Пушкинская площадь, 1965-2018. К возвращению Плётки

Александр Майсурян 8.05.2018 13:55 | Важное в блогах 105

На заглавной фотографии запечатлено, между прочим, историческое событие — первая открытая демонстрация диссидентов в советской Москве 5 декабря 1965 года. Проводилась она в защиту писателей Даниэля и Синявского. До начала перестройки оставалось ещё добрых 20 лет. Но «Литературная газета» напечатала тогда письмо писателей-диссидентов в защиту Даниэля-Синявского. Диссиденты вышли на площадь и продолжали это делать потом каждый год, сначала 5 декабря, в день сталинской Конституции, потом 10 декабря, в день прав человека. В общем, маленький камешек покатился с горы вниз, постепенно превращаясь в лавину.

И вот, ура, мы видим итоги этого процесса. Вот они, запечатлены на недавнем фото с той же Пушкинской площади.

То же здание «Известий», те же фонари, окружающие бронзового поэта… Только пропали со здания редакции советские ордена, и бегущая новостная строка, сообщавшая о каких-то хищениях. Кому теперь могут быть интересны хищения, тогда, в 1965-м, это была экзотика, теперь — повседневная надоевшая реальность. Вместо этого в общую картину добавился новый элемент — гордо воздетая над толпой (идейными наследниками тех демонстрантов-1965) казачья плётка. Тоже историческое событие…

Такое было бы немыслимо в 1965 году, тогда и дубинок, кстати, никто в руках у стражей порядка не видал. Говорят, где-то они и тогда были в ходу, вроде бы в каких-то редких случаях применялись… но в повседневной реальности практически не встречались. Почему? Да потому что дубинка, плётка — это всё орудия нападения, не обороны. И для советского милиционера держать орудия нападения на людей в руках или гордо размахивать ими над головами толпы было как бы стыдно. Не к лицу ему… он же не какой-нибудь буржуазный фараон.
Когда резиновые дубинки в конце 80-х заняли место в руках милиции, то в народе их иронически и весьма метко прозвали «рычагами перестройки» и «демократизаторами».
Однако нельзя сказать, что у этих орудий в России не было никакой предыстории. Вот фрагмент знаменитой картины Ильи Ефимовича Репина «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883).

Как видим, на ней над толпой, идущей крестным ходом, свистит всё та же полицейская плётка.

Что ж, спасибо вам, демонстранты 1965 года и их наследники! Вы хорошо поработали! Вашими коллективными усилиями, вашими молитвами, вашим неприятием мерзкой и гнусной советской действительности вы успешно сдвинули колесо Истории назад. Вы выдернули из небытия и вернули обществу важнейший, символически значимый элемент досоветской реальности, благословенной России-Которую-Мы-Потеряли — полицейскую, казачью и вообще господскую Плеть.

Ну, а за что, кстати, борются те недавние демонстранты на Пушкинской? Они борются за то, чтобы прокрутить то же колесо ещё на несколько делений назад, ещё дальше от ненавистного «Совка». И какой новый сюрприз из музейного арсенала прошлого они хотят вытащить и нам его вернуть? Может быть, ножные кандалы?

Да, с 1917 года их никто в России и СССР не носил. Какая тяжкая утрата! Или публичную порку?.. Во всяком случае, борются они за новый уровень погружения общества в историческую выгребную яму просто героически, и не может быть, чтобы их усилия прошли даром… Ах да, сами-то они почему-то полагают, что жертвуют собой за свободу. Но ведь и в 1965 году демонстранты думали точно так же!

Только вот одна незадача — бороться «за свободу» под антисоветскими и антикоммунистическими лозунгами — это значит бороться за полную и неограниченную свободу казачьей и полицейской плётки.
Александр Майсурян
Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...
Партия нового типа
Центр сулашкина