутствовал его: «В поте лица твоего ты будешь есть свой хлеб» (Быт. 3:19).

Согласно современным исследованиям, советские стахановцы второй половины 1930-х годов по ряду параметров олицетворяли собой единый социокультурный тип. Присущими ему чертами были: сопричастность общему делу, настойчивость в достижении поставленных целей, смелость, состязательность, высочайший патриотизм, человеколюбие, тяга к знаниям, стремление к повышению профессионального уровня, ответственность за себя и коллектив. Чем не по-христиански? В историческом материализме добровольный труд — не только целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества, но и фундаментальный способ человеческой жизни, форма его отношения к обществу, к государству, Отечеству, семье, миру.

«Землю красит солнце, а человека — труд», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Суди о человеке по его труду», «Где труд, там и счастье», «Воля и труд дивные всходы дают», «Рукам работа — душе праздник», «Кончил дело — гуляй смело», «На миру и работа спорится» — известные с детства пословицы. Правда, последнее время всё больше людей, особенно молодых, уже не помнят их или находят несколько неуместными для существующей реальности.

Не так давно в российскую поисковую систему «Яндекс» ввёл слово «работа». Думаете, что моему взору предстали комбайнёры, кочегары и плотники, монтажники-высотники? Вот, какие картинки выдала мне система.

Найдите здесь производителей материальных ценностей, созидателей страны. Трудящиеся теперь у нас — офисные хомячки да стриптизёрши, а люди за станком, в забое или в поле — неудачники. Так перестроена система управления и смыслы бытия в государстве российском (в ближнем зарубежье — та же картина). Незаметно, медленно, щадя чувства пожилых патриотов, но система выкорчевала труд и уважение к работе, сделала это уверенно и глубоко. Так, что разгребать и перекодировать засорённые путиными и медведевыми, соловьёвыми и киселёвыми, «домами-2» и «камеди клабами» мозги предстоит десятилетиями.

Надо отметить, что уже в СССР периода горбачёвской перестройки труд перестал быть серьёзным стимулом и предметом гордости. Всеобщая и обязательная занятость приобрели в некоторых отраслях и ведомствах черты абсурда. Когда тысячи работников, не особо горбатясь, получали свои «зряплаты» авансы, квартальные премии, путёвки и грамоты, и даже стали кичиться друг перед другом своим безделием на рабочем месте. Это стало модным — ходить на работу, на которой не надо ничего делать.

Где сейчас культ труда в путинской России? Неужели на его место пришёл культ скоморошных «ментов», «физруков» и «врачей»? Есть в России несколько партий, по названию «трудовых», «рабочих», «деловых». Но все они либо вмонтировались в существующую реальность, либо догматизировались, маргинализировались, малочисленны, задвинуты в глубокие трюма российского «Титаника», на верхней палубе которого танцы и шампанское. А айсберг уже на горизонте, курс неизменен, и никто из команды рулевых даже не осознаёт, что у России может быть иной курс. И должен быть!

Как понять рабочего, живущего на нищенскую зарплату, униженного, забитого, бесправного, но голосующего за олигархов «Единой России»? Как понять предпринимателя, вкалывающего от зари до зари только ради того, чтобы отправить своих детей жить за границу, но при этом ничего не делающего для изменения российской действительности, для возвращения в её реальность принципов нравственности, справедливости и труда? Как понять журналиста, учителя, деятеля науки и культуры, молчащего по поводу происходящих процессов, в которых труд, трудовое воспитание превратились в нечто неудобоваримое, постыдное и даже преступное — как в случаях с привлечением к общественно важным работам школьников и студентов. Статья 37 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на труд, но при этом не берёт на себя никаких обязательств по обеспечению трудовой занятости граждан.

То есть, право трудиться у каждого гражданина есть, но никто в России, включая само государство, не гарантирует его полноценного обеспечения. Выходит, что государство, по Конституции, не заинтересовано в источнике своего развития, так как развитие обеспечивается только трудом. Государство не поощряет труд, не повышает его значения в обществе, а только гарантирует право работать.

Партия нового типа посвятила труду статью проекта Конституции России. В ней чётко прописаны нормы, что труд в России является основным источником доходов и потребляемых благ человека, источником развития общества и государства. Государство и общество поощряют труд, повышают ценность, значение и престиж труда. Труд мотивируется материальными и нематериальными способами, а предпринимательская деятельность, то, что не прописано в действующем законодательстве, признается социально значимой. Государство отвечает за обеспечение трудовой занятости трудоспособных граждан в соответствии с их предпочтениями, уровнем образования, профессиональной подготовки и квалификации, организацию повышения квалификации, уровня профессиональной подготовки граждан в целях минимизации безработицы.

Труд, согласно Катехизису ПНТ, — это основа человеческого общества. Но никакое общество не может существовать на основе паразитической морали, которая сложилась в путинской России. В ее тотальном распространении и видится фундаментальная причина экономического кризиса. Кризиса не может не быть при условии, когда в жизнь выходят поколения с абсолютным неприятием ценности труда. А им, между тем, подсказывается мысль о возможности безбедного существования и без трудовых затрат, за счет освоения передовых технологий присвоения. Очевидно, что без восстановления трудовой этики, без соответствующей героизации труда, массовости труда и российская, и мировая экономика обречены.

А вот как восстановить — это вопрос другого порядка. Он относится ко всем, кто живёт на меже нищеты или озабочен выживанием — и к рабочим, и к пенсионерам, и к предпринимателям и даже к добросовестным чиновникам. Ведь без труда не будет ни экономики, ни зарплат, ни пенсий. Одной газовой трубой, хоть «южной», хоть «северной», Россию не спасти. Одними ток-шоу народ не воспитать.

Болгарский коммунист Георгий Димитров на организованном над ним нацистами судилище произнёс знаменитую фразу о том, что происходящее — не вопрос права, а вопрос соотношения сил. Происходящее в России — это тоже их соотношение. И оно, как это ни странно, не в пользу большинства. Силы наши разобщены. Это при том, что подавляющее число граждан, как политически активных, так и безразличных к политическим процессам, понимают, что не туда ведут наше Отечество. Не туда! А значит, размежевавшись по общественным и политическим углам, пора искать главные точки соприкосновения и консолидации сил, где нет никаких разногласий.

Одна из них — труд.


Автор Владимир Викторович Волк — канд. в члены Федерального политсовета Партии нового типа.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...

Популярное за неделю

Партия нового типа
Центр сулашкина