Право на перекур

Александр Майсурян 18.06.2018 23:24 | История 72

Гелий Коржев. Поднимающий знамя. 1957. Интересно, а вдруг этот рабочий любит смолить папироски? Дымит вовсю махоркой в перекуры? Крадёт драгоценное рабочее время, которое пока принадлежит всяким Рябушинским и Коноваловым, но завтра будет принадлежать социалистическому государству? Пусть в таком случае положит на место красное знамя (ишь, фетишист проклятый! он что, не знает, что совсем не за знамя борются все сознательные пролетарии, символика и эмблематика им глубоко по барабану) и убирается вон из честных революционных рядов!

В последнем посте о курильщиках я бросил, больше для проформы, лёгонький дежурный камешек в огород граждан «нейтралов», заметив, что борьба некоторых левых с курильщиками табака чрезвычайно напоминает борьбу «нейтралов» с протестовавшими против нацистско-либерального переворота на Украине. Мол, и те, и другие недостаточно безупречно алого оттенка, поэтому пшли вон! Конечно, я никак не ожидал от граждан нейтралов немедленного подтверждения. В конце концов, не обязаны же они брать на себя столь нелёгкую и самоотверженную миссию – не щадя лба своего, наступать на все раскиданные перед левыми грабли без исключения! Но граждане нейтралы, в лице Велимира Долоева doloew1917, не подвели!

Уважаемый Долоев выступил с целым большим постом «О разных сортах опиума для народа», где припомнил такой случай из личного опыта:
«Первые месяцы работы, вечерняя смена, четыре человека за станками. Стою, работаю. Подходит коллега В. с больших корейцев, некурящий.
– Слушай, тебя не задрали эти два персонажа – Н. и Д.?
– В смысле?
– Я четыре часа наблюдаю – они курить сбегали уже пять раз. Я за это время один раз в сортир сходил, ты так вообще без отрыва стоишь.
– Ну, я тоже сейчас в туалет пойду.
– Ну не мудаки ли? А потом получаем херню на руки. Вот как с ними работать, с наркоманами?».

А потом чёрными буквами по белому экрану написал свои выводы:
«Курение как символ праздности, лени, повод уклониться от работы – в нашей культуре оно в таком качестве утвердилось именно в советские времена. Это лишь один из факторов деморализации, далеко не самая важная причина, приведшая к обрушению СССР, однако отрицать его начисто тоже не стоит. Легендарный бизнесмен Чичваркин однажды сказал: «пока сотрудник курит, он ворует мои деньги!». Не стоит сомневаться в том, что буржуйская морда прекрасно осознаёт свои интересы. И нам, коммунистам, нет нужды за эти интересы бороться. Но вот когда мы сотрём с лица земли чичваркиных и тинькоффых, и столкнёмся лицом к лицу с проблемами социалистического строительства, стоит задать один простой вопрос: «Кого ты теперь обворовываешь, курильщик?».»

Вона как! И ведь действительно, «перекуры» идут из проклятого советского прошлого. В те времена даже лагерное начальство аццкого сталенского ГУЛАГа не смело посягать на это священное право работника. Кто сомневается – вот свидетельство многолетнего лагерника (и в молодости – реального троцкиста, между прочим) Варлама Тихоновича Шаламова:

«Перекур – это самый обыкновенный отдых, отдых для некурящих, ибо махорки у нас не один год не было, а перекуры были. В тайге любители курения собирали и сушили листы чёрной смородины, и были целые дискуссии, по-арестантски страстные, на тему: брусничный или смородинный лист вкуснее. Ни тот, ни другой никуда не годился, по мнению знатоков, ибо организм требовал никотинного яда, а не дыма, и обмануть клетки мозга таким простым способом было нельзя. Но для перекуров-отдыхов смородинный лист годился, ибо в лагере слово «отдых» во время работы слишком одиозно и идёт вразрез с теми основными правилами производственной морали, которые воспитываются на Дальнем Севере. Отдыхать через каждый час – это вызов, это и преступление, но ежечасная перекурка – в порядке вещей. Так и здесь, как и во всём на Севере, явления не совпадали с правилами. Сушёный смородинный лист был естественным камуфляжем.»

Вообще-то, если бы указанную ситуацию стали разбирать настоящие большевики-революционеры, то они, уверен, рассуждали бы примерно так: «Итак, благодаря трудовым завоеваниям советского времени сложилась ситуация, что работник имеет фактическое право примерно раз в час отдохнуть минут пять под видом «перекура». Это означает, что он отвоевал в день минут 35-40 отдыха, которые принадлежат ему, а не чичваркиным и прочим буржуям. Это прекрасно, поскольку означает фактическое сокращение рабочего дня на это время! Конечно, ни в коем случае нельзя это право сдавать буржуям под фарисейским предлогом «вредности курения». Наоборот, надо добиваться, чтобы все работники, а не только курящие, имели право на этот пятиминутный отдых раз в час. И не де-факто, а де-юре, твёрдо закреплённое в законе! И они совсем не обязаны курить, можно просто выйти во двор, постоять немного или пройтись, вдохнуть свежий воздух, поднять глаза на природу – это что, не нужно рабочему?».

Увы, не так рассуждает Долоев, не так рассуждают «борцы с курением» и борцы с правом на перекур. Уж Маркс им судья…

Но мне вот интересно, что бы сказал процитированный выше товарищ Шаламов тем, кто так рассуждает? Лично я всегда стараюсь соблюдать вежливость в дискуссиях, по крайней мере, если мне не грубят первыми. Но Варлам Тихонович был совсем не таков! И он мог бы ответить так, как отвечал (по другому поводу) в одном из своих рассказов: «Я, помню, слушал, слушал этого господина, а потом сказал: «Вот слушаю тебя и не знаю, что делать — не то смеяться, не то дать тебе по роже. Второе, пожалуй, правильнее».»

Такие дела!


Варлам Шаламов

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...

Популярное за месяц

Партия нового типа
Центр сулашкина